(послесловие к фестивалю)
По «кирпичику»
Если кто-то начнёт вам заливать о том, что он чётко знает, как, раз за разом, делать успешный фест – гоните в шею! Почему? Потому что приложение усилий и правильная расстановка всех «компонентов» – в жизни происходит вовсе не так как на бумаге. Слишком много нюансов, которые должны совпасть.
Сейчас можно утверждать – «АКУСТИКА-24» получилась! Об этом говорили абсолютно все, с кем довелось общаться: зрители (в первую очередь, постоянные), музыканты, эксперты. Это приятно. Да, этому предшествовала большая подготовительная работа. Но помимо этого, в нынешнем июне случилось много всего непрограммируемого, позволившего сложить именно такой «пазл».
Скажем, не было какого-то специального решения назвать народу из других городов. Тем паче, что подкреплять это какой-то компенсацией мы не могли. А тут, вдруг пишет Айрат Галеев: «А я всё равно приеду!». И следом приходит трек от парней из Уральска, и ты понимаешь уровень, и видишь большое желание их двинуть через границы, чтобы добраться до «АКУСТИКИ». А потом ты пишешь Куку, попенявшему год назад, что его мы не рассматриваем в качестве акустического исполнителя, и решаешь – пришло время исправить ошибку, а он откликается и приезжает всей «Конторой». И, конечно решпект Ване Мешкорудникову, который ради феста едет из Москвы, специально прихватив бас, для того, чтобы задействовать его всего лишь в одном номере.
Можно ли придумать специально такое развитие событий? Да, нет, конечно. И это даёт и эмоции сильнейшие, и мотивирует, и заставляет жёстче подходить к формированию программы.
«АКУСТИКА-24», возможно, впервые за последние годы, показала, сколь многого можно добиться, если включаются не только организаторы. Пожалуй, не было группы, которая бы не участвовала в продвижении события в сети – а это сегодня главный ресурс. То есть, надеюсь, пришло понимание – классное событие мы можем двинуть только вместе. Никак иначе. И зрители это почувствовали. Их в этом году было много. Не все вынесли весь многочасовой марафон в душном зале, но тем не менее.
Неожиданно пришла финансовая помощь, в том числе от того, от кого её вовсе не ждал. И это тоже частичка из тех совпадений, что позволили сделать фестиваль полноценным.
И, конечно, было приятно, когда для запуска ролика на радио, нам понадобился всего лишь один короткий разговор с Владимиром Козловым, а для размещения на площадке «Культменю» – один созвон с Владимиром Нечаевым.
Ну и «вишенкой на торте» стало согласие на проведение «АКУСТИКИ-24» одного из лучших в своём деле ведущих Сергея Питерцева. Мощно закрывшего всегда проблемную позицию.
С таким «стартовым капиталом» вполне можно было рассчитывать на успех. Более того, признаюсь, что уже за две недели до феста, понимал, это по музыке должно получиться круто. Что, собственно и произошло.
Радость открытий
Конечно, организаторам «АКУСТИКИ» хотелось бы каждый год открывать яркие «звёздочки». Назначить этого нельзя, придумать невозможно. А вот не пропустить в заявках, услышать – можно.
В этом году одним из главных открытий для меня стала группа «Мы Здесь». Всё стало ясно, когда я услышал как в «Беги» Полина Саксонова выходит на верхние ноты. Не было никаких сомнений, что их с Денисом Горбуновым акустический проект заслуживает внимания. Переживал, сумеют ли справиться с волнением на фесте. Справились. Сделали классный выход. Где всё на месте – гитара, голос, в хорошем смысле современные тексты. Сейчас у группы начнётся период, когда они наверняка станут всё больше выступать, и, на мой взгляд, очень важно не потерять найденное, закрепить его. Если с этим справятся, можем получить классную группу надолго.
Открытием для меня стал и Айрат Галеев. Поясню почему. Да, я много слышал его в составе потрясающего казанского «КуЛая», мы давно на связи, и о главных шагах симпатичной мне банды, мы рассказываем регулярно. Но, в «КуЛае» на первом плане блестящий сонграйтер Эдуард Фазульянов. Как гитарист Айрат там представлен в «полном боевом раскрасе», а вот сольные авторские работы, как правило, он отдельно выкладывает в сети. А это несколько не то, что ты можешь увидеть живьём. Поэтому ждал, надеялся, и не обманулся в ожиданиях. С первых аккордов стало ясно – перед нами отличный музыкант, цельный автор, к тому же ещё и исключительно артистичный. Яркий представитель казанской школы. Принятый залом на ура.
До их появления в заявочном листе на «АКУСТИКЕ» с парой электрических треков, я совершенно не подозревал о существовании этой группы. Это уже потом выяснилось, что они дружат с Ренатом Натфуллиным и Игорем Доронькиным, что вместе выходили на одну сцену, и даже как-то приезжали в Тольятти. А на тот момент передо мной был трек и то, как это сделано. Услышанное – не оставило сомнений – наши люди, умеющие играть, понимающие, зачем они это делают. Речь, как вы уже поняли, о группе «ТочкаНевозврата» из города Уральска (Казахстан). Яркие сторонники олдового рок-н-ролла, ритмически сыгранные, более того, увлечённые. Как пример. Для того, чтобы прислать нам акустические версии, Александр Журавлёв (лидер банды) и компания были готовы идти в студию и записывать их. Дорогого стоит. Кроме классного выступления в основной программе – благодарность парням за то, что нашли силы поиграть для публики в момент, когда эксперты подводили итоги.
Впервые вышла на сцену «АКУСТИКИ» группа «Нестабильность». Александр Демидов и Евгений Лещишин несколько месяцев назад решили сделать проект, в котором они станут играть на классических гитарах. Это у них очень прилично получается. Всё достаточно ровно и чисто. Другое дело, что парни и сами понимают, и эксперты им об этом говорили, первый шаг – супер, но дальше нужно усложнять свои вещи композиционно, нарабатывать базу, делать более объёмными аранжировки.
К числу дебютантов, безусловно, стоит отнести и Сергея Аллахвердова. Да, поклонники его давно знают по группе «ЛЕТО ЛУНА», но в качестве сольного исполнителя это был его дебют на сцене «АКУСТИКИ». У Сергея интересные песни, являющиеся отражением того, что ему интересно в жизни. Пока, как мне показалось, не хватает именно сольного сценического опыта. То есть, к примеру, на уставшем зале точно не стоит делать долгие подводки к каждому номеру, их просто не смогут воспринять. Но – это дело наживное. Что касается музыкальной части его вещей, то все отметили – насколько уверенно и красиво звучала гитара.
Как уже писал, совершенно не рассматривал никогда самарскую «Контору Кука», как группу, способную играть акустические сеты. Обласканная критиками (не было в России ни одного модного или музыкального журнала, не писавшего о «Конторе»), объехавшая всю страну, имеющая за плечами множество альбомов, команда ассоциировалась у меня всегда исключительно с электричеством. И тут, вдруг, такого качества акустика. Оказалось, что и такой набор инструментов, без примочек и любимого Куком барабана – совершено не мешает ему оставаться «шаманом», рассказывающим свои вроде бы свои такие простые, но полные подтекстов и отсылов истории. Пробили!
Логика движения
Пожалуй, нет большего удовольствия, чем видеть, как на твоих глазах раскрывается талантливый человек. В этом смысле для меня особо показательна история Лены Хорошевской. В музыкальных кругах она была известна и до прихода на проект «Воспитания талантливых вокалистов», созданный Евгением Коренченко. Но там произошло важное: ушёл зажим, она стала свободней во всём: в общении, движении, стала совершенно иначе смотреть на собственные возможности. И ценно, что затем Лена попала в компанию, которая поддержала её желания и стремления. Проект «ЛЕТО ЛУНА», где Хорошевская выступает в роли главного автора и вокалиста, поездки, работа в студии, и главное, постоянные выступления, дали нам возможность видеть настолько яркий проект, который прибавляет год от года. В том числе и в силу того, что найдена какая-то очень правильная ниша, в которой все эти фантазийные, лесные истории живут, дышат, радуют тех, кто слышит. Плюс гусли. Не мог даже и подумать раньше о том, что они могут звучать настолько интересно и современно.
