За 40 лет существования группа «Центр», выйдя из советского андеграунда, благополучно миновала «хребет» мировой известности и вернулась в лоно российской инди-музыки. Причём, в отличие от многочисленных соратников по той же московской рок-лаборатории, «Центр» достигнув своего солидного возраста предпочитает жить, не эксплуатируя материал, принёсший популярность, а развиваться, постоянно меняясь. Новая волна для её лидера Василия Шумова – это не стиль музыки, а образ жизни, в котором он подобно сёрферу, постоянно в поиске всё более крутых новых волн.
В 1996 году за несколько лет до Napster и задолго до Spotify, Василий заявил: «Компьютер для меня теперь, что была дойная корова для крестьянина сто лет назад. Во-первых, вся музыкальная технология сегодня подразумевает компьютер на каком-то этапе записи, во-вторых, я думаю, что интернет – это самое клёвое достижение человечества со времён появления рок-н-ролла. Слушатель сможет загружать и оплачивать прямо от автора по интернету интересующую его музыку без посредников, которые в данное время только лишь стригут купоны с творчества музыкантов и слушательского интереса».
В этом году, когда многие исполнители выразили своё недовольство ситуацией, сложившейся из-за мер, принятых для борьбы с пандемией, к 40-летниму юбилею группы выходит трибьют «Центр 40», созданный полностью на удалёнке. Впрочем, для них это, скорей, уже традиционная форма творчества.
О том, как это начиналось, мы и попросили рассказать Василия Шумова (в соответствии с нынешними трендами, – через интернет).
Василий Шумов:
– В конце 99 года я думал, как будет развиваться музыкальное коллективное творчество в XXI веке и каким может быть новый альбом «Центра». Для меня было понятно, что первый альбом группы в XXI веке должен резко отличаться от всех записанных в прошлом, начиная с первого альбома, записанного в трамвайного депо. К тому времени мы уже использовали практически всё, что было возможно с точки зрения идей рок-музыки XX века. Гитары, самые разные барабаны, электронику, коллажи, спектакли, рок-оперу, кинофильмы, видеоклипы.
Новые горизонты
В тот период я жил в Лос-Анджелесе и только что закончил аспирантуру в California Institute of the Arts со специализацией в новых медиа и звуковом дизайне. За три года, которые я там проучился, мои компьютерно-музыкальные интересы значительно расширились в области интерактивного компьютерного искусства. Для меня это естественный процесс развития современного художника.
Центробораторы
Мои эксперименты с новыми арт-технологиями, которые базировались на платформах интернета и представляли собой коллаборации художников, дизайнеров, программистов, айтишников, подтолкнули меня к мысли, что «Центр» образца 2000 года, может стать интернет-проектом. Ни одна группа тогда не использовала интернет при звукозаписи и выпуске альбома. Но интернет – это не музыкальный инструмент. Зато интернет соединяет людей, и я решил, что в этом и будет необычность нового альбома. Если его записать при участии виртуальных участников группы, которые будут работать дистанционно, удалённо, и обмениваться файлами через интернет Дистанционные участники группы «Центр» должны были как-то называться, и я придумал название «центробораторы» – от английского collaborations или коллаборации, и получилось «центробораторы» «центробораторы» – то есть «коллаборации в проектах группы Центр».
Русский язык как музыкальный инструмент
Я пишу песни, используя русский язык. Русский язык для меня является музыкальным инструментом, как и любой другой музыкальный инструмент. Соответственно, участники нового альбома должны быть русскоговорящими. В силу того, что «Центр» группа московская, желательно, чтобы на первом альбоме «Центра» в 21 веке звучали московские голоса.
Когда у меня сформулировалась концепция альбома, я стал думать, как это всё осуществить технически. Как записать «центробарторов» в Москве, чтобы это было вполне доступно, выполнимо, и чтобы записи очень быстро могли поступать ко мне в студию в Лос-Анджелесе. В конце 99-го начале 2000 года для простого пользователя интернета возможности были очень-очень ограниченными. Диву даешься, как люди могли жить таким медленным и ограниченным интернетом 20 лет назад.
Воплощение идеи
Я связался с участниками группы «Центр» 80–90-х годов, поделился мыслями, и пригласил, если они хотят, принять участие в этом необычном проекте. Кроме того, приезжая в девяностые годы в Москву на гастроли, иногда перед концертами мы делали небольшие презентации моих работ в сфере интерактивного искусства.
Проводить такие презентации в Москве с точки зрения технической подготовки и информационной поддержки мне помогал Михаил Хлопунов. Я рассказал Мише об идее записи первого альбома «Центра» XXI века, объяснил ему кто такие «центробораторы» и что требуется. «Центробораторы» просто начитают текст, который я пришлю Мише в Москву, он его распечатает, и они уже найдут студию, сделают записать, а потом записанные файлы надо переслать мне в Лос-Анджелес по интернету.
Переслать аудиофайлы по тем временам было муторной задачей, потому что в Москве интернет был очень медленный, у меня не было сервера, не было никаких файлообменников. Пересылали вечерами, мучительная такая процедура… в конце концов я решил – хватит. Написал – всё хватит, достаточно, и стал работать с ними в студии.
Любопытно, что на первом альбоме в записи участвовали «центробораторы», которых я не знал. Я смотрю на их фамилии и понимаю, что вот уже 20 лет, а я с ними не познакомился, даже не знаю, как они выглядят.
После альбома «Пластикозаменитель» в 2000–2004 годы были созданы ещё 4 онлайн-альбома при участии центробораторов: «Курс доллара», «ТНТН», «Молодойнамолодой» и «Регион 5».
40-летие в 2020 году
В этом феврале, ещё до того, как в мире разразилась пандемия covid-19, мы решили отметить собственное 40-летие, пригласив к сотрудничеству визуальных артистов и музыкантов «на удалёнке». Итогом трёхмесячного онлайн-фестиваля «Центроборатор» стали 3 новых трека и видео к ним: «MOS», «Три буквы» и «Наша цель – хоккей без коррупции». Все они были созданы при участии центробораторов – участников проекта, которых объединил «Центр». Примерно в таком же онлайн-режиме, куратором проекта Александром Бергером, создавался юбилейный трибьют группы «Центр 40». Он скоро будет представлен, по традиции, – в интернете.
Владимир Козлов
Фото из архивов Василия Шумова