впечатления / прокат

«АКУСТИКА-22». Послевкусие

Важность «подгонки» деталей

«АКУСТИКА-22» уже стала историей. Стремительность нынешнего жизненного ритма унесла и захватила участников фестиваля другими делами и заботами. Почти все уже выложили фотки в сети, обменялись впечатлениями, поставили на полочки кружки и куда-то пристроили бейджи и значки. И всё же, попробую вернуться к событию, и поделиться собственным «прочтением» того, как всё происходило. Ибо каждый фестиваль – история отдельная, никогда не повторяющаяся. Наполненная массой нюансов.

Признаюсь, ни одна «АКУСТИКА» в последние годы не давалась так тяжело. Почему? В первую очередь потому что «детали», составляющие общую «картинку» никак не желали складываться. К примеру, готовились работать с одним звукорежиссёром, он составлял спецификацию аппарата, который предстояло собирать и забирать из четырёх разных мест, но не срослось, потом согласился второй, но тоже вынужден был дать отбой, возник третий. Рабочий процесс, скажете вы. Да, рабочий. Но это только часть. До последнего не было уверенности в том, что ведущий сумеет вырваться из столицы. А, значит, приходилось искать какие-то запасные варианты. Не было ясно, сможет ли собраться полным составом экспертный совет. При ограниченном бюджете приходилось высчитывать каждый шаг, чтобы вложиться в изготовление атрибутики. При этом считал, и буду считать – оригинальные сувениры в виде бейджиков, значков, кружек – то, что позволяет и спустя время вспомнить о конкретной «АКУСТИКЕ».

Ещё одна важная деталь. Как никогда в этом году было много желающих выступить. Пришлось переслушать массу материала. Чаще всего, услышав аргументы, почему не получится выступить, музыканты относились с пониманием. Но случилась и пара истерик, самых натуральных.

Словом, чуть отпустило только тогда, когда Сергей Гурьянов, взяв микрофон, открыл «АКУСТИКУ-22». Было ясно, что ничего уже не изменить. Процесс пошёл.

QUOKKA

Стабильное качество

Лёня Кузьмин – появился в программе одним из последних. Хотя о желании выступить сказал задолго до даты фестиваля. Но гастрольный график, включающий тур по Подмосковью, студийная загрузка, никак не давали ясности – удастся ли? Удалось. Приехал вовремя. Никаких условий себе не выторговывал. Взял гитару, пригласил в компанию Артёма Лысякова, блестяще владеющего инструментом и выдал сет, в конце которого ещё и спел вместе с залом «Белую ворону». Лаконично. Спокойно. Уверенно. Видно, что человек этим живёт и зарабатывает.

На стабильном уровне отзвучала «QUOKKA». Команда интересная, явно прибавившая с того момента, когда мы видели её на «АКУСТИКЕ» в последний раз. Более того, лидеры группы Ирина Квокка и Антон Чураков – сами постоянно в движении и динамике. Видно как они растут, как меняются. Это просто не может не сказываться на музыке. На мой вкус, команде не хватает одной важной детали. Чуть более тонкого подхода. Ко всему. Это именно тот нюанс, который не даёт мне относить группу к числу фаворитов.

По тому диалогу, что складывался у меня со старым знакомцем Сергеем Мулярчуком в процессе подготовки в фесту, я не ждал от «Аванса 21ё-го» чего-то, способного удивить. Однако, Сергей, продемонстрировавший уверенный профессиональный уровень игры на гитаре, и Жанна Малова, отвечающая за тексты и вокал – проиллюстрировали своими простыми «дорожными историями», когда подача и наполнение органичны – получается вполне себе сюжет.

Эйнар Аглетдинов – сегодня он в Тольятти известен всем на музыкальной площадке. Лёгкий на подъём, доброжелательный, не капризный, способный всегда помочь и поддержать коллег, Эйнар, значительно прибавив в медийной активности, поднабрав популярности, не стал менее серьёзно относиться к главному – к работе. За любой его композицией – большой труд. Это видно и слышно. А ещё – мысль. Темы – читаются. За их развитием любопытно следить. Очень жаль, что он выступил последним (к чему организаторы не имеют отношения) и, возможно кто-то уже не увидел, не дождался его выхода. Если вы были в числе ушедших, следите за афишей. Эйнар сейчас играет много.