Словом «ЛЕТО ЛУНА» своим выходом показала – у нас есть группа, которая прочно вошла в число лучших в городе. И надеемся, будет продолжать движение.
То, что Дмитрий Длясин – один из самых ярких наших лириков все знают уже не первый год. Обладатель красивого голоса, умеющий его показать, симпатичный (это важно для сцены) Дима легко бы мог эксплуатировать найденное. Но интеллигентность, хороший вкус, образованность помогают ему не останавливаться. И это не фигура речи. Если, допустим в прошлом году, в силу того, что завился он в последний момент, торопясь ещё на несколько событий, некий налёт скомконности присутствовал, то, на сей раз, мы увидели выверенное, продуманное, хорошо подготовленное фестивальное выступление. Осязаемо – сделан шаг вперёд. Во всём. Перед нами – настоящий артист, для которого важны нюансы: расстановка на сцене, звучание инструмента, порядок песен, общение с публикой. В день своего рождения Дима выдал мини-концерт, к которому практически нет претензий.
Не знаю, кстати, как ему удаётся писать одинаково красивые песни на английском и на русском…
Верность традициям
На каждом фесте есть те, кто олицетворяет традиции. К таковым, на нынешней «АКУСТИКЕ-24» нужно отнести лидера группы «Четыре Квартала» Рената Натфуллина. Для него принципиально важно выйти к своим и сыграть. Активный, импульсивный, бескомпромиссный, он словно продолжение своих, полных энергии и настоящего рок-н-ролла песен. Ренат искренне верит в то, что делает. Не циклится на мелочах. Когда обсуждали с ним вопрос примочек, он только посмеялся: «Меня это совсем не парит. Если есть что сказать, я и акапелла это сделаю, не вопрос!» Позиция опытного человека, переигравшего на одной сцене с ведущими российскими группами. Ибо, есть смыслы и желание их донести. Остальное вторично.
Давно находятся в своей нише музыканты группы «МЕРА» Михаил Федоренко и Олег Карикин. Их зажигательные, полные юмора песенки, работают практически на любой аудитории. Они полны искренних эмоций, иронии, и почти всегда заставляют улыбаться. Ровно таким был и их выход на «АКУСТИКЕ». А с учётом того, что был задействован рояль, вся программа получилась в духе дикозападного салуна, принеся настроение вестерна. Почему бы, собственно, и нет?!
Понимаю, как тяжело было выступать Олегу Тарасову. Долгое ожидание в прокалённом зале – штука непростая. Однако он вышел на сцену, бодро и лихо отработав заявленные песни. При этом его первый сольный выход, пожалуй, утвердил во мнении, что всё же Олег больше музыкант из бардовской истории. И стоит признать это просто как факт.
Важность совпадений
На «АКУСТИКЕ-24» не было слабых выступлений. Но были те, от которых ждал чего-то большего.
Скажем, для меня «ВОДА» Жени Воиновой – группа, которую считаю интереснейшей, самобытной, давно доказавшей, что фолк-истории могут быть огненными. Команду любит публика, ей всегда рады организаторы. В этом году что-то не совпало, не склеилось, хотелось увидеть и услышать большего. И дело не только в технических моментах, которые мы с Женей обсуждали. Есть нюансы, о которых, возможно, стоит задуматься. Это моя точка зрения. Знаю зрителей, для которых выступление «Воды» стало главным событием. И всё же.
Ваня Мешкорудников – абсолютно наш человек. Отличный звукач, организатор, музыкант, пишущий совершенно самобытные тексты. Всегда готовый поддержать. Острый на язык, прекрасно владеющий русским языком, он создаёт галерею образов, для оценки которых надо в чём-то быть на одной волне с ним. Немногие заметили, какие фантастические мемы были в Ванином выступлении («Дракула» – полный улёт!) В этой причудливой игре мне, пожалуй, не хватило акцентированности подачи.
Мне очень нравится группа «mero`». Одна из самых самобытных в Тольятти. Саша Исаков – лидер группы с нами с первой возрождённой «АКУСТИКИ», то есть с 12 года. Выступая тогда в самом конце, он сумел показать, что классные истории услышат в любом месте и в любом состоянии. Знаю, как трепетно он походит к каждому концерту «mero`». Поэтому и выступают они не часто. Саша – самодостаточен. То, что он делает, может кому-то нравиться, а кому нет. Для меня каждый его выход интересен. «АКУСТИКА-24» исключением не стала.
А теперь – эксперты!
Я очень рад, что в этом году на «АКУСТИКЕ» появилась ещё одна «фишечка», которая, надеюсь, станет традиционной – эксперт-сет. Появился он в достаточной степени случайно. Ярослав Сапожинский предложил сыграть одну из пьес своего нового чисто фортепианного альбома. Другие члены экспертного совета (Владимир Коритич и Виктор Мартынов) посчитали возможным включиться, чтобы придать действу законченный вид. Причём, что очень понравилось, не выторговывали себе каких-то особых преференций, сыграв ровно в тех условиях, в которых находятся и другие участники «АКУСТИКИ». По мне так получилась вполне себе весёлая история. Очень понравилась песня Мартынова «Моя жизнь» (пара куплетов так и крутится в голове). Платок при поддержке Вани Мешкорудникова представил вещь «Изображая». Ярослав Сапожинский сыграл одну из известных своих пьес.
Нет никакого смысла оценивать, как это было сделано. Тут главное не в этом. Такое соединение экспертов с музыкантами, на мой взгляд, очень хороший момент. Позволяющий в дальнейшем лучше слышать друг друга. Из-за спонтанности истории, не хватило времени, чтобы «отполировать» этот выход. Ну, так, подобное исправимо. Благо, думаю, заложена новая традиция.
Входя в лето с надеждой
Для меня самое ценное в «АКУСТИКЕ-24» – её состоятельность. Проект показал, что он жив, бодр, может развиваться. Такие эмоции были не всегда. Случались моменты, когда испытывал опустошение. И очень рад, что в нынешнее лето мы вошли красиво – с мощным, тёплым и очень музыкальным фестом! А состоялся он, в том числе, благодаря вашей поддержке. Спасибо все, кто в этом был!
Продолжаем движение!
Алексей «Алекс» Орлин
Официальные итоги фестиваля «АКУСТИКА-24»
По решению экспертного совета дипломами отмечены:
«ЛЕТО ЛУНА» – «За лучшее выступление»
«Мы Здесь» – «За яркий дебют»
Айрат Галеев («Заводная птица», Казань,) – «За артистизм и атмосферу»
«МЕРА» – «За музыкальный юмор»
«Контора Кука» (Самара) – «За умение формулировать смыслы»
Дмитрий Длясин – «За изящную лирику»
«Нестабильность» – «За инструментальный дебют»
«ТочкаНевозврата» (Уральск, Казахстан) – «За ансамбль»
Отдельная благодарность:
Парковому комплексу истории техники имени К.Г. Сахарова и лично Дмитрию Никитину – за
предоставленный аппарат;
Алексею Караблину и Владимиру Агафонову – за финансовую поддержку;
Детской музыкальной школе №4 и лично Борису Цирульникову – за приют и всяческую
поддержку;
Проекту «Начало», выходящему на волнах Радио «Август» и лично Владимиру Козлову, сайту
«Культменю» и Владимиру Нечаеву – за информационную поддержку;
Катерине Мандрыкиной – за дизайн фестиваля;
Сергею Питерцеву – за ведение программы;
Николаю Жолудеву – за звук;
Алёне Красновой – за выдумку в подготовке приятных сюрпризов;
Владимиру Коритичу, Виктору Мартынову, Ярославу Сапожинскому – за работу в качестве
экспертов.