(басист группы «Мельница» всё чаще проявляет себя в новом качестве)

 

 Он давно уже состоялся как профи. Выступал в самых престижных российских залах. Объездил с гастролями всю страну. И прочно укрепился в роли бас-гитариста «Мельницы». Однако в последнее время Алексей Кожанов всё чаще начал проявлять себя ещё в качестве полноценного автора, причём не только текстов (друзья знали, что он пишет приличные стихи – А.), но и мелодий.

 Хронологически. Сначала вышел сольный альбом «Басилай», затем появился «карантинный» опус «Сидим дома», а теперь вот неделя за неделей в сети выкладываются номера, записанной летом сессии, где песни Кожанова, весьма и весьма, кстати говоря, любопытные исполняет дуэт «SamOcean». И, судя по всему, останавливаться наш герой вовсе не собирается. В общем, тем для разговора накопилось. Тем более что появилась возможность сделать это живьём, в Тольятти. По предложению Лёши мы с комфортом расположились совсем недалеко от его дома, в месте, с которым связано достаточно много воспоминаний – на площади Свободы.

 

– С учётом того, что происходило в последнее время, ты сегодня совершенно точно попадаешь в категорию автор. В таком качестве мы с тобой, пожалуй, ещё никогда не говорили. С чём связано появление исключительно авторского материала? Хотелось бы понять мотивы.

– Давай попробуем по пунктам. «Басилай». Ну, раз ты басист, профессионально играющий на инструменте, раз у тебя дома на компьютере стоят профессиональные программы, то у тебя всё равно идёт накопление какого-то материала. Хотя бы для внутреннего пользования. Когда ты пишешь партии для каких-то групп, у тебя появляются идеи, порой совершенно не связанные конкретно с бас-гитарой. Принося в группу идеи относительно аранжировок, надо понимать, какие-то приходятся к месту, какие-то не принимаются. Они просто оседают, уходят в стол. Постепенно они копятся, и в очередной раз, не сумев закрыть ящик стола, начинаешь думать, что пора бы с этим что-то и поделать. Начинаешь отсортировывать. Что-то выкидываешь, о чём-то забываешь навсегда. Но что-то и остаётся. И вдруг, какие-то четыре такта превращаются в композицию, как это было с моей любимой вещью на альбоме «Небесный тихоход», доработанной буквально в последней момент.

– То есть ты хочешь сказать, что приходит время для того, чтобы всё лежавшее «в закромах родины», каким-то образом перелопатить и показать?

– Приходит время, когда ты столько двигался в профессии…, а профессия это всегда шире, чем просто игра на инструменте. Скажем, можно зацикливаться, быть каким-то упёртым барабанщиком, заниматься по восемь часов в день, потом приходить, записывать великим людям великие альбомы, но ничего не уметь делать за пределами барабанной установки. Поскольку всю жизнь занимался только этим. А тут работа над материалом – это уже другая жизнедеятельность. Ты не просто повесил бас на плечо, пришёл на репетицию, что- то там придумал, записал альбом, и дальше уже куришь в ожидании концертов. Тут приходится думать несколько шире. Вообще, как показывает история (улыбается – А.), именно среди бас-гитаристов больше всего тех, кто становится известными звукорежиссёрами, продюсерами. Потому что как-то изначально ты охватываешь и мелодию, и вокал, и гармонию. То есть следишь сразу за всем.

 – Между тем, все три проекта, о которых идёт речь очень разные. Соответственно, разные ставились и задачи?

– В «Басилае» мне было интересно спродюсировать всё от начала до конца. Поскольку на тот момент я не писал песен, то плясал от того материала, который был. Что было? Фрагменты какой-то музыки и маковская программа «Logic», дающая возможность пользоваться целым набором всяких «приблуд» – лупов и т.д. Решил наработать материала на пластиночку, развить те темы, что были в вариантах набросков. Определился с временными рамками. Плотно я засел за работу в мае 18 года, а уже в январе следующего года занимался окончательным сведением и мастерингом. А уж потом, даже обложку решил никому не отдавать, поскольку имея такого брата как мой (Пётр Кожанов – известный в Тольятти дизайнер), нельзя было чему-то не научиться. Хотелось сделать так, чтобы она нравилась самому.

– «Карантинный» клип

– Не стоит, правда, относится к нему уж как-то серьёзно. Это была хохма, придуманная за чашкой кофе.  Смотрел новости, наблюдая за тем, что происходит с коронавирусом. Появился строчка: «сидим дома», с вполне понятным отсылом к известному фильму «Один дома». Пришло понимание, что сейчас все начнут из дома что-то записывать и выкладывать в блоги разные фишки, снятые на фоне ковра. И появилась мысль, пока ещё нас не «накрыло валом», попробовать опередить, что-то сделать с группой «Мельница». Идею в группу закинул. Ответа не получил.  А тут, как раз надвигалось 1 апреля, и вроде бы был повод сделать что-то с юмором. Тогда обратился к Вове  (Владимиру «Платку» Коритичу, экс-лидеру «БН» – А.). Идею он поддержал, но придумал другую песню. Кстати, вполне себе получившуюся. Но я всё же не терял надежды, и написал Дэну Калашнику («NetSlov»). Думаю, ему, как человеку воспитанному, просто неудобно было мне отказать. Так, собственно, и получился этот номер, где звучит ещё и его голос.

– Ну, уж следующий выход – целую сессию твоих песен, записанных дуэтом «SamOcean» точно случайностью не назовёшь.

– Тут я, пожалуй, начну не с того, где и как это записано, а с ролика (достаёт телефон – А.), который сейчас покажу. Поскольку времена сегодня такие, что просто музыку уже никто не слушает, надо как-то её учиться подавать. Как минимум с каким-то видео. Я совсем недавно познакомился с творчеством чудесной группы «Vulfpeck» – это очень крутые американские фанкеры. Так вот у них очень интересная, свежая подача видеоматериала, включая даже тот материал, что они сняли на концерте в «Мэдисон Сквер Гарден» – одной из самых статусных мировых площадок, где отыграли все рок-звёзды первой величины. «Vulfpeck» сняли весь концерт одной камерой, практически одним планом. То есть человек ходил по сцене с айфоном, и, будучи в материале, понимая идею, зная, где у кого начнётся соло, снимал. Получилось безумно интересно!

– Лоу-фай съёмки сегодня вообще в тренде. Поскольку позволяют сохранить естественность, передать динамику и настроение момента.

– Один из лидеров группы Тео Кацман сделал сольную запись в обычном американском дворике  (демонстрирует видео – А.). Никаких искусственных декораций, тазики какие-то… Перед ним стоит прибор, стоимостью 200 долларов, на батарейках. На выходе мы имеем чудесный звук, поскольку это очень классный исполнитель, и какой-то простой цветастый задник. А смотреть безумно интересно!

– По сути, эта запись и стала для тебя триггером?

– Да, именно! Я понял, что хочу сделать именно вот такой лоу-фай. При этом исходил из нулевого бюджета. С такой идеей я приехал летом в Тольятти. Начинаю обследовать окрестности Речного порта, станции «Жигулёвское море», в поисках подходящего антуража. Закидываю вопросы всем своим друзьям, подключаю всех знакомых. Ищу подходящую натуру. В результате нашли классное место – турбазу в районе яхт-клуба «Дружба», где меня всё устраивало. Но вот только попасть на территорию мы не смогли. Закрыто, охраняемо. Затем появился вариант в Портпосёлке – отличный, аутентичный антураж, в духе обложки альбома великой группы «Crosby, Stills, Nasch & Young». И цвета, и даже, выгоревшие на солнце, порванные диваны, мангал, какие-то пеньки, на заднем фоне какая-то кирпичная стена – всё супер! Но в пятнадцати метрах – шоссе. И всё, записать что-либо качественно невозможно. Тем не менее, держа в голове ещё несколько вариантов, назначаем день съёмки. И дальше всё пошло уж вовсе не так как планировалось. На улице плюс 38. Артисты как люди занятые могут приехать только днём. И что от них останется, после получаса работы на солнце?! Тогда в дело пошёл план Б. Решили писать в помещении, для чего я параллельно объехал несколько фотостудий. И нашёл вариант совсем рядом, вон уголок её выглядывает (показывает рукой на здание, расположенное на Карла Маркса – А.). Арендовали её на несколько часов и приступили.

Алексей Кожанов

 – Проект в разгаре. Только что появилось «Zero» – видеоряд, которого составляют рисунки, сделанные Александрой Битловой (она же рисовала карантинный клип – А.), будет ещё один номер, как понимаю.

