Если бы ещё пару месяцев назад мне сказали, что с упоением буду читать книгу об «АРИИ», я, пожалуй, бы, лишь усмехнулся. И вовсе не из-за того, что плохо отношусь к тому, как движется группа со столь славной историей. Да, безусловно, совершенно не могу назвать себя ярым поклонником команды, но любому человеку в наших реалиях, погруженному в музыкальный процесс, знакомо хотя бы название. Безусловно, я пунктирно знал о том, как и откуда появилась «АРИЯ», разумеется, слушал их первые альбомы, более того, часть из них у меня просто есть в домашней фонотеке на разных носителях, я легко отличаю период пения в составе Кипелова от истории, написанной с Беркутом. Но какой-то привязанности, заинтересованности, желания узнать о процессах, происходящих у «арийцев» изнутри, никогда не было. И к книге, вышедшей в серии «Легенды русского рока» за авторством Дениса Ступникова, подогнанной приятелем, поначалу отнёсся прохладно. Думал, открою, пробегусь по диагонали, не более того. И это было бы дикой ошибкой. Книга стоит того, чтобы её непременно прочесть, особенно тому, кто как-то видит себя в качестве человека, решившего серьёзно заняться рок-музыкой. То есть, для меня она стала очередным доказательством того, что не стоит заранее с пренебрежением относиться к тому, что не попытался рассмотреть.

Сразу скажу, что автор не изобретал ничего нового. Все книги этого цикла, выходящего при содействии «Нашего Радио», строятся примерно по одним лекалам. То есть журналист приходит к музыкантам и записывает их рассказы, следуя заранее намеченному плану. В данном случае, отталкивались от альбомов, созданных после 1998 года, а также от наиболее ярких концертных программ. Дальнейшее во многом зависит от того, насколько ярко и образно музыканты могут рассказать о том, что с ними происходило. Так вот здесь – стопроцентное попадание.  Участники «АРИИ», видимо встретившись с человеком, с которым им было достаточно комфортно общаться, сумели «нарисовать» широкоформатную картину огромного пласта истории группы. Для меня (ещё раз, не фаната «АРИИ») стало просто удовольствием следить за ходом мысли двух главных двигателей «арийского локомотива» Дубинина и Холстинина. Убеждён, да и сталкивался с этим в своей журналисткой практике, что «из пусто сосуда ничего не выльешь» – если человек не способен думать, не развивается как личность, не умеет удивлять, то и общение с ним превращается в пытку. Здесь – просто пиршество мыслей, образов, сравнений, масса умно и тонко подмеченных деталей. Разбирая каждый альбом, музыканты умеют найти такие подходы, что ты оказываешься буквально погруженным в творческий процесс. Не боятся предстать в невыигрышном свете, рассказывая о том, что волновало, тревожило, что не получалось в момент работы над той или иной песней. Признаюсь, был поражён тому, насколько скрупулёзно «арийцы» подходят к работе над текстовым материалом, который у них непременно пишется под «рыбу». Удивлён глубине проработки тем. Некоторые из них совершенно точно заставят меня покопаться в истории. А такое случается далеко не после прочтения каждой книги. На мой взгляд, это вообще гораздо более ценный момент, нежели сухой рассказ о том, в каком году кто-то в группу пришёл, а кто-то ушёл, или, когда был записан тот или иной альбом.

Хотя, конечно же, в книге достаточно подробно рассказывается о том, как уходил Кипелов, как работалось с Беркутом, разбираются их сильные и слабые стороны, описывается, какой путь прошёл в группе Житняков. Но, поскольку это происходит в изложении самих участников процесса, то выглядит очень вменяемо и по-человечески. Здесь нет каких-то супер жёстких оценок. Есть эмоции. Есть ситуация, показанная с разных сторон. И каждый из читателей волен делать собственные выводы.

Отдельно стоит отметить истории Маргариты Пушкиной – центрового автора «арийских» текстов. До прочтения её ярких «вкраплений», каждое из которых несёт мощнейших энергетический заряд, я совершенно иначе относился к некоторым известным песням группы. И даже не мог предположить, что многие из песен имеют сценарный план, что под них придумывается целая история. А уж Булгаковская тема, одна из любимых у Пушкиной, совершенно точно заставит снова взять в руки томик великого и вечного романа «Мастер и Маргарита». И это настолько круто, когда ты понимаешь, сколько всего сам не подметил, упустил. На мой взгляд, такие «штучки», раскиданные по всей книге, – один из главных посылов, почему её стоит читать.

С технологической точки зрения – захватывает процесс описания создания знаменитых постановочных концертных программа «АРИИ». То, что придумывал их идеолог и постановщик Юрий Соколов – просто уму непостижимо.

Для музыкантов, постоянно находящихся на гастролях, думаю, зайдёт глава о новогодних представлениях, когда «арийцы» позволяют себе делать вещи совершенно им не присущие в рамках главного проекта. Ещё невозможно не сказать о работе над акустическим прочтением своих песен. Подробно описано, как долго и мучительно музыканты старались нащупать именно акустический звук. Сразу вспомнилась прошедшая «АКУСТИКА» и механическое переложение песен из электричества в акустику. Так просто не получится. Так легко не работает!

Собственно, всё сказанное – это лишь малая толика тех интересных моментов, что затронуты в книге.

Тираж у неё очень небольшой. Но пока её ещё можно увидеть на полках наших книжных.

Единственное, что мешало – дикое количество ошибок. То есть редактура и корректура отсутствуют как класс. Хотя в выходных данных указан человек этим занимавшийся. И чем ближе к концовке, тем нагромождение нелепостей, легко убираемое при вычитке текста, растёт.

Но, даже это не испортило впечатление от встречи с умными, способными  удивить людьми.

Алексей «Алекс» Орлин

P.S. Эта книга вовсе не для фанатов. Они многое из того, о чём идёт речь, наверняка знают. Но для тех, кто способен искать в музыке смыслы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *