Особенности жизни в предложенных обстоятельствах
Запуская год назад первую городскую мультимедийную площадку «Чердак production», идеолог и главный двигатель процесса Ярослав Сапожинский не мог предположить, с какими трудностями придётся столкнуться. Уход из жизни друга и инвестора Дмитрия Вепрева, повлиявший на все организационные процессы, послепандемийная инерция, с которой столкнулись практически все, кто занимается приглашением артистов, а также всем известные события – всё это просто не могло не сказаться на работе «Чердака». Тем не менее, рук маленькая дружная команда не опускала, продолжала шаг за шагом двигаться, привлекать всё новых участников, придумывать и организовывать события, налаживать сотрудничество с интересными авторами и музыкантами.
День рождения был призван показать «товар лицом», продемонстрировать логику совершённых шагов, обозначить направления, по которым предстоит двигаться. Неслучайно праздничный вечер был запланирован как вечер премьер.
Локомотив, набравший ход
Поначалу, признаюсь, был удивлён, когда первым номером программы стал выход, родившегося на «Чердаке», ставшего за это время его визитной карточкой состава «JEO band». Мне казалось, что именно ему предстояло стать «вишенкой на торте», завершая программу вечера. Однако опыт Ярослава, его понимание драматургии концерта, сумел убедить в правильности сделанного шага. Требовался мощный «заезд», с тем, чтобы сразу погрузить публику в музыку, захватить её. Это вполне удалось.
Поскольку мы достаточно много рассказывали о том, как движется именно этот проект, то не вижу смысла останавливаться на вещах очевидных и уже описанных. Попробуем остановиться на том, что было представлено впервые.
Первой премьерой стала фанковая пьеса «Jam C». С мощнейшим, цепляющим, пробивающим, придающим динамику и экспрессию риффом, с которого она, собственно и стартует. Нерв, заложенный в «Jam C» – придал настроение всей программе банды. Для подробного анализа композиции стоит услышать её ещё несколько раз. Но первые впечатления весьма и весьма.
Дальше пошли уже знакомые по прежним концертам композиции, звучавшие при этом не так как раньше. Нет, те же ходы и та же гармония. Просто были нюансы, сказывающиеся на звучании.
Так впервые с «JEO band» сыграл барабанщик Николай Шлыков. По первым звукам ясно – это человек из рока, с мощным акцентированным ударом. В джазе у барабанщиков другие «прихваты». Однако, после всего лишь нескольких репетиций он сумел не просто вписаться, но выглядел органично, а главное, о чём мне не сговариваясь сказали и Денис Кузнецов и Ильдар Есаков, очень точно. Сильное впечатление на меня произвел и его сольный выход, которые, в силу их удручающей одинаковости и безыскусности, я очень не люблю. У Николая он получился стильным, разнообразным, артистичным, совершенно не скучным.
Ещё одним объектом пристального наблюдения стал басист Александр Охотин. Это был третий концерт с его участием, из тех, что видел, и с каждым разом его партии звучат всё более чётко и выпукло. Если в первый раз бас слегка размазывался на общем фоне, то сегодня приходит уверенность, и это плюс в копилку банды.
Второй премьерой стал «Опиум», произведший большое впечатление на олдовых музыкантов. Кстати, во вступлении Ярослав, как выяснилось сознательно, применил рифф, чем-то похожий на тот, что звучит в «Jam C». И чтобы обозначить принадлежность к совершенно иному материалу, и чтобы как-то закрепить в сознании музыкантов. При этом вещь получилась совершенно другой по внутреннему содержанию. Пытаясь её сейчас воспроизвести по памяти, отмечаю тревожную скрипку Дениса, звучащую словно пульсирующий нерв.
«JEO band» находится сегодня на том уровне осознания и исполнительского мастерства, который позволяет называть его абсолютно готовым, состоявшимся, профессиональным проектом.
Новая жизнь хороших стихов
Вторым блоком программы стал выход на сцену Елены Грачёвой. В отличие от захватившего Тольятти бума буриме-затейников, рифмующих всё, что можно и нельзя, Лена – пишет классные стихи. Они очень женские, они очень чувственные, они про главное – про то, что присходит внутри нас. Но, понятно, что одно дело читать своим, читать в узком кругу тех, кто заточен под восприятие поэзии, и совсем другое – выходит к микрофону при полном зале (а на «Чердаке» в этот вечер был аншлаг). Тут требуется не просто наличие качественного продукта, но и умение его красиво подать.