– Да, в четверг выходит ещё одна песня. Что касается наполнения «Zero», то идея моя. Изначально, признаюсь, хотелось сделать что-то в той чёрно-белой эстетике, в которой снят «Город Грехов», но поняли – физически не успеваем. Поэтому ограничились более простым вариантом. Я присылал Саше референцы, акцентируя внимание на том, что именно нужно нарисовать. Где-то требовалось просто срисовать. Как, скажем Кобейна или Вейланда. Там ещё присутствует и лидер «Alice in Chains», и лидер «Soundgarden»… Это такой поклон звёздам нашей юности, из 90-х.

– С точки зрения подхода – понятно, с точки зрения замысла – хотелось бы понять.

– То есть, перефразируя, зачем ты песен написал, Кожанов? (смеётся – А.) Это, в какой-то степени, расширение собственных возможностей. Когда ты столько лет находишься в песенной культуре, с хорошими авторами, то в голове всегда есть какие-то фразы, строчки, пара аккордов. Чаще всего ты на них даже не фокусируешься, а просто забываешь. Но в какой-то момент понимаешь, а какого хрена?! Почему бы не повозиться с песенным материалом?  При этом ты понимаешь, что этот материал нужно ещё как-то подать, а вокальных данных у тебя нет. Значит, нужно кого-то позвать, чтобы кто-то спел и сыграл. Собирать группу с клавишником, двумя гитаристами, барабанщиком – очень затратно. Всё это я проходил миллион раз, собирая группы. А можно упростить задачу и свести всё к фолку. Только не в том понимании этники, как у нас это принято. По-моему, фолк – это песни под гитару, это Трейси Чэпмэн, это Сюзан Вега. Что такое песня? Это – мелодия, гармония и вокальная подача.

– Страха не было выносить свои песни в публичное пространство? Не боялся, что не оценят, где-то похихикают, особенно собратья-музыканты?

– Я готов к такому повороту. Критики, что мы, даже в «Мельнице» всё делаем не так, мне хватает. Что любопытно в основном она прилетает от тех людей, с которыми, например, играл ещё во Дворце пионеров. А уж в этом случае, представляя собственный  материал тем более. Знаешь, я думаю, что любому критику постараюсь как-то ответить, если полемика будет происходить в публичном пространстве, на том же You Tube. Если совсем коротко, то мне совершенно не стыдно за сделанное.

– У тебя так сложилось по ходу музыкальной карьеры, что удалось поработать со многими интересными авторами. Здесь и Макс Котомцев, и Платок, и Калашник, и Хелависа…Понятно, что не в лобовую, но пусть каким-то образом, эти встречи, эта возможность наблюдать. Это общение – сказались на твоём авторском подходе?

– Совершенно однозначно, да. Просто не могло быть по-другому. На этом строится всё творчество в мире. Являясь активным собирателем биографий и автобиографий  музыкантов, я, к примеру, только что закончил книгу о «Пинк Флойд» «Блюдце полное секретов», и приступил к книге про «Роллингов». А без этого вообще никак! Не бывает так, что человек родился, смотрит в небо и к нему приходят какие-то темы, мелодии. Всё происходящее – переработанное, переосмысленное, накопленное в твоём собственном багаже. И чем человек талантливей, чем он глубже, чем он больше слушает музыки, чем больше через себя пропускает, чем он больше способен трансформировать интересные идеи – тем он, на мой взгляд, профессиональней, тем больше у него шансов как-то себя проявить.

– Что такое авторство вообще, в твоём понимании?

Тут многогранность какая-то присутствует. Те же ребята из «Пинк Флойд» прямым текстом говорят, что они больше архитекторы, нежели музыканты. Может именно поэтому они кучу идей и сумели развить?!

 И я в песенном проекте решил развязать себе руки. Решив попробовать себя не только в написании басовых партий. Это привычно, знакомо. Хотелось чего-то большего. Тем более что часто ловишь себя на мысли, когда разбираешь какую-то новую песню, что вот тут что-то не совсем нравится, и здесь бы что-то изменил – и тексте, и гармонически. Но понимаешь, есть автор, есть его взгляд, его подход. Так постепенно, из разных фрагментов и выросло желание сделать что-то своё. Ты не дашь соврать, со словом, я, в общем, дружу. Изложить свои мысли внятно труда не составляет. Другое дело, что до этого момента тех же стихов было не так уж и много. К тому же, как выяснилось, писать тексты песен гораздо сложнее, нежели писать стихи. В стихах ты толкнулся от ритмики и начал рифмовать: хочешь так, хочешь, в другую сторону. Сначала, естественно, появились мелодии, которые я потихоньку наигрывал на гитаре и тихонько напевал. В процессе сразу понимал – гласные просятся определённые, слога просятся определённые, тут нужно точно попасть в размер…Словом, мне потребовалось гораздо больше времени, нежели я мог предположить, приступая к работе. Но в целом, в сочетании фонетики с мелодией я всё, в конечном итоге, уложил так, как хотелось.

 – И как восприняли друзья-сонграйтеры?

–  Платок, кстати, провожавший меня на вокзале, отнёсся достаточно благосклонно. Оценив интересные гармонии и отнеся  сделанное ближе к тому, что делала группа «Квартал». Про «Квартал» я знаю не понаслышке, много поработав с ними в качестве звукорежиссёра. На мой вкус, это всё-таки больше лаунж, требующий соответствующего подхода в текстах. Я всё же несколько другие вещи пытался заложить в текстах.

 Дэн Калашник откликнулся одним из первых. Достаточно скрупулёзно разобрав одну из вещей. Не без критики. Вполне, впрочем, доброжелательной и корректной.  Речь шла, как раз, о «Брандо». Которую сам-то я не воспринимаю уж слишком серьёзно. Это скорее хохма на тему: ну, мы вам сейчас сделаем поп-музыку!

Сергей Вишняков («Мельница») при личной встрече поздравил с новым проектом, поинтересовавшись, почему я сам всё это не спел.

Мотя (Матвей Сигалов – известный самарский музыкант много лет живущий и успешно работающий в Штатах – А.), отреагировал наиболее оперативно. Он сразу отписался, подчеркнув, что для него это важная тема – подача дуэта. И сразу приступил к конкретным, предметным предложениям, что и где бы он сделал по-другому. Говоря об этом исключительно с профессиональной точки зрения. Мы достаточно долго проговорили, и это было очень приятно.

Для тебя реакция столь серьёзных людей имеет значение, важна?

Естественно. Я ждал реакции и оценки. Признаюсь, представлял, что реакция будет более динамичной. Кстати, хотел бы продолжить про Мотю. Зная за собой один «косячок». Он активно подключился к созданию номера «Брандо», который на тот момент не слишком нам нравился в акустике и имел ещё студийный набросок, где я чего-то играю на гитаре, Сёма играет (Семён Конов – гитарист «SamOcean»), и буквально за неделю сваял мне аранжировку, в которой гитара акустическая, гитара электрическая, маримба, вибрафон. Более того, созвонился с крутой лос-анджелесской студией, где вокалистка Ники Гонсалес прописала нам бэки. То есть буквально за неделю вещь расцвела, о чём в предыдущие три месяца я и не мечтал. Идея с американскими фильмами была в голове давно, а вот музыка там звучала совершенно иначе. Так что Моте – отдельное спасибо!

– Следующий шаг, исходя из логики происходящего, книга?

Если бы лежал какой-то нереализованный сюжет, с тринадцати лет, то можно было бы попробовать. А браться за труд «Я и бас» – это вряд ли (общий смех – А.).

Но авторские то права теперь в любом случае придётся оформлять? Чем чёрт не шутит, вдруг начнёшь жить с отчислений.

Отчисления идут только в случае публичного воспроизведения, а для этого нужно иметь профессиональную запись. Если вдруг какой-то из песен заинтересуется известный продюсер и захочет её вставить в фильм, то придётся организовывать приезд Семёна и Татьяны (Татьяна «Ocean» Лихачёва – вокалистка дуэта «» – А.) в столицу, чтобы перезаписать её  уже в профессиональной студии. Вот тогда точно нужно идти в РАО. А пока эти песни остаются в «любительской лиге». Насколько я знаю, с того момента, как твои вещи вышли на каком-то носителе, ты уже владелец прав. В общем, оформляться стоит тогда, когда к материалу появляется интерес: на песни начали делать кавера, их начали крутить на радио, на ТВ, исполнять на концертах.

