(впечатления от альбома)
За «Мамульками» интересно наблюдать во времени. Много раз, подходя к опасному рубежу, когда после долгих лет музицирования возникает неистребимое желание заканчивать, они умудряются находить в себе мотивы, чтобы двигаться дальше. Эффект «хорошего вина» – точно про них. Особенно, коли вы имели возможность наблюдать за ярославцами на протяжении достаточно долгого времени. Возможно, происходит это ещё и потому, что периодически случаются внезапные всплески. К примеру, лидер банды Максим Семёнов записал уже пару сольников, где выдавал нечто серьёзным образом отличающееся от того, что он делает в группе. И тенденция продолжена, хотя и в несколько другом формате. На сей раз, Макс придумал и постарался максимально быстро реализовать возникшую идею, втянув в процесс и других музыкантов команды. Увлечённый, захватившими его образами, он сумел партнёров – и включить, и загрузить. Как результат – альбом «Семеро их», появившийся через две недели после начала нового года.
Открывает альбом нежная и пронзительная «Дочери», построенная как письмо отца дочери. Сознательно построенная не только на упругом, качающем лупе, но и на вполне узнаваемых отсылах к советским мультикам. Макс нашёл такие простые и в то же самое время пронзительные слова, что порой мурашки по телу… Ему не требовалось ни орать, ни выпевать (это делает изящная труба), главное создать то самое настроение – которое понимает и может прочувствовать только отец, у которого есть любимая, обожаемая дочь. Концовка, где ход (уверен, сознательно) взят из любимого «Буратино» выглядит моментом, объединяющим поколения. По мне – это лучшая вещь альбома. Задающая достаточно высокую планку.
«Режим» с ходу напоминает, что на российскую сцену «Мамульки bend» вышли со своими ироничными каверами. Здесь снова явный отсыл к тому, что парни с таким удовольствием делали. Начиная от ска-аранжировки в «заезде», до «нагнетания» в виде жёсткого диско внутри, с переходом в лёгкое музыкальное стебалово, где обыгрывается целая куча прочно въевшихся в сознание штампов: «Мы возьмём и убежим, ведь у нас с тобой режим, мы напьёмся и лежим, мы лежим и не жужжим». И снова явные ходы, которые можно было услышать на пластинке «21 хорошая песня для взрослых и детей», записанной вместе с «Волгой-Волгой». Главный смысл Макс оставил на закуску «Кто мне в этом мире может что-то запретить?» Такая песенка вольного стрелка, ну, или, если хотите, музыканта. Зайдёт на любой дискотеке. Прыгать под неё классно. А остановишься, вдруг и смысл уловишь.
«В Царствие Твоём» – это по факту молитва. И это настолько неожиданно, что поначалу не понимаешь, как к такому повороту событий относиться. Такую форму – трудно принять. С другой стороны, поразмышляв над происходящим, понимаешь, что любое отступление от канона, сделанное бережно, может говорить о том, что люди, решившиеся на него, задумываются о смыслах и вере. Тем более что сделано всё максимально аккуратно. Из своей профессиональной практики могу сказать, что наиболее уважаемые мной священнослужители совершенно не были ортодоксами. И прекрасно понимали – мир меняется. И меняется язык, на котором стоит говорить, в том числе с молодыми. Честно, это не попытка объяснить. Просто размышления вслух. Видимо за чем-то это Максу было нужно.
«Собака – это любовь». Для меня – второй главный номер альбома. Здесь Семёнов решил не отказывать себе в продолжение линейки знакомых каждому ребёнку образов и набора узнаваемых мелодий и звуков (клавиши – а ля семидесятые). Но главное: «Я даю вам слово пацана (как без этого сегодня?!), в мире лучше нет собакЕна!» Тысячи людей во всём мире с этим согласятся. Собаки «не только не пьют и не курят», но ведь ещё и не предают, как это часто случается у людей. Макс в аранжировке дал волю порезвиться духовым, которые, разумеется, тоже сделаны с отсылом во времена, когда ВИА именно таким образом выстраивали свои композиции. Классный трек!
«Резать скуфов». Тут парни решили по полной оттоптаться на одном из ставших именем нарицательным интернет-мемов. Сразу обозначив, нарисовав портрет персонажа со всеми вытекающими. Да ещё и «зашли с козырей», прихватив для наглядности фрагмент из советской песенной классики: «Голова стала белою, что с ней я поделаю», да ещё и старательно пытаясь изобразить практически бас… В общем, в ход пошёл весь набор: от некрасивых тел, омываемых волной до тройных подбородков и т.д. И всё это на курорте, в жаре, в дневной липкости. Стойбище запустивших себя «сусликов»… Словом, картину нарисовали ещё ту. И, что печально, практически безвыходной получается «штюк». Ибо, когда приходит осознание – так нельзя, часто бывает уже поздно.
«Просто фуйня». На мой взгляд – это ошибка Макса. Не следовало включать её в альбом. Да, тема понятна, прозрачны все отсылы и логика. Просто альбом, как по мне, выстраивался несколько по другим лекалам. И совершенно не требовал этого номера. Скатывающегося в «мейнстрим». Все последние работы Макса показывали, насколько он стал тоньше, как вдумчиво «исследует мир». И сделать «песнь» от лица простого гоблина, считающего, что про свои чувства орать можно только так – для меня очень спорно. Прекрасно понимаю все аргументы, которые будут звучать: «Да сегодня все! Да у нас на великом русском уже в детском саду. Да мир такой…» Тем не менее, останусь при своих. Концепт альбома (а его вполне можно назвать концептуальным) не требовал этого номера. В таком виде.
«Сделай щи попроще, Бро». Собственно, в заголовке и смысл. Если станут все проще и добрее – то и мир станет лучше. И ведь не поспоришь?! Тем более что музыканты убеждают – все упыри и злодеи знают, что победит добро. Одним словом, вполне себе – история для хэппи-энда.
Безоговорочно принять «Семь их» у меня не получается. Хотя, разумеется, уже несколько раз внимательным образом послушал. Идея показать разные грани мира – интересна. Близкий «Мамулькам» и Максу, как человеку всё это сочинившему, музыкальный мешап – почти всюду заставляет улыбнуться. Но находиться в лёгком и безоблачном состоянии не позволяют «молитва» и «любовь гоблина».
Три трека «Дочери», «Собакена» и «Режим» заберу себе в плей-лист.
Алексей «Алекс» Орлин
Обложка: Александр Красулин