(впечатления от концерта)
Размышления у парадного подъезда
Весенний дождь, местами переходящий в ливень, зрителей не напугал. Аншлага не случилось, но зал был заполнен достаточно прилично. Помимо своей публики, которая у «Резонанаса», конечно же, есть, было много и тех (как выяснилось по ходу концерта), кто раньше выступлений ансамбля не видел. Возрастной состав разный – от очень взрослых до уж совсем юных. Что всегда приятно радует на концертах «Резонанса» – отсутствие агрессии, хотя публика не просто адекватно воспринимала происходившее, но и активно участвововала в действе: пританцовывала, от души махала телефонами, переключёнными на режим фонарика. При этом никто друг другу старался не мешать. И это уважение идёт, в том числе и от музыкантов. Они выходят делиться эмоциями, настроенные на позитив.
Отправляясь в ДК «Тольятти», где проходил концерт, думал вот о чём. «Резонанс» взял тему, казалось бы, лежащую под ногами. Ну, правда, собери гитаристов, которых в городе всегда хватало, подбирай соответствующие пьесы, добивайся приличного звучания, и вперёд. Однако прошло уже больше сорока лет с момента запуска проекта, а ничего подобного у нас так и не появилось. Видимо, изначально Григорию Эстулину удалось заложить правильные принципы и подходы, и так поднять планку, что ни трудности, ни сменяемость поколений, ни новые требования, предъявляемые к музыке, не изменили главного – «Резонанс» упруг как мячик, гибок, музыкален и современен.
Концерт, и мы об этом писали, планировался не как очередной выход, а как некий эскиз событий, которые за ним должны последовать. И это добавляло и ожиданий и интриги.
Части, объединённые в целое
Признаюсь, несколько настороженно отнёсся к идее приглашения ведущего. По мне, так Гоша Иванов вполне себе справлялся с этой ролью. Однако должен признать, идея себя оправдала. Игорь Журавель, с которого, как это всегда и бывает, начался концерт, сумел органично вписаться, не выпячивая свою роль, аккуратно втягивая публику в процесс, помогая сориентироваться, где-то подсказывая. Думаю, сказалось, что, как рассказывал Иванов, они уже попробовали такой вариант. Словом, совпадение случилось.
Опыт работы с разными залами помогает подходить к построению программы. Здесь тоже выстраивали её, постепенно наращивая обороты. А на первых двух вещах ещё и пытаясь выстроить баланс звучания. Момент рабочий, происходит подобное почти всегда. Сильно на восприятии не отразился.
В первом блоке случилась вещь, которая, на мой взгляд, явно выделялась. Не только по звучанию, но и по внутренней драматургии. Речь о «Славянском базаре». Аранжировка сделана так, что ты почти физически начинаешь чувствовать себя участником представления на рыночной площади. Вот, идут скоморохи, зазывая почтенный люд, следом гомонит толпа, начинаются игрища и забавы, а тут уже и хмельные купчишки, бросив шапки оземь, пустились в пляс. Точно пульсируют гитары Гоши и Артёма Лысякова, ритмически, правильно подобранными звуками поддерживает настроение Роман Квасников, занявший место за барабанной установкой. Отдельно бы выделил вокальное сопровождение Даши Кравченко и Маши Бакуменко. Именно на них – вся женская линия (а какая ярмарка без женщин?!), именно они создают, прочерчивают те настроенческие ниточки, которые раскрывают славянскую тему, подчёркивают её. Всё вместе складывается в оригинальный, запоминающийся номер. Тут изначально Гриша Ляндрес вложился в смыслы, а музыканты наполнили её жизнью.
Идущий следом «Сезон дождей», написанный Ивановым, словно бы чуть успокоил, погрузив в атмосферу, где правят океанская волна и расслабленность. Изящная «штучка» с собственным настроением.
Умение быть вместе
Пока люди живы – случается всякое. Ни клятвы, ни штампы – не удерживают порой от расставания. Но у умных – эмоции постепенно отступают, а что-то важное остаётся.
Важно, что бывшие участники «Резонанса» всегда с удовольствием откликаются на зов, и готовы прийти и выступить с друзьями.
Вячеслав Ковтун – признанный мастер. Его любовь к латино известно давно, а многие помнят ещё и шикарный «Амигос». И уж тем более его не смутить мелкими техническими моментами. Ну, а мастерство – оно никуда не ушло.
