(впечатления от нового альбома «Дома Кукол)
Чтобы совпасть
Не знаю, помнит ли этот эпизод лидер казанской группы «Дом Кукол» Дмитрий Сычёв, но наше первое заочное общение состоялось, когда мне из Казани передали CD группы, претендовавшей на участие в «Автограде». Команда только-только набирала обороты. За давностью не помню уже по каким причинам не срослось пригласить парней, но дальше дороги наши как-то не пересекались до того момента, когда в состав казанцев влился Олег Бурилов, о проектах которого мы в какой-то момент достаточно регулярно рассказывали в «PROCKOS». Сам факт заставил пристальней приглядеться к тому, что начала делать компания. А позже, всё знающая про наши музыкальные пристрастия «Яндекс музыка» регулярно начала подкидывать в плейлисте песни «Дома Кукол», причём очень любопытные. То есть мы резко начали движение навстречу друг другу.
Новый альбом «Дома Кукол» «Внутренний Лес», уже, кстати, шестой студийный, вышел в декабре, в конце января был официально презентован живьём в Казани. И, вне всякого сомнения, заслуживает того, чтобы о нём поговорить.
Вглубь, без сомнений
«Интро», которое, признаемся редко, когда привлекает достаточно внимания, в нашем случае полностью соответствует предназначению. Гитарный, лирический перебор на фоне электроники словно бы приглашает тебя проехаться в незнаемое. Важно, что соблюдены пропорции – ты ещё только приготовился втянуться, а короткая пьеса уже закончилась.
Дальше, продумывая драматургию, парни не стали тянуть кота за неприятности, сразу перейдя к задиристому «боевику» «Алло». Здесь Дмитрий Сычёв, являющийся автором всех текстов группы, прошёл по грани. Да, посыл более чем понятен. Описав в куплетах целый каскад того, что так достаёт героя каждый день, он в конечном итоге срывается, чтобы завершить слетевшее уже с губ ругательство на спасительное «алло». Кто-то усмехнётся, отметив, что сегодня ненормативка – основа для целого ряда проектов. Более того, с учётом мейнстрима, каждый второй старается хоть «три копейки», но вставить, чтобы быть в тренде. Всё так. Просто есть ощущение, что «Дому Кукол» с их многообразием подходов, склонностью к символике и уровнем осмысления, эти игры и не нужны особо. А вещь привлекает к себе внимание. Однозначно. Начав слушать, трудно оторваться.
Так странно, но по поводу «Джельсомино», идущей следом, у меня даже возникла дискуссия с одним хорошим казанским музыкантом, не слишком довольным тем, как парни её записали. По мне так получился один из самых удачных треков альбома. Очень жизнеутверждающий. Поскольку действительно, может быть важнее всего в жизни – петь свою песню. Пусть даже «громко и криво», но свою, прочувствованную, спетую не голосом, но душой. Здесь, кстати, очень ярко проявился подход к подбору материала. Сычёв и компания предпочитают не «лобовые атаки», а постепенное раскручивание темы и главной мысли через детали. Отметил бы тут, очерчивающий мелодию, яркий гитарный ход. Да и в целом, аранжировка исполнена так, что заставляет тебя словно бы подключиться к ритму, запульсировать вместе с ним. Ну, и кода, когда начинает звучать классика – в тему!
Невозможно не отметить один из мощных козырей «Дома Кукол». Лидер и вокалист Дмитрий Сычёв, обладая оригинальным тембром, очень чётко выстраивает фразы. От этого в песнях совершенно нет каши, не нужно напрягаться, чтобы разобрать слова. Мало того, благодаря вокалу Дмитрия, группу невозможно спутать с кем-то, она узнаваема. Сычёв умеет втянуть тебя в историю, делая это как-то совершенно естественно, не вычурно.
Пожалуй, лишь после нескольких прослушиваний, мне стало понятно, почему именно «Внутренний лес» был выбран заглавной песней. Вещь умная, тонкая, неодноплановая, я бы даже сказал философская. Предложенный набор образов сразу выбивает из привычного, даже стихотворные обороты всё время оказываются некими «перевёртышами», ты ждёшь одного продолжения, а получаешь совершенно иное. Мощнейший номер. Завораживающий. Цепляющий. Будоражащий эмоции. Слушая «Внутренний Лес» в очередной раз, я понимал, что отвлекаюсь, что начинаю бродить по тропинкам своего внутреннего леса, что возникают образы, которые связаны исключительно с личными переживаниями. И это тоже один из эффектов. Если так происходит, песня точно написана не зря.
