Эмма Смит

(впечатления от одного концерта)

Условности и допуски

 Филармония балует и удивляет. У меня, когда впервые услышал о желании пригласить в Тольятти Эмму Смит в конце июня сомнения, не скрою, были. Казалось, что в это время трудно собрать зал. Всё же летом многие больше настроены на отдых вне городских стен, пытаясь улизнуть из царства стекла и бетона при любой возможности. Однако Лена Семёнова, демонстрировавшая концертные ролики певицы убеждала: «Она такая талантливая. Посмотри, как поёт. Глупо упускать такую возможность!» И ведь была права. И зал собрали аншлаговый, и удовольствие получили.

 Как говаривал Штирлиц: «Запоминается последнее». Это я к тому, что такое завершение сезона – это ещё и мостик к яркому началу следующего. И красивый реверанс в пользу зрителей. А за каждого из них здесь предпочитают бороться. И, стоит признать, успешно.

 Думаю, никто не будет спорить, что филармония место демократичное. Пожалуй, ни на каких других концертах, невозможно встретить такого разнообразия – в деле представители всех возрастных категорий и поклонники разных стилей. В этот раз, к примеру, был замечен один из самых мощных олдовых гитаристов, предпочитающих жёсткий хард, и романтично-фэнтэзийный представитель поколения, которое задаёт тренды на городской рок-площадке сегодня. И объединил их, заметье, джазовый концерт. Просто потому что невозможно пропустить появление в твоём городе мастеров такого уровня. На мой взгляд, момент показательный.

Пиршество чистого джаза

 Перед концертом подошёл знакомый, являющийся завсегдатаем филармонических джазовых концертов, и поинтересовался, чего я жду от предстоящего действа. Заставив задуматься, а, в самом деле, чего я жду? По дороге в зал сформулировал. Да, пожалуй, хочу понять подходы Эммы к стандартам и услышать, насколько им удаётся работать в тандеме с блестящим Самвелом Гаспаряном.

Всё-таки совершенно одно дело, когда ты видишь студийные работы или даже хорошо прописанные концертные выходы, и совсем иное собственные ощущения. Они ведь далеко не всегда совпадают с тем, что ты себе рисовал. Тем более что и «перегружать» себя насмотренностью я никогда не пытаюсь. Чтобы сохранить первозданность восприятия. Особенно, когда это первая встреча с артистом.

 Не знаю, как у вас, но у меня почти всегда появляются знаки, которые задают настроение, являются этаким камертончиком для втягивания в ту или иную историю. На сей раз, таким стала… Эмма. Я стоял перед служебным входом, когда девушка в шортиках и футболке легко двинулась из фойе (ну, вряд ли кто мог опознать её в таком виде, а артисты очень любят посмотреть, что происходит с этой стороны кулис) взявшись за ручку двери, оглянулась и посмотрела лукаво и задорно, лишь кивнув головой на моё: «Привет!» Не стану исключать, что я и ошибся, но мне почему-то захотелось увидеть и представить именно так. И, как это часто бывает, ответ был получен по ходу концерта.

 Тот, кто был на концерте знает, что у нашей героини просто не было шанса не оказаться в джазе. Когда дед джазовый тромбонист, отец джазовый трубач, а мама саксофонистка – разве может быть другой выбор?! Говорю это не к тому, чтобы пересказывать биографию. Просто это во многом объясняет, выбранную Эммой стилистику подхода. Скажем, если Вадим Эйленкриг – экспериментатор, то Эмма – исповедует чистый джаз. Её конёк – собственное воспроизведение джазовых стандартов. Сама программа, в которой звучали Гершвин, Смит, Эллингтон – двигает в сторону традиционного свинга. Главный же вопрос в джазе всегда не то – что, а то – как, с применением каких инструментов.

 Среди моментов, которые бросились в глаза буквально с первого же номера – культура пения. Умея практически всё, обладая для того, чтобы придать экспрессии большими возможностями, Эмма совершенно не старалась «дать огня», форсировать голос. Она добивается своих целей – работая филигранно, тонко, аккуратно оббпевая каждую нотку.  На сцене сегодня достаточно вокалисток, которые «палят из всех орудий», рвут связки, стараясь передать свои эмоции публике. Смит в таком не нуждается. Она справляется, используя свой «арсенал». Это, признаюсь огромное удовольствие, видеть, как знакомые мелодии (кто, скажите, не узнает зонгов из «Порги и Бесс»?) в исполнении Эммы наполняются и окрашиваются каким-то новым смыслом. И достигается это исключительно работой с голосом. Часто ловил себя на ощущении, что Эмма обволакивает тебя своим вокалом. Ощущении, замечу физическом, идущим именно от деликатности подхода к материалу.

 У Смит, вообще, достаточно козырей. Она не только красива, обаятельна и фактурна, что помогает ей добиваться погружения в эпоху, когда красивые мужчины во фраках в дорогих ресторанах приглашали на танец дам в роскошных вечерних платьях. Эмма ещё и очень любит поговорить. Что позабавило: не говоря на русском, зато обладая отменной артикуляцией, певица представляла вещи так, что основное было понятно без перевода. А это важно для взаимодействия со зрителем.

 Ешё одна милая особенность.  Джазовым певицам достаточно трудно много двигаться. У Эммы получается очень красиво работать руками. Длинные, элегантные – они словно помогают ей дорисовывать образы, создаваемые мелодией и голосом. Выходит органично и красиво.

 Ну, и наконец, о лукавстве. Порой Эмма, словно бы слегка устав быть джазовой дамой, превращалась в озорную девчонку, которой так хочется показать всем язык и как-то очень по-подростковому «двинуть телом» (думаю, вы поняли, что я имел в виду). Удивительно, но это никак не выбивается из общей картинки. Скорее наоборот, придаёт ей цельности.

 В общем, за Эммой – в удовольствие наблюдать, а не только слушать. И это – одна из важных составляющих шоу.

 Если говорить о концерте в целом, то стоит отдать должное маэстро Гаспаряну, способному в одиночку держать большие залы. Здесь он совершенно весь – в командной работе, стараясь своим роялем подчеркнуть подсветить сильные стороны вокалистки, помочь ей чувствовать себя комфортно. И, да, разумеется, будем ждать сольного концерта маэстро в Тольятти.

 Выделил бы ещё и барабанщика из Москвы Павла Тимофеева, срочно введённого в состав оркестра. На мой взгляд, они с Гаспаряном «цементировали» конструкцию. Плюсом Павел ещё и артистичен. Это всегда выигрышно.

Красивая точка  

 Знаю по собственному опыту, что большие музыканты, в отличие от дутых звёзд, совершенно не склонны к снобизму. Всегда готовы к нормальному общению. И поэтому совершенно не удивился, когда Эмма смело отправилась после концерта в фойе, чтобы подписать пластинки и сфотографироваться с поклонниками. Правильный ход, работающий на сближение публики и музыкантов. Причём, в филармонии он практикуется регулярно.

 Право слово, если уж хотелось завершить сезон красиво, то именно эта программа оказалась более чем уместной.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *