(впечатления от одного концерта)
Условности и допуски
Филармония балует и удивляет. У меня, когда впервые услышал о желании пригласить в Тольятти Эмму Смит в конце июня сомнения, не скрою, были. Казалось, что в это время трудно собрать зал. Всё же летом многие больше настроены на отдых вне городских стен, пытаясь улизнуть из царства стекла и бетона при любой возможности. Однако Лена Семёнова, демонстрировавшая концертные ролики певицы убеждала: «Она такая талантливая. Посмотри, как поёт. Глупо упускать такую возможность!» И ведь была права. И зал собрали аншлаговый, и удовольствие получили.
Как говаривал Штирлиц: «Запоминается последнее». Это я к тому, что такое завершение сезона – это ещё и мостик к яркому началу следующего. И красивый реверанс в пользу зрителей. А за каждого из них здесь предпочитают бороться. И, стоит признать, успешно.
Думаю, никто не будет спорить, что филармония место демократичное. Пожалуй, ни на каких других концертах, невозможно встретить такого разнообразия – в деле представители всех возрастных категорий и поклонники разных стилей. В этот раз, к примеру, был замечен один из самых мощных олдовых гитаристов, предпочитающих жёсткий хард, и романтично-фэнтэзийный представитель поколения, которое задаёт тренды на городской рок-площадке сегодня. И объединил их, заметье, джазовый концерт. Просто потому что невозможно пропустить появление в твоём городе мастеров такого уровня. На мой взгляд, момент показательный.
Пиршество чистого джаза
Перед концертом подошёл знакомый, являющийся завсегдатаем филармонических джазовых концертов, и поинтересовался, чего я жду от предстоящего действа. Заставив задуматься, а, в самом деле, чего я жду? По дороге в зал сформулировал. Да, пожалуй, хочу понять подходы Эммы к стандартам и услышать, насколько им удаётся работать в тандеме с блестящим Самвелом Гаспаряном.
Всё-таки совершенно одно дело, когда ты видишь студийные работы или даже хорошо прописанные концертные выходы, и совсем иное собственные ощущения. Они ведь далеко не всегда совпадают с тем, что ты себе рисовал. Тем более что и «перегружать» себя насмотренностью я никогда не пытаюсь. Чтобы сохранить первозданность восприятия. Особенно, когда это первая встреча с артистом.
Не знаю, как у вас, но у меня почти всегда появляются знаки, которые задают настроение, являются этаким камертончиком для втягивания в ту или иную историю. На сей раз, таким стала… Эмма. Я стоял перед служебным входом, когда девушка в шортиках и футболке легко двинулась из фойе (ну, вряд ли кто мог опознать её в таком виде, а артисты очень любят посмотреть, что происходит с этой стороны кулис) взявшись за ручку двери, оглянулась и посмотрела лукаво и задорно, лишь кивнув головой на моё: «Привет!» Не стану исключать, что я и ошибся, но мне почему-то захотелось увидеть и представить именно так. И, как это часто бывает, ответ был получен по ходу концерта.
Тот, кто был на концерте знает, что у нашей героини просто не было шанса не оказаться в джазе. Когда дед джазовый тромбонист, отец джазовый трубач, а мама саксофонистка – разве может быть другой выбор?! Говорю это не к тому, чтобы пересказывать биографию. Просто это во многом объясняет, выбранную Эммой стилистику подхода. Скажем, если Вадим Эйленкриг – экспериментатор, то Эмма – исповедует чистый джаз. Её конёк – собственное воспроизведение джазовых стандартов. Сама программа, в которой звучали Гершвин, Смит, Эллингтон – двигает в сторону традиционного свинга. Главный же вопрос в джазе всегда не то – что, а то – как, с применением каких инструментов.
Среди моментов, которые бросились в глаза буквально с первого же номера – культура пения. Умея практически всё, обладая для того, чтобы придать экспрессии большими возможностями, Эмма совершенно не старалась «дать огня», форсировать голос. Она добивается своих целей – работая филигранно, тонко, аккуратно оббпевая каждую нотку. На сцене сегодня достаточно вокалисток, которые «палят из всех орудий», рвут связки, стараясь передать свои эмоции публике. Смит в таком не нуждается. Она справляется, используя свой «арсенал». Это, признаюсь огромное удовольствие, видеть, как знакомые мелодии (кто, скажите, не узнает зонгов из «Порги и Бесс»?) в исполнении Эммы наполняются и окрашиваются каким-то новым смыслом. И достигается это исключительно работой с голосом. Часто ловил себя на ощущении, что Эмма обволакивает тебя своим вокалом. Ощущении, замечу физическом, идущим именно от деликатности подхода к материалу.
У Смит, вообще, достаточно козырей. Она не только красива, обаятельна и фактурна, что помогает ей добиваться погружения в эпоху, когда красивые мужчины во фраках в дорогих ресторанах приглашали на танец дам в роскошных вечерних платьях. Эмма ещё и очень любит поговорить. Что позабавило: не говоря на русском, зато обладая отменной артикуляцией, певица представляла вещи так, что основное было понятно без перевода. А это важно для взаимодействия со зрителем.
Ешё одна милая особенность. Джазовым певицам достаточно трудно много двигаться. У Эммы получается очень красиво работать руками. Длинные, элегантные – они словно помогают ей дорисовывать образы, создаваемые мелодией и голосом. Выходит органично и красиво.
Ну, и наконец, о лукавстве. Порой Эмма, словно бы слегка устав быть джазовой дамой, превращалась в озорную девчонку, которой так хочется показать всем язык и как-то очень по-подростковому «двинуть телом» (думаю, вы поняли, что я имел в виду). Удивительно, но это никак не выбивается из общей картинки. Скорее наоборот, придаёт ей цельности.
В общем, за Эммой – в удовольствие наблюдать, а не только слушать. И это – одна из важных составляющих шоу.
Если говорить о концерте в целом, то стоит отдать должное маэстро Гаспаряну, способному в одиночку держать большие залы. Здесь он совершенно весь – в командной работе, стараясь своим роялем подчеркнуть подсветить сильные стороны вокалистки, помочь ей чувствовать себя комфортно. И, да, разумеется, будем ждать сольного концерта маэстро в Тольятти.
Выделил бы ещё и барабанщика из Москвы Павла Тимофеева, срочно введённого в состав оркестра. На мой взгляд, они с Гаспаряном «цементировали» конструкцию. Плюсом Павел ещё и артистичен. Это всегда выигрышно.
Красивая точка
Знаю по собственному опыту, что большие музыканты, в отличие от дутых звёзд, совершенно не склонны к снобизму. Всегда готовы к нормальному общению. И поэтому совершенно не удивился, когда Эмма смело отправилась после концерта в фойе, чтобы подписать пластинки и сфотографироваться с поклонниками. Правильный ход, работающий на сближение публики и музыкантов. Причём, в филармонии он практикуется регулярно.
Право слово, если уж хотелось завершить сезон красиво, то именно эта программа оказалась более чем уместной.
Алексей «Алекс» Орлин