Владимир Морозов и его «VovSRocK», возможно не прозвучали так, как хотелось бы. Знаю, что на первой вещи были проблемы с выводом баса. Жаль. Программу Морозов со своим партнёром по записи альбома Евгением Голубевым готовили для «АКУСТИКИ» специально. Да и сам фестиваль для Морозова – штука совершенно отдельная. По тем впечатлениям, что есть внутри, сложность общей задумки не получилось реализовать в полной мере. Отчего возникло ощущение повторяемости ходов. Хотя, безусловно, «VovSRocK» — всегда про то, что болит, что рвётся наружу. А опыт сценический, наработанный в последние годы, приводит и к чёткости подачи.

«Акустический проект Сергея Гурьянова» — это плоть от плоти «АКУСТИКИ». Не только потому, что в разные годы Сергей играл на нашей сцене с разными людьми. Просто он вырос вместе с фестом. И влился в число организаторов давным-давно. Иначе и быть не могло. Ныне живущий в столице, он сделал всё возможное, чтобы приехать и не просто провести программу, но и показать собственные новые песни. Ну, уж про джем, который в силу организационным причин видеть у меня не получается никогда, говорят все, кто остался к этому моменту в зале. История Сергея Гурьянова-младшего – то, что может и должно являться одним из смыслов события. Когда есть преемственность, последовательность, развитие.

ЛЕТО ЛУНА

Красивые истории

«ЛЕТО ЛУНА» — проект, созданный для исполнения песен и композиций Елены Хорошевской – одна из ярких страничек «АКУСТИКИ-22». И здесь тоже важен не только сам факт отличного сета, но ещё и то, что этому предшествовало. То, что сделала Лена за последние пару лет – заслуживает самых положительных оценок и красивых эпитетов.  До того, как услышал её на прошлой «АКУСТИКЕ» не мог представить, насколько современно могут звучать гусли, причём не только в инструментах, что вроде бы логично, но и в песнях. Лена пишет свои фэнтэзийные истории, сразу адаптируя их под гусли. Это завораживает. Человеческие качества: открытость миру, начитанность, умение обращать внимание на нюансы — настроения, света, слова – дали потрясающий результат. «ЛЕТО ЛУНА» сегодня одна из самых ярких и умных групп в Тольятти. Обретая с каждым выступление всё большую уверенность, Лена как-будто расцветает, раскрывается, обнаруживая огромный потенциал. Добро и свет, идущие от её мелодий, делают мир чуточку добрее. И это очень классно.

Коллаборации складываются, порой, самым причудливым образом. Если музыканты «ближнего круга» способны подпитывать друг друга, то они прямо или косвенно влияют на то, что каждый из них делает.

К чему это я? Да к тому, например, что Алексей Бровченко известен давно. Больше как энергичный хард-роковый гитарист. Но какое-то время назад, он взялся за эксперименты, начав осваивать безладовую арабскую лютню. Сложно? Конечно! Но и любопытно очень. Тем более что в своих поисках Алексей сумел достаточно далеко продвинуться. По мне, его выступление не было безупречным, но мысль, желание, выдумка, настроенная на то, чтобы «соткать» любопытный орнамент, заставляли следить за программой «Эссенции пламени» внимательно. Очень органично вошла в эту историю и Ксения Бровченко. Показавшая своим коллегам мужчинам, как может звучать перкуссия. Не выпирая, не забивая основной инструмент, а главное, органично, попадая туда, куда нужно попасть.

О коллаборации шла речь выше, потому как,  Бровченко — близки к компании Хорошевской и Аглетдинова, выступают вместе, общаются, Эйнар даже играет периодически с «Эссенцией пламени». То есть ничего случайного.

Давно так не смеялся, как это случилось во время исполнения «Паникой предметов» «Фантомаса».   Частушка – жанр-обманка. На вид всё примитивно, просто, но обращали внимание, у одних это получается, а у других совершенно нет. Лидер «Паники» Ваня Мешкорудников уже второй год приезжающий на «АКУСТИКУ» прошёл «по тонкой грани» (за что отдельный респект).  Его «Паника» в варианте «АКУСТИКИ» — проект сборный, поскольку ныне московский состав не доехал, а помогали парни тольяттинские. Благо, прекрасно знающие, что делает Мешкорудников. Вместе у них получился приличный сет.

Очень мощно выступил Сергей Шмелёв. Что удивительно этот выход у него получился гораздо более ярким, нежели вместе с группой в прошлом году. Возможно, свою роль сыграли песни. Для меня, конечно, номер один – «Бродский». Лидер «FM» сумел поймать настроение прощания — с любовью, любимым городом, со страной. Уезжать, понимая, что не вернёшься сюда никогда – жесть! Тут каждый штрих имеет значение. «Истины простые» — заставила зал замолчать. Умение сопереживать – то немногое, что делает нас людьми. Словом, достойно! Во всех смыслах. В том числе, по звучанию.

ON. PLAY

Настроенчески

  Группа «МЕРА» — давно нашла свою нишу. Не особого загоняясь по части жанров, Михаил Федоренко и Олег Карикин – стараются исполнять истории, полные доброй иронии, юмора. Слушая их, сам незаметно для себя, начинаешь улыбаться. Среди любопытных моментов – авторские истории Олега, который всё чаще выкладывает свои пьесы в сети. И это ещё одно доказательство – проект живой, способный удивлять.

Группа «ЛУИЗА» прекратившая своё существование после отъезда её лидера в Севастополь на пмж, собрана была исключительно для выхода на «АКУСТИКУ». Было бы нелепо ждать от неё каких-то откровений. Сыграли на своём уровне. Луиза прекрасно понимает, что её развитие исключительно в её руках. В зависимости от того, какой дорогой пойдёт, будет зависеть и подбор музыкантов. Попытка скрестить академический вокал с фольклором – была интересной, но не дожатой, не доведённой до точки. Чтобы серьёзно продвинуться в таком жанре, Луизе предстояло всерьёз заняться академическим вокалом и изменить подход к аранжировкам. Пока здесь можно поставить лишь знак вопроса. Время покажет, в какую сторону яркая, артистичная, подвижная Луиза станет развиваться. Энергии её хватит на маленькую электростанцию. Значит, надежда есть.

Энергичный  сет выдал «ON. PLAY», выхода которого я очень ждал. Для меня Настя Полякова – одна из ярчайших вокалисток Тольятти здесь и сейчас. На рок-площадке. В ней есть харизма, умение обыграть каждую строчку, способность к созданию образов и внимательный, вдумчивый подход к текстам. Мне казалось, что после паузы, а группа не функционировала несколько лет, произойдёт качественный скачок в общем звучании. Но пока баланса не сложилось. По тому, что увидел, по-прежнему музыканты действуют отдельно от лидера. Возможно это лишь акустическое звучание. Возможно, настроение момента. Но общего – не было. Выход юного 14-летнего саксофониста общей картины никак не изменил. К сожалению.

AVA DAYS

Рассмотреть важное

Понимаю, что очень трудно было прозвучать дебютанту «АКУСТИКИ» группе «AVA DAYS». Их стилистика, построенная на электронных клавишах и гитаре сверху – рассыпалась в акустическом показе. Скрипка, добавленная для создания акустического объёма, положение не исправила. При этом, никакого разочарования у меня нет совершенно. Да, волновались, да, не попадали, да не сумели «сложить пазл», но строчки, полутона из которых лидер группы Ava создаёт настроение – никуда не делись. Абсолютно уверен, что нет никаких поводов для расстройства. Опыт получен. Музыканты внимательно отсмотрели всю программу. Будучи образованной музыкально, Аva всё увидела и услышала.

Хочу надеяться, полезным стал выход на сцену «АКУСТИКИ» и для Валерии Ярощук, выбравшей сценический псевдоним Lera Winter. Представительница мощнейшего направления – женской рок-лирики, она, уверен, тоже смогла подсмотреть что-то важное для себя. На мой взгляд, ей пока не хватает более чёткой расстановки акцентов в подаче. Хотя для дебютанта выглядела Lera достойно.

Второй год подряд ничем не запомнились парни из «OJ project». Может быть, стоит пересмотреть подходы к аранжировкам, может быть, добавить инструментов, может быть сменить направленность, а может быть, прекратить партнёрство. Инструменталисту проявлять себя гораздо труднее. За него говорит инструмент. У «OJ project» этого не произошло. Во всяком случае, в конкретной программе.

Анна Ромашкина на «АКУСТИКЕ», в разные годы выступала с разными проектами. На данном этапе она пытается «играть в джаз». Эксперты это оценили.

Трио получило ещё и сертификат на студийную запись песни на «Чердаке» — от Ярослава Сапожинского.

Время для выводов

Каждая «АКУСТИКА» — история совершенно отдельная. За все эти годы ни разу не повторившаяся. Нынешняя порадовала обилием дебютантов, возможностью видеть, как на твоих глазах растут и становятся «звёздочками» те, кто совсем недавно вышел на сцену фестиваля в первый раз. Не всё получилось ровно, но в целом, сложившаяся программа достаточно выпукло продемонстрировала и наличие ярких авторов и «зачётных» инструменталистов.

Порадовало желание части музыкантов быть не просто участниками, но и настоящими «соавторами» события. Повторю, в сотый раз, сделать классный фест мы можем только вместе.

Нынешняя «АКУСТИКА», если смотреть изнутри, о многом заставила задуматься. В том числе с точки зрения  подбора людей, технологии организации самого процесса. Удасться ли исправить? Думаю, кое-что, да.

Пока не удалось, если честно, как-то выдохнуть, спокойно переосмыслить «АКУСТИКУ-22». А это важно, чтобы следующая «АКУСТИКА-23» состоялась.

Алексей «Алекс» Орлин

Официальные итоги «АКУСТИКИ-22»:

Экспертный совет (Ярослав Сапожинский, Алексей Пономарёв, Виктор Мартынов) отметил следующих участников:

  • Эйнара Аглетдинова (гитара) — «За высокое исполнительское мастерство»
  • Сергея Шмелёва («FM») – «За конкретность поэтического высказывания»
  • Сергея Гурьянова – «За преданность «АКУСТИКЕ»
  • Группу «Панику Предметов» — «За вклад в развитие частушки»
  • Группу «ЛЕТО ЛУНА» — «За качественный профессиональный продукт»
  • Дуэт «FLAMESSENSE» (Эссенция пламени) – «За самобытное звучание»
  • Дуэт «Аванс 21-го» — «За интересный творческий тандем»
  • Ксению Бровченко «FAMESSENSE» – «За лучшую перкуссию фестиваля»
  • Группу «МЕРА» — «За весёлое, ироничное выступление»
  • Джазовое трио Анны Ромашкиной – «За любовь к джазу»

Отдельное спасибо:

  • Владимиру Агафонову и Елене Тонунц – за финансовую поддержку фестиваля
  • Дмитрию Никитину – за предоставленный аппарат
  • Юрию Андрюшину – за техническую поддержку
  • Олегу Татьянину – за дизайн фестиваля
  • Сергею Гурьянову – за ведение программы
  • Роману Максимову и Егению Коренченко – за работу по обеспечению звука
  • Детской музыкальной школе №4 и лично Борису Цирульникову – за предоставленную площадку
  • Сотрудникам московского магазина Pretman guitars – за терпеливый подход к подбору полезных вещей
  • Парню с добрым лицом Диме – за содействие по доставке сувениров из Москвы

P. S. Спасибо всем, кто был вместе с нами!

Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.