(впечатления от одного концерта)
В поисках смыслов
Скажите, разве мы ищем логику во встречах со старыми друзьями? Ну, нет, конечно. Просто идём на зов. Примерно понимая, что нас ждёт. От поднятых тем до общих сюжетов. Мне представляется, что отправляясь на встречу с музыкантом, которого слышал не раз, который тебе страшно симпатичен, ты настраиваешься примерно на ту же волну. И здесь, в руках мастера – не разрушить равновесие, не оттолкнуть. С тем, чтобы через полгода или год, ты снова начал заранее отслеживать дату приезда и собираться на новую встречу.
Вадим Эйленкриг, днями дававший очередной концерт в филармонии, обладает этим удивительным свойством – привлечь и удержать внимание, заинтриговать, заставить сопереживать, забывать о времени и останавливаться в самом интересном месте, чтобы оставались воздух и надежда на продолжение. Этот апрельский концерт исключением не стал.
«Козыри» в рукаве
Уже говорил, и готов признаться снова, что для меня Вадим – главный российский джазовый рок-н-рольщик. И, понятно, что дело не в фактуре, хотя видеть на сцене подтянутого, атлетичного, явно понимающего, что такое работа с отягощениями, лидера бэнда, приятно. Есть внутри усталость от артистов, которые выглядят так, словно они вот-вот упадут на сцене. Эйленкриг бодр, позитивен, подвижен. Нет, он вовсе не прыгает как ртутный шарик, он просто движется там, где надо двигаться, где это диктует музыка. И именно с ней связана моя рок-н-рольная версия. Ну, во-первых, Эйленкриг обожает похулиганить, делая это исключительно при помощи звука. Его труба так и рвётся погонять по верхам, выделывая там акробатические па. Слушая такие пассажи, отчётливо понимаешь, что это не просто осознанный подход, но ещё и выплеск той внутренней энергии, что живёт внутри. В поддержку моих утверждений даже название нынешней программы «Неджазовые истории». И дело не в том, что всё это не про джаз, просто Эйленкриг и его «EILENKRIG CREW» не замыкаются в рамках. Скорее наоборот. Музыканты смело мешают стили, причём частенько даже в рамках одной композиции. К примеру, в «Прогулке Элая», накал достигает такой высоты, что помимо блюз-рока в духе «Чикаго» здесь в какой-то момент звучит и откровенный хардёшник. Причём вкусно! Все четверо музыкантов (Родовский-Эпов-Мкртычян-Мачнева) в какой-то момент вообще остаются на сцене без своего ведущего. Вадим отходит в сторону и смотрит, как группа отлично работает и без него. И это уважение к музыкантам – традиция «EILENKRIG CREW». Иначе не было бы фантастического сольного выхода Эпова. Виталий, что бывает редко с представителями самого активного цеха, не пытался показать насколько он владеет инструментом, он старался выстроить гармонически очень интересную конструкцию. Для меня такой подход гораздо симпатичнее, нежели каскад технично сыгранных брейков.
Включив в состав группы, вместо не сумевшего поехать на гастроли постоянно клавишника Дмитрия Игульдина Антисию Мачневу, Эйленкриг постарался дать ей наиграться вволю. Причём с самой первой пьесы – «Блюз для друзей». Это важно, когда музыканту показывают – ты нужен, ты самоценен, ты классный. Это просто не может не сказываться на общем звучании. Кстати, просто пробил унисон клавиш, в органном регистре с трубой. Очень классный ход. Неожиданный, запоминающийся. И таких фишек у Эйленкрига много.
Сильная черта Вадима – умение вести концерт. Не просто рассказывать истории появления песен, хотя это тоже надо уметь, но точно соблюдать тайминг – не затягивать, не превращать концерт в такой бесконечный разговор. Это утомляет, мешает, сбивает. Эйленкригу удаётся «рулить» процессом органично. Тут, конечно, сказывается опыт. Особенно «Шаболовки 37», где порой попадаются в одной программе такие персонажи, что ведущему требуется проявить не только всё своё обаяние, но просто выпрыгнуть из штанов, чтобы добиться хоть каких-то ответов на свои вопросы.
Эйленкриг, активно сочиняющий своё, умеет и к аранжировке произведений других авторов подойти нестандартно, с выдумкой. Как это было со знаменитой «Нежностью» Пахмутовой. Неслучайно, на своём дне рождении, услышав версию Эйленкрига, Александра Николаевна рванула на сцену, начав играть с Игулдиным в четыре руки, с криками: «Давайте дадим драмы!». По-моему, такое дорогого стоит.
Не стану утверждать, но посвящение Майлзу Дэвису, звучало и на одном из предыдущих концертов в Тольятти. Но, в этот раз, для меня как-то очень выпукло нарисовался не просто размытый образ, но практически портрет этого великолепного трубача. И тут – снова удивление от того, насколько разным может быть труба Вадима – чуть заглушенная, активно забипованная, на открытом звуке, то печально-сентиментальная, то попрыгунья-стрекоза. Собственно, это называется мастерством. Для тебя не просто играют что-то, ты становишься участником истории, в которую тебя вовлекают.
Делиться новинками, даже если они ещё не откатаны в полной мере – гораздо выигрышней, нежели потчевать публику из года в год одним и тем же. Эйленкриг и компания это прекрасно понимают, и поэтому в программе прозвучала совсем ещё новая «Моя счастливая семейная жизнь», да, как шутит Эйленкриг, с мажорным аккордом в конце.
Было бы в высшей степени несправедливо не отметить гитару Александра Родовского. Прекрасно знакомый тольяттинцам, Саша умеет играть не просто уместно, он тонко чувствует музыку, сливается с ней, находя именно те «краски», что нужны в конкретной истории. Под стать ему и филигранный басист Артём Мкртычян.
С надеждой на встречи
После концерта обменивались впечатлениями с коллегами, любящими джаз. Сошлись во мнении, что сыграно было ровно столько, чтобы получить удовольствие и расстаться в отличном настроении. В предвкушении новых встреч и новых историй от Вадима Эйленкрига и «EILENKRIG CREW».
Алексей «Алекс» Орлин
Спасибо за, как всегда, блистательный обзор события, после которого остаётся ощущение, что сам побывал на концерте! Спасибо отдельное за развёрнутую оценку Мастера! Восхищаюсь им и преклоняюсь перед его талантом, энергетикой и энергичностью! Уважение безмерное и к его творчеству и к его просветительской деятельности! Очень здорово, что он есть!