(по следам одного концерта)
Бэкграунд
В минувшую пятницу на «Чердаке» Ярослав Сапожинский и его «JEO band» откатали большую программу «Чёрный бриллиант». Программу, напомним, уже имеющую интересную историю. Вернувшись в период, когда практически полностью прекратилась концертная жизнь в столице в родной город, Ярослав решил использовать время с толком, достаточно быстро написав целый каскад композиций. Изначально рассчитывая на своего старого друга скрипача Дениса Кузнецова. Однако в процессе работы над программой, она постепенно начала обрастать инструментами и участниками. Влился в проект саксофонист Ильдар Есаков, а затем и барабанщик Владимир Гришанин. Работали быстро, с настроением. Хотя нельзя сказать, что вместе всё получалось с листа. Было много моментов, нюансов требовавших подробного разбора и приложения усилий от всех музыкантов. Тем более что Ярослав стремился добиться именно того звучания, каким он его придумал, сочинил.
После того, как программу отрепетировали, состоялся целый ряд показов на разных площадках – в Тольятти и Самаре. Более того, была организована запись живого альбома. Для чего в Тольятти специально вытаскивали Дмитрия Сухина. И хотя не всем, что получилось, Ярослав остался доволен, есть надежда, что альбом всё же увидит свет. Программа того явно заслуживает.
Написал всё это для того, чтобы стало понятно – нынешний выход с «Чёрным бриллиантом» представлялся вовсе не случайным. Для профессиональных музыкантов (а все участники бэнда являются таковыми) просто что-то вспомнить и сыграть – не та история, ради которой стоит прилагать усилия. Нужны мотивы. Как выяснилось уже после концерта – мотивы есть. И мы об этом обязательно поговорим, но чуточку позже. Пока же скажу лишь ещё о том, что это был очень тяжёлый день для музыкантов «JEO band». И многие бы на их месте – точно сняли концерт. Однако было принято решение – играть. Уважая тех, кто купил билеты и пришёл послушать «Чёрный бриллиант» мокро-снежным ноябрьским вечером.
Штрихи
Когда ты слышишь программу не в первый раз и уже делился своими впечатлениями, то начинаешь больше обращать внимания на детали, штрихи, которыми один прокат интересной программы отличается от другого. И тут тоже не обойтись без каких-то пересечений.
Довелось слышать, что начинать концерт с «Cappuccino Tobacco» – не самый правильный вариант. Категорически не согласен. Да, яркая скрипка Дениса Кузнецова сразу погружает в мир этакого «одесского променада». Но, если слушать внимательно и знать стилистику, то видишь прямой отсыл к такому популярному направлению как мануш. Для того, чтобы вовлечь слушателя в игру, в которой ему предлагается продуманный коктейль из джаза, фанка, соула, блюза – такой заход вполне уместен. Тем более что, обладая вкусом, чувством ритма и умением органично вписываться в коллективное звучание, Денис не сваливается в «кабак». Грань тут всегда тонкая. Пройти по ней трудно. Но тем ценнее. Словом, с моей точки зрения – явно читаемый и достаточно понятный посыл, создающий настроение, в какой-то степени объясняющий, что слушателя ждёт.
Второй в программе шла заглавная вещь «Чёрный бриллиант», которую хотелось слушать особенно внимательно. Даже не потому, что она дала название всей программе, а это никогда не бывает случайным, а скорее из-за практически всего спектра подходов к созданию общего «пласта» действа. Попробую пояснить. Придумывая композиции «Чёрного бриллианта» Ярослав, когда сложился окончательный состав инструментов, постарался «сорганизовать» их так, чтобы они максимально дополняли, «подсвечивали» друг друга. То есть скрипка, в какой-то степени берущая на себя функции соло-гитары и саксофон, имеющий свои большие и вкусные сольные куски, находятся в постоянном диалоге, то скрещиваясь, то переплетаясь, то работая практически в унисон, то расходясь, чтобы через какое-то время встретится снова. И всё это, разумеется, скрепляется клавишами Ярослава, задающего темп, ритм, «дирижирующего» происходящим, но вовсе не стремящимся постоянно «тянуть одеяло» на себя. Прекрасно понимая, что это не сольник пианиста, а программа группы.
В общем, «Черный бриллиант» в полной мере демонстрирует те задумки, что составляют суть программы с точки зрения подходов, аранжировок. Это весьма логично. Ты получаешь чёткий месседж о том, как всё здесь устроено.
На Ильдара Есакова, как вы уже успели понять, ложится в этом проекте солидная нагрузка. И от того, в какой он форме-норме, во многом зависит и успех всего концерта. Более того, в завершающей части трёхчастной программы, такие пьесы как «Сумасшедший Чиполлино» и «Блюз о любви» явно написаны с расчетом именно на саксофон Ильдара. В них он имеет возможность – и «выжать слезу», и похулиганить. И то и другое делает мастерски. Любой человек, впервые слушающий Ильдара, попадает под обаяние его сакса. Как пример, Дима Длясин впервые зашедший на концерт Сапожинского и компании, был в полном восторге именно от саксофона Есакова и после концерта долго про него расспрашивал. Тем, кто бывал на первых джемовых сезонах в «ШТАНАХ» ничего тут объяснять не надо.
Важным мотивационным моментом программы стало то, что в ней обещаны были вещи, которые никогда раньше не звучали на публике. Большая часть их войдёт в альбом «Music do insta», готовящийся к выходу, и Ярославу важно было уловить настроение от восприятия именно этих пьес публикой. Под сольные (а в альбоме – исключительно сольные вещи, написанные, сыгранные и записанные самим Ярославом) композиции в нынешней программе был отдан целый блок. Использовались все возможности клавиш, включая, в том числе, и чистый, рояльный звук, и весь спектр электронной начинки. Был ряд моментов, которые не дали мне до конца погрузиться в этот материал, но из того, на чём смог сосредоточиться, более всего зацепили «Кукольные слёзы». Сразу нарисовалась выпуклая картинка – кукла двигает под музыку руками и ногами, находясь в полной власти невидимого кукловода. Просто готовый клип! Собственно, эти композиции и задумывались как некая визуальная поддержка видеоряда. И тут у меня лично – полное совпадение. История читается, рисуется.
Не могу не отметить и единственный песенный номер программы. Песню «Время мечты отпускать», написанную на стихи Елены Грачёвой (директора коллектива и музы Ярослава) Денис Кузнецов исполнил тонко и проникновенно.
Рабочие моменты
Есть в спорте такое понятие – рабочий подсказ. Речь не о критике, но о конкретных моментах, которых вполне можно избежать.
На мой взгляд, не стоит на «чердачных концертах» так увлекаться дымом. Сама музыка требует внимания, погружения, дымовая завеса отвлекает. Идея камерной, высокой сцены, как способ чётко разделить зрителей и музыкантов – понятна. Но дым это разделение делает некомфортным.
Свет. Синий свет, постоянно направленный в зрительный зал – тоже не способствует комфортному состоянию. Плюс, невозможно в такие минуты, делать какие-то записи. Мне представляется, стоит над этим подумать.
Не слишком удачной выглядела идея некоторого разделения возможностей зрителей. Когда одни просто смотрели, а другие на галёрке, «обретая настроение» (назовём это так), вели разговоры в голос и бесконечно двигались по залу. Даже для «квартирника», а концерт заявлялся именно в таком формате – это не есть гут.
И всё же главный для меня лично момент – присутствие именно альта, а не тенора в руках Есакова. Его тенор – обволакивает, завораживает, заставляет забывать обо всём. Альт – более холодный, у него другие козыри и возможности. Как выяснилось, должен был быть именно тенор, но что-то пошло не так.
Прокат перед рывком
Как и было обещано, теперь о главном. И узнал я это уже после концерта. Получается, как можно было предположить, – возобновление программы «Чёрный бриллиант» не было случайным. Это стало своеобразным стартом для её дальнейшего продвижения. Уже в эту предстоящую пятницу, 25 ноября, «JEO band» показывает программу «Чёрный бриллиант» на площадке КРЦ «Звезда» в Самаре. Если всё пойдёт по плану – дальше концерты в Казани, Москве и Питере. Причём планируются тысячники. А это – серьёзная заявка и большая ответственность.
Признаюсь, мне лично хочется, чтобы всё удалось. Программа точно стоит того, чтобы её увидели и услышали. В ней есть возможность «разговаривать» с автором, спорить с ним, создавать собственные образы.
Алексей «Алекс» Орлин