Альбомы бывают разные: тонкие, глубокие, вычурные, актуальные, разбитные, интригующие… Ярославские «Мамульки» вышли с релизом, который выглядит как глоток свежего воздуха. Сегодня такое почти не случается. А, вот, подишь ты, целых восемь треков, наполненных таким теплом и светом, что поначалу даже как-то с опаской двигаешься по ним. Но, прослушав всё, убеждаешься – обманки нет. От первого номера до концовки, «Светлый» выдержан в одной стилистике, соткан из добра и надежды. Из того, чего сегодня категорически не хватает.
Неслучайно и стартует «Светлый» со «Счастья». Выдержанная в духе диско 80-х, с упругим басом, с «тянущимися» клавишами, с филигранно выстроенной пачкой, с фантастически прозрачной трубой в коде. Даже тексты сложены, сконструированы именно так, чтобы полностью соответствовать эпохе, в которой, несмотря на сложности, так дышалось и верилось. Главный рефрен: «Счастье любит тишину» – кто ж станет с этим спорить?! Да и зачем?!
Решив, что может в полной мере настроить исключительно на позитив, «Мамульки» выбрали понятную для себя стилистику – аранжировки в духе традиционных советских ВИА. Постаравшись не отклоняться от линейки. Ну, или почти не отклоняться. Игра ли это со стилем? Не думаю. Выглядит как органика – светлые истории, рассказанные с любовью. Почему такая форма? Думаю, потому что в ней много воздуха и есть главное – говорить о том, что внутри, что помогает и греет всегда – о любви. Сознательно не стал уточнять, кто из парней придумал этот ход – сделать современные истории (а любовь – современна всегда, пока живы люди!), зайдя со стороны, вроде бы изрядно подзабытых отсылов. В той же «Смотрю», душевный бит, переходящий в ска, сдобренный элементами читки, с обязательным для совершенно определённого времени лирическим гитарным соло, а также клавишами, абсолютно точно «обпевающими» текст в припеве. Мне вообще показалось, что «Смотрю» даже не вещь отсюда, а словно бы извлечённая из другого времени, словно бы даже что-то напоминающая, словно бы слышанная даже. Что любопытно, это совершенно не раздражает. И, конечно, абсолютно правильно выстроенный тембральный подход. Тут всегда на тоненького: чуть добавишь «бодрячка», и всё, – лажа, фальшак; чуть передёрнешь, и появится слезливость. На мой вкус, грань у «Мамулек» соблюдена.
В «Лечу» всё придумано так, словно бы ты внезапно открыл дверь и шагнул в мир, где всё стало вдруг «голубым и зелёным», где воздуха столько, что это он сам несёт тебя на встречу с ней. И она – непременно дождётся! Разве может быть иначе?! Аккордеон добавляет в воздушно-лирическую песню ещё и чего-то щемяще-нежного, отсылающего к «Чистым прудам». Ну, а «…или чух-чух» – это вообще зачёт! И даже речитатив выстроен с прямым отсылом не просто к кому-то, а конкретно к «Отпетым мошенникам», и уверен, это не случайно. Это такой же штришок эпохи, как упоминание текстов Толстого в «Смотрю», так глубоко изучавшихся в то время в школе.
Свалиться в пошляндию, напортачить – было так легко в композиции «Ввысь-Вниз». Она, пожалуй, наиболее сложной получилась по «выруливанию». Во всяком случае, мне увиделось именно так. Одиноко бредущий герой, вспоминающий наиболее яркие впечатления от той, с которой расстался. Чуть бы больше надрыва в этой знакомой истории, где «Чёрные чулки скрывают синяки, и по коленям вниз – ладонями карниз», и она бы улетела в сторону «Чёрных глаз». Однако этого не случилось. Герой абсолютно уверен – всё будет хорошо! И говорит об этом. И «картинка» меняется. Ты понимаешь, что лазить к любимому – это не грусть, а романтика. А синяки – пройдут. Как говорилось раньше: «До свадьбы заживёт!»
В «Восхитительно» Олег Майоров сумел наполнить содержанием вроде бы достаточно простой текст. Вообще стоит отдать ему должное – эта работа потребовала добавить в вокал «красок», которых не всегда нужно воспроизводить в других программах. И, да – без находок не обошлось и здесь: «Мои пальцами заляпанные плюс полтора» – поймёт любой, из носящих очки. Очень объёмно и достоверно.
И ещё – пронзительное фортепиано. Открытые клавиши вкупе с гитарой Макса Семёнова очень помогают «упаковать» вещь. Невозможно не отдать должного выдумке аранжировщика Владислава Соловьёва!
«Радость» начинающаяся с загадочного вокала, продолжающаяся читкой (снова к отсылом к парням из 80-х), плюс ещё и тему из «Бременских» впаяли. А главный посыл заслуживает того, чтобы его процитировать: «Время поменять теорию рукопожатий на закон прикосновений!» И почему-то с этим совершенно не хочется спорить. Апофигей происходящего – включение знаменитого вокализа Эдуарда Хиля, который стал известен нынешним слушателям как «Мистер тро-ло-ло». То есть «Мамульки» настаивают – набор «артефактов» – не случайность. Они хотят, чтобы мелодии легко читались, а смыслы были бы прозрачно понятны.
Ярославцы бы не были собой, если бы не поиронизировали над тем, что сами безумно любят. Иначе, как объяснить, что в чудесных «Обнимашках» смешали вместе (по настроению, образам, даже акценту) – нетленку «Иванушек» про кукол и шедевр Данелии на все времена «Мимино». Это считывается. Цепляет. Заставляет улыбаться. «Говоришки», как и вся остальная «галерея» – находка тестовая однозначно!
«Нежность» – кодовая. И главный, с точки зрения смысла происходящего, посыл: «Нежность – это наше оружие, ей неведомы поражения!»
Резюмируем. «Светлый» получился таким, что с ним не хочется расставаться. «Мамульки» в очередной раз показали, какими разными они могут быть. И это говорит о музыкальной и человеческой зрелости. Произошло то самое «накопление материала», которое позволило ему «переплавиться» в настоящий качественный продукт. Такой альбом как «Светлый» нельзя записать просто так: с пустой башкой, без понимания тонких вещей во взаимоотношениях людей, без умения давать не только очевидную картинку, но и прятать смыслы почти за каждой строчкой.
«Светлый» вышел вместе с появлением у всех у нас большего света (как это всегда случается весной).
Надеюсь, и путь у него будет таким же.
Алексей «Алекс» Орлин
Рисунок: Павел Зарослов
P.S. Второй день «Светлый» у меня на репите.