В отношении такого декламирования стихов важно, как мне представляется, найти собственные «фишечки». Именно они делают автора узнаваемым, востребованным. А это можно наработать только в процессе. Никак иначе. Репетиции, пробы, понимание выстраивания антуража – всё это обретается только с опытом.
Важно, что первый такой выход получился. Что удалось справиться с волнением. И, конечно, просто нельзя не отметить серьёзный козырь – музыкальную поддержку от Ярослава. Для каждого стихотворения он сумел подобрать соответствующий музыкальный фрагмент. Ни в коей мере не пытаясь заслонить мелодиями главное – звучащее слово.
Меняя смыслы и подходы
В блоке, где выступали те, кто занимается на «Чердаке» стоит выделить Лану Берг. Тут тоже история любопытная. Лана, известная в городе как поп-вокалистка, первой пришла на «Чердак», чтобы прокачать вокал. В результате – увлекалась джазом, и теперь начала его петь. И стоит отметить, у неё это очень неплохо получается. Во всяком случае, представленная композиция слушалась вполне достойно. И такая смена философии и переход к более сложной, богатой и насыщенной нюансами музыке – педагоги «Чердака» вполне могут занести себе в актив.
Конечно, были и маленькие дебютанты. Продемонстрировавшие, что за короткий промежуток времени можно научиться важным для любого артиста вещам: не тушеваться, не впадать в панику, когда что-то пошло не так. При желании всё остальное тоже непременно придёт!
Читая заново известное
Не скрою, этим вечером я особенно ждал дебюта «Оркестра Популярной Музыки». В основе – идея нового прочтения давно известных вещей. И дело не в желании обновить материал. Тут другой подход. Это можно назвать в какой-то мере реконструкцией того, что было заложено в песни советской эпохи изначально. Напомню, многие эстрадные хиты 40-50-60-х были сделаны в джазовых аранжировках. Поскольку люди, сочинявшие их, увлекались джазом, любили и играли его. На долгие годы это как-то было подзабыто, видимо сейчас пришло время придать душевным песням новое ускорение. Более того, взявшийся за аранжировки Ярослав Сапожинский, пошёл дальше, смело мешая Кролла с Эллингтоном, а Рыбникова с латиной. Получается неожиданно, вдохновенно, ярко и очень музыкально. Это такой яркий пример, что мир джаза – огромен, многослоен, у него много поджанров и направлений. И он всегда способен удивлять.
Это был удачный выход с практически полновесной программой из одиннадцати вещей. Звучала вся палитра – от «Снег идёт» до «Маэстро».
Отмечу очень приличное звучание состава. Где за вокал отвечают Наталья Сорокина и отличный пианист, обладающий интересной, фирменной джазовой подачей Александр Карпов, на басе заправляет Влад Радьков, за барабанами рулит Алексей Шеремет. С учётом первого выхода, Ярослав Сапожинский играл вместе с ОПМ.
Что запомнилось. Хорошо найденный голосовой баланс. Наталья не форсирует голос, а школа Карпова с его округлым, именно джазовым вокалом, позволяет подстраиваться под вокалистку. Это очень важно, поскольку почти всю программу они поют песни на двоих.
Гармонично слушался дуэт двух клавишных. Два умелых музыканта, распределив роли, здорово дополняют друг друга, особенно ярко это проявилось в совершенно неожиданном номере – сделанной в виде баллады «Что так сердце растревожено». По подаче я её даже не сразу узнал. Красиво и необычно.
В целом от ОПМ осталось ощущение праздника, красивого карнавала. Уже сейчас, с учётом того, что это был премьерный показ, можно прогнозировать успех «Оркестра» у публики. На «Чердаке» музыкантов принимали чрезвычайно тепло.
Продолжение истории
Когда видишь перед собой проект, постепенно набирающий обороты, всегда хочется, чтобы он двигался дальше, развивался.
Первый год «Чердака» показал, как много можно добиться за совсем небольшой отрезок времени. Если не сидеть, ни на кого не надеяться, а каждый день делать дело. Надеемся, что это только начало.
Алексей «Алекс» Орлин