(по следам одного события)
Сильные желания сбываются
Пожалуй, впервые о своём желании сыграть в Тольятти концерт, посвящённый тридцатилетию «БН», Платок сказал полтора года назад на «АКУСТИКЕ». Признаюсь, отнёсся к этому спокойно, в глубине души, думая, что это так и останется неким проговорённым, но не реализованным моментом. Однако, уже к нынешнему приезду Платка на июньский фест, стало понятно, что идея не оставлена. Лидер, фронтмен и главный автор «БН» всерьёз собирался задуманное осуществить. При любом раскладе. В любом составе. Для Платка было чрезвычайно важно не пропустить дату. Он так решил. И отступать не собирался. Эта внутренняя решимость и сыграла ключевую роль. Поскольку поначалу не срасталось буквально всё. Непосредственные участники «золотого состава» не горели желанием включиться. В силу разных причин. Для кого-то музыка давно перестала быть активной частью жизни, кто-то категорически не желает появляться на публике, у кого-то элементарно не складывался график. А в московском составе никак не закрывалась позиция басиста. Нынешний – Дмитрий Перевезенцев появился буквально за месяц до юбилея. Это жизнь. И Платок воспринимал все подобные моменты философски, исходя из главного: решение принято, значит, нужно двигаться, а не хныкать. Именно поэтому, в первой информации о предстоящем концерте всё было столь размыто: то ли группа, то ли один, то ли будет кто-то из прежних партёров, то ли нет…
Давно замечено – когда упрямо делаешь и двигаешься, тебе воздаётся. Как-то постепенно пазл сложился: выбрана была площадка, иначе задышала группа, определились все расклады. День пришёл. Концерт состоялся. И это была вовсе не встреча выпускников. Поскольку на них ходят в силу принадлежности к классу, а её никто не выбирает. На Платка пришли те, кто любит его песни, кто слушал их тогда, и продолжает слушать сейчас. И это совершенно разные вещи. Да, пришли не все, кто, казалось бы, не должен пропустить событие. Но, как хорошо заметил один тольяттинский музыкант, сотни лайков и крики: «Ура, будем!» – вовсе не означают, что будет биток. При этом, – народу на «Чердаке» собралось достаточно. С учётом всего сказанного выше.
Выдержать линию
Принципиальный момент: происходившее не было и не позиционировалось как концерт группы «БН». Приезжал московский бэнд Платка, который, вот, ирония судьбы, снова пока не имеет названия. Чтобы отметить дату. Да, разумеется, как тогда, много лет назад, так и сейчас, звучали песни, которых ждали. Были и «Тупой», и «Ты сидишь одна», и «Медведицы», и столь любимая мною «Я так боюсь машин». И тут интересно вот что. Платку, как двигающемуся и развивающемуся автору, давно уже многие из этих песен петь надоело. Нет, он, безусловно, понимал, что обойтись без них нелепо. И что они страшно нравятся и нынешнему барабанщику Стасу Молоканову и вечному соратнику (играли вместе ещё в жигулёвской «Атаке Теней») Алексею Азамову. Однако сам он внутренне давно уже ушёл от того паренька, который от души орал: «Ты живёшь в доме напротив, ты звонишь мне каждый день, ты меня любишь, ты меня хочешь, а мне добираться в лом и лень!» Собственно, если бы он так и остался в том времени, то и концерта бы нынешнего не было. Весёлых и безбашенных песен Платок не пишет давно. Гораздо больше его сегодня интересует то, что происходит с человеком, когда он взрослеет, когда проходит путь неизбежных потерь, когда учится жить в обстоятельствах, не вполне устраивающих, но справиться с которыми не может. Поэтому для меня даже сама группа вдруг полыхнула и перешла на новый уровень подачи, когда зазвучала «Боль». До того момента шёл поиск баланса, не качало. Тут всё встало на своё место. А следом ещё и «Кошкино сердце» (все, кто в теме, знают истории про Вову и кота). Ну, а «Сердце», появившееся перед позапрошлым Рождеством, это уже совершенно иной уровень не только осознания, но и отношения к жизни. Её невозможно было написать, не прожив, не прочувствовав. Как и непосредственно «Рождественская», записанная тоже перед очередным Рождеством.
Для меня, может быть в силу того, что я наблюдаю эти изменения в системе, происходящее с Платком вполне логично. Серьёзно занимаясь своим самообразованием, Вовка готов обсуждать в разговоре систему образов в «Братьях Карамазовых», стилистику Льва Николаевича, или логику поступков героев Набокова. То есть не просто знаком с произведениями, а пропускает их через себя, подмечает детали, думает и готов этим делиться.
Могла ли быть программа другой? Конечно! Я понимаю причины, и знаю, что все они вполне исправимы. Если двигаться дальше. Из неожиданностей выделю очень пристойный номер «Вторая линия», прозвучавший в дуэте Платок – Сапожинский (Ярослав принимал участие в записи песни в Москве). При всей спонтанности, номер получился. Зацепил. Очень понравились «Всё по уму» и «Моника», хотя сам Платок считает их простыми, и не слишком обязательными. Но тут уж ничего не попишешь, как устоять, когда тебя начинает, как в «Монике», тормошить горячий блюз?! Одного из моих друзей серьёзно задела за живое практически биографическая история братьев-близнецов, сыгравших в «Приключениях Электроника». То есть, новый материал диктует и новое отношение к нему, и другие подходы к его переосмыслению.
Изначально не видел смысла останавливаться на музыкальной составляющей процесса. И не потому что сыграно как-то не так. Парни старались, всё было вполне пристойно. Просто для того, чтобы к ним начать предъявлять какие-то претензии, надо, чтобы банда «обросла мясом», набрала обороты, начала выступать регулярно.
«Ни о чём не думай, просто играй» – так сказали старшие, опытные товарищи одному моему другу, попавшему юнцом ещё в оркестр цирка Никулина. В этой простой фразе – ответ на множество нюансов, в том числе технических, которые возникали. Надо играть. Тогда многие вещи выглядят совсем по-другому, или даже перестают существовать как проблема.
С надеждой на продолжение
С моей точки зрения, концерт стал событием в тот момент, когда все желающие собрались в зале «Чердака». Это чертовски важно – закреплять даты важные для рок-н-ролльной площадки города. Сколь угодно долго можно обсуждать, как и что можно было сделать иначе (почему-то особо активно об этом говорят люди никогда в жизни ничего не организовывавшие), но и это не так важно. Важно, что Платок сумел в городе своей «боевой славы» напомнить о группе, подарившей нам столько классных песен. Песен, которые живут и сейчас.
Что дальше? Не знаю, как будет двигаться новая группа Платка. Пока им хорошо вместе, и они с удовольствием погружаются в материал. Дальше – только работа и движ.
Что касается Платка, хочется, чтобы при любых раскладах, песни уходили к людям. Тем более что сегодня совсем мало авторов, сочинения которых способны заставлять сопереживать и думать.
Алексей «Алекс» Орлин