Совсем недавно Евгений Солодянкин – ещё один яркий гитарный виртуоз, выходил на сцену в составе «Резонанса». Сейчас появление в новом статусе – приглашённого гостя. Но это никоим образом не помешало Евгению выдать парочку фееричных номеров. Фактурный Солодянкин выдвигался на первый план, ближе к зрителям и буквально купался во внимании и аплодисментах, выдавая свои замысловатые пассажи. Безусловно, он умеет – и привлекать внимание, и делать шоу. Что в очередной раз и доказал.
Талантливый дуэт Лысяковых, где Аня играет на скрипке, а Артём на гитаре, в городе хорошо известен. Они много выступают вместе. И Аня, хотя она и не участница «Резонанса», она прекрасно знала, что именно от неё ждут в этом конкретном выходе. Слушая ребят, понимаешь, что звучание каждой отдельной пьесы, это не только гармония, аранжировка и исполнительское мастерство, есть такой важный момент, как энергетическое, даже если хотите ментальное совпадение. Когда гитара и скрипка не просто взаимодействуют, но словно бы сливаются друг с другом. И ты слушаешь джигу, и понимаешь, что практически невозможно усидеть. Настолько это вставляет!
Пожалуй, самое приятное то, что все номера с гостями отнюдь не смотрелись вставными. Они были органично вписаны в ткань концерта. Не разрушали концепт.
Детализация
Временами я сознательно сосредотачивался на бас-гитаре. Лёня Кузьмин, сменивший в «Резонансе» Романа Клюковского, был хорош. Не пытаясь, как он практикует это в сольных своих проектах, делать шоу, Лёня сосредоточился на басе и контрабасе. Последний не случайно был представлен на сцене. Его время пришло. И звучал он вполне прилично. Ведомый умелой рукой.
Думаю, быть более сосредоточенным Лёне приходилось и потому что у него был новый напарник по ритм-секции. Роман Квасников, в очередной раз доказал – в Самаре произрастают классные барабанщики. Он был ритмически точен, органичен, пару раз сделал красивые соло, но в основном старался, что для музыки «Резонанса» чрезвычайно важно, поддерживать «конструкцию». Классно взаимодействуя с Алексеем Караблиным, который за своей «перкуссионной группой» получил возможность вносить дополнительные яркие краски в звучание, а местами добавляя и элементы шоу.
Сергей Умылин, ещё один из участников первых джемовых сезонов, как и Иванов с Кузьминым, прекрасно справлялся со своей ролью. От него требуется быть точным, вовремя включаться, находить правильно тембрально окрашенное звучание для каждого номера. Местами, кстати, очень прилично звучала его «Мелодика».
Идея приглашения вокалисток, оправдала себя на сто процентов. Даша и Маша придали мелодиям совершенно иное звучание. Тонкий, умный вокализ добавил в композиции воздуха, где-то приблизив звучание к джазовому.
На самого Георгия Иванова, собиравшего «пазл» воедино, конечно ложится приличная нагрузка. Он задействован практически в каждом номере, меняя гитары, подключая харп, задавая тональность и настроение каждой вещи. А их сдваивания с Артёмом – явно один из «козырей» «Резонанса».
Делая шаг
Мощный концерт, когда происходит настоящий энергообмен с залом, хороший стимул, чтобы продолжить начатое. У нынешнего состава «Резонанса» есть многое для того, чтобы попробовать выдвинуться на новый уровень. Музыканты в отличном возрасте, артистичны, фактурны, обучены, их всегда тепло принимают, у каждого за плечами приличный опыт. Представляется им вполне по силам не просто от случая к случаю давать концерты в Тольятти, а двигаться дальше. Амбициозность задачи может стать отличным стимулом для «Резонанса».
Алексей «Алекс» Орлин
Спасибо, Алексей, как говорится, за доверие. Для других городов и для СМИ РЕЗОНАНС – это визитная корточка, бренд, достояние Тольятти, но беда в том, что за 43 года явление РЕЗОНАНС пережило многих руководителей города, области, страны.. Можно эту тему не продолжать. Скажу без ложной скромности, что ежели этих ребятишек “крутануть”от имени города или губернии, то вопрос об ущербности Тольятти притих бы надолго. А есть ещё и солисты-гитаристы, которым далеко нет равных. Ну в общем бум надеяться на логику и новый подход к уже готовому музыкантскому материалу от Марины Козловой и Николая Ренца – они очень уважают то, что мы делаем! А я на рыбалку – жизнь так коротка!
Спасибо за исчерпывающий, доброжелательный, экспертный и, в то же время, доступный для неискушёного в теории читателя-зрителя анализ! Как всегда, даны точные и подробные оценки, позволяющие представить событие даже тем, кто не попал на него.