«Каникулы» представляются поначалу вещью достаточно легковесной. Чему способствует темповые решения и мажорные аккорды. И всё бы так и было возможно, если бы компания уже не приучила к тому, что «лампу стоит потереть». Вдруг за первым, осязаемым слоем окажется что-то, чего ты не успел рассмотреть. И, вот ты уже задумываешься, а «каникулы навсегда» – это кайф дауншифтинга или что-то ещё? Может тебя просто убаюкали теплом и приятным набором (пляж, джин, мороженое), чтобы сказать о чём-то большем? Словом, лёгкий по восприятию номер, на поверку оказывается не таким уж и проходным.
Безумно красивая «Стакан дождя», спетая совместно с Ириной Кромм разворачивает целую панораму отношений двоих. Динамика и решение вещи не в ключе классической рок-баллады, а в пульсирующем ритме, как раз и работают на драматургию. То есть вместо просто признания в любви «и всё, что нужно для счастья нам, стакан дождя для двоих», перед нами разворачивается целая гамма отношений, делающая сближение и понятным и желанным. Вот это умение «сыграть на нюансах» – одна из привлекательных фишечек «Дома Кукол».
«Веснища» – по мне самая казанская песня группы. То есть органика прихода весны выражается самым естественным для музыкантов образом. И, слушая текст, ты понимаешь, что выходец из казанских кварталов, мог спеть о весне именно так, никак иначе. Да и «дыщ-дыщ-дыщ» – тоже к месту, как и «налей мне капель тыщу». Слушаешь, и улыбаешься, вспоминая свои прогулки по улицам города, у которого есть свой удивительный, ни на что не похожий шарм.
Медитативная «Дельфины и планеты» показалась этаким реверансом в сторону «Пикника». Возможно, за счёт аранжировочных решений. Здесь много электроники. Необходимой для создания объёма и красоты большой воды.
«Из Ниоткуда в Никуда» – один из тех номеров, от которых трудно оторваться. При том, что внутри достаточно жуткая история. Тебя словно хлещут по щекам, выдирая из привычного мира. Это точно не вещь для спокойного фонового прослушивания. Как только погружаешься в текст, дремоту сносит на раз.
«Муравей и Мушкетёр». Боевитая, где парни обыграли классическую тему. Смело использовав фрагмент из знаменитого советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Где, как вы помните, любое событие, даже такое жестокое как война, преподносилось через призму героизма и умения героев Дюма победить всё и всех. Легко, с улыбкой.
«Цветочек» тоже обильно напичкан электроникой. Тема одиночества, не включения в этот мир воспринималась бы, может и трагичней, если бы не изрядная толика иронии «от гибели страшной спасут нас с тобой только Виктор Цой и Брюс Ли». Так что скорее это – одиночество момента. Хотя, если дождаться мощнейшей звуковой волны, наступающей следом за обволакивающей лирикой, то снова появляется вариативность в ответах.
«Шиворот-навыворот». Лёгкая, заставившая улыбнуться через грустинку. И очень стильный гитарный ход от Бурилова. Тема понятна всем, кто смотрит на жизнь не только из окна авто.
«Выход». Закольцовывает историю. Словно бы объединяя в короткий промежуток времени всё, что мы услышали до этого. Космический, пропущенный через примочки голос что-то пытается сказать тебе. Возвращающемуся из прогулки по «Внутреннему Лесу». И чуточку успокаивает, словно бы настраивая на другое, открытое фортепиано в концовке.
Как старое вино
По моим ощущениям, группа, всё чаще называемая в Казани легендарной, с возрастом действительно становится интересней. Подпитываясь новыми идеями, смело экспериментируя со звуком, команда звучит и актуально и мощно. Словно старое качественное вино, обретая новые вкусовые нюансы.
А альбом «Внутренний Лес» – один из самых интересных и достойных, что довелось послушать за последний год.
Алексей «Алекс» Орлин
Обложка: kilka
P.S. Бонус-треками в альбом вошли «Внутренний Лес», сделанный совместно с Денисом Михайловым из «Обе-Рек» и «Джельсомино» спетый с Андреем Грейчаником лидером группы «Дороги Меняют Цвет», выходившие отдельными синглами.