(впечатления от недавнего концерта)
Мотивы и возможности
Допускаю, что принимая решение отправиться на тот или иной концерт, большинство пытается определиться, зачем они это делают. Вариантов много: от возможности просто где-то побывать за компанию, до предвкушения удовольствия от музыкантов за которыми следишь давно.
Признаюсь, для меня вопрос, идти ли на концерт «JEO BAND» – не стоял. Хотя, казалось бы, программу «Negro Brilliante» слышал в разных версиях уже множество раз. Начиная с самой премьеры. И, тем не менее, мотив, чтобы не пропустить мартовский выход Ярослава Сапожинского и компании на сцену ДК «Тольятти» хватало. Ну, во-первых, это был первый заход в родном городе на тысячник, что для любой группы – само по себе событие. Во-вторых, было понимание, что программа дополнится сюрпризами, а это всегда любопытно. В-третьих, если хотите, срабатывает корпоративная история, когда ты понимаешь, что тех с кем много лет дружишь, нужно поддерживать в их начинаниях. И наконец, самый весомый аргумент – при всей наслушенности, каждая концертная встреча с Ярославом, Денисом Кузнецовым и Ильдаром Есаковым – это удовольствие от самого процесса, в который тебя погружают музыканты. И не важно, это концерт в клубе, баре, на открытой площадке. Тем паче, что двух одинаковых выходов не бывает. У каждого свой нерв, своя предыстория, свои вводные.
Зрителям, купившим билеты, и выбравшимся на концерт, вовсе не обязательно знать, что предшествует событию, на которое они пришли. Но, в силу профессии, обладая информацией из первоисточника, ты вольно-невольно учитываешь все обстоятельства его подготовки. Так, вот, в нашем случае, концерт в силу разных причин вполне мог бы и не состояться. И лишь ответственность Ярослава и за своё дело, и за обязательства перед зрителями, его умение не пасовать перед трудностями, а в любой ситуации искать выход, сделали выход «JEO BAND» на сцену 7 марта возможным. За это всей банде – респект.
Тоже является частью работы
Возможно впервые на концертах «JEO BAND» я столкнулся с тем, что после первых трёх вещей с трудом удерживал себя в кресле. Музыка, где всё изначально построено на дуэте скрипки и саксофона существовала где-то в отдалении. В невыстроенном звуковом балансе потерялись все нюансы и полутона. И привычные, давно полюбившиеся вещи не звучали. В этой программе исключительно важные детали, штрихи. Их нельзя было оценить. Только к «DREAMS» звук начал постепенно выравниваться. Окончательно оформившись лишь к номеру «Когда твоя собака улыбается», и, по счастью, не дав пропасть замечательному «Кенгуру блюзу», практически целиком построенному на мощнейших сольных «проходках» Ильдара Есакова. Его сакс наконец-то пробил «пелену глушняка» и развернулся в полном объёме. Как и задумывалось изначально.
По мне именно технические истории не дали полновесно оценить дебютный номер Софии Мицул – специально для неё придуманный Ярославом вокализ в «Вечернем бризе». Молодая певица обладает очень интересным тембром (те, кто слушал «Оркестр Популярной Музыки» это подтвердят), и вся аранжировка была сделана так, чтобы показать её возможности. Жаль, что этого не случилось.
Может быть, прозвучит несколько цинично, но с точки зрения концертирующих музыкантов, ничего супер страшного не произошло. Мне практически во всех залах города доводилось видеть подобные истории, причём, в том числе, у очень известных музыкантов. Тут в дело тоже вступают профессиональные навыки: вышел на сцену – работай, разбираться будем потом. Благо, здесь проблема была решена уже к середине первого отделения, а перерыв позволил «доработать настройки».
Общаться с парнями в перерыв не пошёл. Не видел смысла сыпать «соль на раны». Хотя все продвинутые были слегка озадачены этой историей.
Меняя минус на плюс
Ни в коей мере не пытаясь оправдываться, Ярослав вышел к инструменту с гордо поднятой головой, элегантный, артистичный, и сыграл пронизительную, светлую и умную «Мечты о любимом человеке». А следом они с Денисом Кузнецовым показали два коротких фрагмента из музыки, написанной Ярославом для спектакля московского театра комедии «Мастер и Маргарита». К сожалению, у меня не получилось попасть на премьеру, но в концерте обе пьесы – затронули. Столько тепла и нежности Ярослав вложил в лирическую тему, что перед глазами вставали герои романа (благо, ещё и главное кинособытие этой зимы – фильм, который с таким успехом прошёл на широком экране). Для меня тут всё как-то совпало, показалось органичным, уместным и тонким.
То есть, зайдя с «правильных карт», преодолев временные трудности, команда начала разворачиваться, с каждым номером набирая обороты. Стали отчётливо видны придумки Ярослава – скрипка Дениса и сакс Ильдара сплетаясь или находясь в перекличке (а скрипка Дениса именно в этом проекте, по сути, выполняет ещё и функционал гитары) пошли, как говорит один мой приятель дизайнер «по красоте». От этого практически невозможно оторваться. Ильдар умеет даже альт разогнать до того состояния, что он становится словно бы теплее, а пассажи Дениса, использующего кучу разнообразных «прихватов» теребят, обволакивают, заставляют сопереживать.
Всё больше понимаю Ярослава, почему он сделал выбор в пользу Алексея Любчика на басу. Он очень точен и внимателен. Все знает, насколько важно для басиста – не заниматься самолюбованием, а регулировать действия ритм-секции. В нашем случае это было важно ещё и потому что для барабанщика Александра Розенбаума (так тоже бывает!) – это был первый выход в «JEO» всего лишь после нескольких дней репетиций в столице. И для него поддержка Алексея была весьма важной составляющей.
Безусловно, главная движущая сила команды – Ярослав. Это он в рекордно короткий срок во время пандемии, на «Чердаке», который ещё вовсе не был клубом, в течение трёх недель написал программу, по ходу дополняя проект исполнителями и смыслами; это он заразил всех идеей, что из этого может вырасти интересная история; это он постоянно добивается от участников «JEO BAND» плотного вхождения в материал, делая мощнейшие репетиции, которые вовсе не походят на посиделки друзей по интересам.
Во второй части второго отделения было много энергичных, вещей. «Сумасшедший Чиполлино», «Такие девушки не уходят рано под утро» – раскачали зал, заставляли людей улыбаться, не жалеть ладошек. В органике прозвучали и песня на стихи Елены Грачёвой, исполненная, разносторонне одарённым Денисом Кузнецовым, и «Чуча», чья всероссийская премьера состоялась в последний день високосной зимы – 29 февраля. Как обычно, пробил сакс Ильдара в «Блюз де амор». Искренне не пониманию, как ему удаётся с любой из своих «дудок» становится единым целым. Улыбчивый, фактурный, нашедший правильных людей в Казани, Ильдар переживает явно новый этап в своей карьере. Доставляя удовольствие тем, кто его слушает.
Под занавес были и цветы, и поклоны, и всё, что бывает после классного концерта.
Важность сделанного шага
Мне представляется, что Ярослав и его «JEO BAND» сделали важный для себя шаг. Да, не всё получилось, как хотелось. Но это никоим образом не умаляет главного. Группа вышла на тот уровень, когда ей по плечу практически любые задачи. И программа «Negro Brilliаnte» способна делать союзниками всех, кто придёт на следующие концерты. У парней есть для этого весомые аргументы.
Я так точно приду.
Алексей «Алекс» Орлин