(впечатления от концерта)
Смыслы и замыслы
Всем понятно, когда проект созрел, состоялся, нужно непременно совершать усилия, чтобы вывести его в люди. Момент тонкий. Стоит чуточу притормозить, как вся конструкция может развалиться.
«JEO band», придуманный Ярославом Сапожинским, создавался на «Чердаке», который не был ещё стильным и современным пространством, а был просто помещением с неизвестным предназначением. Состав формировался постепенно: сначала было желание поработать вдвоём со старым приятелем, скрипачом Денисом Кузнецовым, потом добавился сакс в лице Ильдара Есакова, потом подтянулся Владимир Гришанин на барабанах. Постепенно видеоизменялась и программа. От выхода к выходу.
Когда приличные клубные площадки были отработаны, пришло время больших залов. Концерт в Самаре, в мощнейшем клубе «Звезда» должен был ознаменовать выход на новый этап.
И концерт, приуроченный к красивой дате – Дню всех влюбленных, в ДК «Тольяттиазот» – вполне вписывался в рамки концепта. Большая сцена, классный аппарат, новые возможности для того, чтобы как можно более выгодно презентовать себя публике. Тем более что основа репертуара – программа «Negro Brilliant», состоящая из композиций с ярко-выраженной мелодической структурой, легко воспринимаемой на слух, рассчитана и на «вербовку» новых поклонников, и на создание настроения.
Кирпичик к кирпичику
Когда наблюдаешь проект в развитии, можно подмечать вещи, которые, может быть не лежат на поверхности, но достаточно четко характеризуют состояние дел. И с этой точки зрения, прошедший концерт показал, как лидер и продюсер «JEO band» старается наиболее разумным образом выстроить программу. Если, например, на последнем «чердачном квартирнике» сольный блок Ярослава, когда он играл вещи из своего альбома «Music da insta» выглядел несколько затянутым, то здесь, Сапожинский нашёл весьма оригинальный ход. Он словно бы разбил программу на несколько блоков. Когда, сыграв четыре-пять вещей, уходили за кулисы, а он оказывался на переднем плане в прямом смысле – в луче света, в окружении клавишных. И эти вставочки совершенно не казались длинными. Пара номеров, и снова на сцене вся компания. Более того, был найден классный ход, когда, воспроизведя свои электронные композиции, Сапожинский привлёк к соучастию ещё и Кузнецова. Признаюсь, для меня шаг показался весьма неожиданным, но, безусловно, интересным. Не думаю, что Денису было совсем уж просто подстроиться, но делал он это в своей фирменной манере – легко, изящно, «вкусно».
Тем, кто, может быть, не знаком с программой «Negro Brilliant», напомню, что она базово строится на постоянном взаимодействии скрипки и саксофона. При базовой поддержке, организации и ведении «Хаммонда», «управляемого» Сапожинским. Практически каждая композиция начинается с сольного выхода, либо Ильдара Есакова, либо Дениса Кузнецова. Но главная «фишка» происходит в моменты сдваивания. Давно знакомые, привыкшие к звучанию друг друга, талантливые Ильдар и Денис «поливают» так, что ты просто не можешь оторваться. Разные по манере, воспитанию и подходу, оба они гармонично совпадают со своими инструментами. Более рисковый, хулиганистый Ильдар, обожает фанк, где можно «развернуться по полной», будь то «Сумасшедший Чипполино» или «Всем нужен фанк» (название композиций – А.), а более тонкий, обладающий мягкой, интеллигентной подачей Денис, берёт в плен на первой же мелодии «Cappuccino Tobacco», близкой по стилистике к манушу. Наверное, самое основное, что лучше всего характеризует эту парочку – когда ты слушаешь их, то в какой-то момент становится практически безразлично, что они играют. То есть ты просто погружаешься в мир звуков, извлекаемых из инструментов. Не испытывая ни неловкости, ни напряга, ни желания, чтобы это скорее закончилось. Резюме – стоит порадоваться возможности наблюдать музыкантов такого уровня в деле, в шаговой доступности. Получая удовольствие.
Как опытный руководитель и организатор, Ярослав сознательно не тянет одеяло на себя постоянно. Ему важно, чтобы на сцене работали все. Чтобы те сюжетные линии, которые он пытался вложить в мелодию, те образы, которые видел, когда создавал программу, раскрывались как можно более выпукло и ярко. Он, разумеется, играл много, использовал массу придумок, включая знаменитые «хаммодновские» квакушки.
Я уже начал говорить о построении программы. Добавлю, что в этот раз в ней звучали вещи не только из основополагающего для этого состава «Чёрного бриллианта», но и из давно ожидаемого «Парадокса», и из «Music da insta». Более того, как и должно быть у композитора, находящегося в движении, была сыграна премьера – композиция, посвящённая любимой женщине Ярослава – Елене.
Большой концертный выход в случае «JEO band» – хорош разнообразием музыкальной палитры. Тут и мануш, и фанк, и танго, и блюз. То есть зрителю явно некогда скучать. Внимание его держат постоянно, заставляют концентрироваться. Это имеет значение, когда для тебя звучит больше 20 композиций без перерыва.
Ещё один момент, который представляется интересным. На декабрьском «квартирнике» в составе дебютировал басист Александр Охотин. Играл он тогда не много. Чувствовалась некоторая скованность. Сейчас Александр предстал полновесной боевой единицей. Да, у него нет каких-то супер ярких выдвижений на передний план, но роль его в звучании чрезвычайно важна. Дело в том, что до его прихода Ярослав вынужден был одной рукой постоянно играть басовые партии. А это ограничивало его возможности. Сейчас же у него – развязаны руки, можно творить, импровизировать, понимая – ритм-секция (за барабанами, напомню, Владимир Гришанин) в полном боевом составе.
С надеждой на продолжение
Большая сцена доказала очевидное – в Тольятти есть профессиональный состав, абсолютно готовый к выступлению на любых площадках, к гастрольной деятельности. Нынешняя форма музыкантов, их возможности и амбиции это позволяют. Будет очень здорово, коли намеченная программа, с концертами в больших российских городах реализуется.
И, надеюсь, при организации концертов там, у музыкантов будет гораздо меньше поводов расстраиваться, нежели это происходит в родном городе. Где слово конкуренция часто понимается уж очень своеобразно.
Алексей «Алекс» Орлин