– А сам процесс сочинительства затягивает?

– Затягивает. Но тут я столкнулся с тем, что мне некоторые вещи даются довольно трудоёмко. Я на своём опыте оценил, что такое сонграйтерство, в плане именно доработки текста. Такого, когда потом ни слова не выкинешь, встающего на место, как кирпич в стене. С мелодиями как-то попроще. Они крутятся в голове, надо только успевать их записывать. У меня, кстати, остались мелодии, к которым я не смог досочинить ничего толкового. Более-менее собранных было шесть, их и привёз.

 – Эти шесть вещей как позиционируются: просто сессия, они будут оформляться в виде альбома?

– Поскольку слово сессия фигурирует в названии роликов, то именно как сессия они и подаются. Потому что альбом сегодня практически утратил смысл именно как альбом. Для нас, тех, кто ещё помнит магнитокультуру, альбом – нечто изданное на физическом носителе. Здесь изначально речь о таком подходе не шла. Всё было сделано для того, чтобы было удобно слушать и смотреть эти песни на экране телефона. При этом я постарался, чтобы номера были связаны между собой: это снято в одно время, сделано одними и теми же людьми. Плюс всё и написано ещё в короткий временной промежуток – в течение полугода-года. Даже, если слушать внимательно, какие-то образы у меня перекликаются. Хотя, по стилистике, по музыке, по тексту, песни получились совершенно разные. Та же «Zero» ближе к гранжу, романс – это романс (все сразу поняли, о каком городе речь)…

– Нелогично было бы не спросить, почему выбор пал именно на «SamOcean»?

– Это был совершенно осознанный выбор. Красивые песни должны играть и петь красивые люди! К тому же я уже не первый год слышал самые добрые отзывы о «SamOcean». Это, действительно, музыканты очень хорошего уровня. Почему никого не позвал попеть в Москве? Причина проста – финансы. Просить знакомых людей за 40 поучаствовать в непонятном для них эксперименте, да ещё без финансовой составляющей, практически нереально. А тут я позвонил Саше Логинову и поинтересовался, насколько ребята отзывчивые на такие предложения. Вспоминая, что раньше, будучи моложе, и сам легко соглашался попробовать что-то новое. В общем, Саня помог, выступил в роли человека, порекомендовавшего меня. Он позвонил Семёну, и дальше мы как-то достаточно быстро обо всём договорились. Я отослал им материал, они его одобрили. Началась техническая проработка организации записи. Ведь надо было, чтобы одномоментно встретились в одной точке семь человек из разных городов. Включая, призванного поснимать на свою зеркалку Алексея Титова (экс-гитарист «БН» – А.). Саня Гремин подогнал оператора Влада Перовского, оказавшегося ещё и бывшим барабанщиком группы «Палач», отлично отработавшего, снявшего всё как надо. В результате, снимая с двух камер и двух телефонов, нам удалось получить достаточно много интересного материала для монтажа. А фотки, снятые в процессе работы Титовым (классный получился бэкстэйдж), я продолжаю выкладывать в instagram. Там даже целый цикл образовался: смешные подписи под фото. Я их называю алкологизмы.

По правде говоря, не ожидал, что мы сумеем записать и снять цикл полностью. В условиях ограниченного времени. Но всё получилось.

Алексей Кожанов

– Продолжение будет? Нам следует ждать следующих авторских историй?  

Пока не занимаешься плотно каким-то процессом, он видится тебе совершенно иначе, нежели тогда, когда ты в него погрузился полностью. Открываются какие-то «дверцы», которых ты не ждал, и наоборот, не случается то, на что рассчитывал. К первым, скажем, отнесу звонок и включение Моти. Мне кажется, ему самому понравился наш своеобразный мозговой штурм и быстрый результат. Я уже закинул удочку, с тем, чтобы ещё одну песню, которая явно должна прийтись ему по душе, мы тоже сделали с ним. Так что продолжение непременно будет.

Мне было важно поставить точку, выпустив «Басилай». Я очень рад, что удалось реализовать этот песенный проект, где песни мои от начала и до конца. Теперь где-то в резюме сейчас могу спокойно писать: сонграйтер. А в целом, в части авторства, я только начал тренироваться, входить во вкус.

 

[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=qXKCOtskV3I[/embedyt]

Алексей «Алекс» Орлин

От

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *