(впечатления от одного концерта в филармонии)

Умение удивлять

 Даниила Крамера нет смысла представлять. Не только потому, что он давно на сцене и известен в джазовом мире на всех континентах, но и в силу того, что с тольяттинской публикой его связывают самые давние и тёплые отношения. Был период, когда Даниил Борисович приезжал с концертами практически каждый месяц. Так тепло складывалось взаимное общение. С городом, с теми, кто тогда занимался культурой. Помню, как умница, тонко понимающая музыку Ольга Березий, кстати, дружившая с маэстро, спросила у него в шутку, а не пора ли обратиться к властям, по поводу предоставления квартиры в Тольятти? Маэстро ответил, что совершенно не против.

 Рассказал всё это потому, что большинство из тех, с кем удалось поговорить перед концертом, пришли на Крамера далеко не в первый раз. Понимая – удовольствие гарантировано.

 Зная про себя всё, давно всё и всем доказав, Крамер может позволить себе практически любые эксперименты. По большому счёту, это же совершенно дикое удовольствие, ценя доверие публики, показывать ей абсолютно разный материал! На сей раз, было решено устроить вечер латинского джаза. Для чего и компания собралась соответствующая. Все участники – не просто знают джаз, но ещё и обожают его латинское «ответвление». Согласитесь, трудно представить практически любой джазовый концерт без вариаций босановы, например.

 Ну, а уж если Крамер решил, что на этом этапе стоит сделать именно такое, в хорошем понимании, музыкальное шоу, то, значит, внутри непременно будут сюрпризы.  

Открывать новое

 Не знаю, как маэстро это удаётся: гастролировать, аранжировать, придумывать новые программы, преподавать. Видимо он умеет как-то концентрировать время. Далеко не у всех такое получается.

 Про преподавание вспомнил не случайно. В своих связках между номерами, маэстро даёт массу любопытной информации. Например, развеивает миф о том, что в СССР с джазом было не очень, поясняя, что в стране, в середине 80-х, проводилось 64(!) джазовых феста. Точно – информация для размышления. И таких сюжетов в концерте было множество. Уверен, Крамер, чувствует момент, когда в потоке мутной информации, часто заигрываются, затираются вещи важные, о которых стоит помнить.

 Что касается программы, то Крамер не был бы собой, если бы его команда не начала латинскую программу вовсе не с латино. Чем не пример, что не стоит циклиться на стиле, главное уметь делать своё дело хорошо. А стили – взаимозаменяемы и могут легко переплетаться. Что, например, было доказано в номере «А снег идёт». Музыканты сделали его в джазовой аранжировке, а блестящая Юлиана Рогачёва исполнила песню тонко и искренне. Сумев передать настроение романтики шестидесятых, когда вдруг так пахнуло надеждой и свободой. И такой подход очень хорошо характеризует, почему маэстро называет Юлиану певицей, а не вокалисткой. Она погружается в материал и пытается раскрывать нюансы. Часто сегодня всё происходит с точностью наоборот. Люди берутся за материал и просто воспроизводят текст, любуясь собой. С Рогачёвой всё иначе. И дело не в соприкосновении с великими (одно Монтрё, чего стоит), а во внутренней культуре. В том числе, при работе со звуком.

 Дело в том, что с Юлианой мы уже встречались. Вместе с квартетом Алексея Подымкина она была гостем одного из наших первых джемовых сезонов. И уровень её был понятен уже тогда (хотя прошло больше десяти лет!). А вот Дарью Чернакову вживую увидел в первый раз. И это – полный восторг! Не буду говорить очевидного, что безумно трудно представить, как изящная Даша управляет инструментом практически с неё ростом. В конце концов – школу консерваторскую никто не отменял. И другое дело – уровень изобретательности. Сколько есть контрабасистов, хорошо и грамотно, делающих свою работу, но не удивляющих. Даша в своих партиях, и особенно в импровизациях – демонстрирует отчаянную изобретательность. Это просто не может не подкупать. Плюс артистизм. Но покорил меня её голос. То как она выходит на нижние нотки, слегка с хрипотцой, сразу создаёт какую-то «химию», ты веришь, что рыбачка точно любит и ждёт своего рыбака. Это я о заглавной композиции из «Генералов песчаных карьеров», которая мне никогда не нравилась. А в исполнении Даши я этот номер найду, и буду слушать. Тут, видимо сказывается всё в комплексе, включая португальский, который Даша освоила в совершенстве. Что признал, кстати, посол Португалии, поначалу скептически воспринявший информацию о том, что русская девушка в состоянии так работать со столь сложным языком.

 В общем, для меня Дарья Чернакова – настоящее открытие и огромное удовольствие!

 Барабанщик Ильдар Нафигов, чей бэкграунд таков, что можно встречать его стоя, прикладывая руку к козырьку или шляпе, купающийся в материале, сделал всё, чтобы девушки могли проявить себя во всей красе – был точен, ритмичен (и то и другое звучат достаточно нелепо, когда говоришь о музыканте такого уровня). Ильдар отлично осознаёт свою роль в этой «пьесе». Латино требует ритмически очень внимательной работы, с акцентом на детали. Что касается возможностей собственных, то, когда потребовалось он «дал жару», показав, сколько энергии он сдерживает, но готов выплеснуть в моменте.

 Мне кажется, что это их общая установка с Крамером. Потому ещё, что и сам маэстро не тянул одеяло на себя. Нет, конечно, были его ярчайшие фортепианные кусочки, которые я, говоря по правде, готов слушать бесконечно. Его пальцы, его экспрессия, его умение жить в мелодии в эту минуту, растворяться в ней – завораживают. Но, пожалуй, лично на меня самое сильное впечатление произвела  молодая энергия движения, которая исходит от Крамера. Казалось бы, вот, только на сцене был взрослый, солидный мужчина, а вот, бац, и он начинает двигаться, как мальчишка – задорно и рок-н-ролльно. И ещё – перкуссионные выходы Крамера. То, что он использует рояль как перкуссию – к этому уже знатоки привыкли. А вот, когда он пришёл к барабанщику и сумел органично вклиниться в его феерическое импровизационное шоу – это внушило! Тут ведь надо понимать, насколько такое сложно сотворить. Браво, маэстро!

 Композиционнно понравились вокальные диалоги между Юлей и Дашей. Когда (так было в нескольких пьесах) одна из них начинала петь, а вторая подхватывала. И в припеве даже пару раз девушки сходились в двухголосье. Интересно и драматургически выигрышно. Благо навыки музыкантов, их вовлечённость, позволяют такие задумки реализовывать.

 Удивило, как Юлиана умеет быть ещё и заводной. Во время номера «Я люблю сальсу», она не только втянула в распевание припева зал, но и сама по нему прошлась с микрофоном.

 Лучший ответ на то, что придумывает Крамер – аншлаги. И это говорит не только о том, что люди хотят поставить галочку «я был на Крамере, хоп!» Но о степени доверия. И понимании – будет чему удивиться.

Вместо бис    

 Да-да, вы не ошиблись, музыканты не вышли на бис. Не потому что спешили на поезд, хотя такая причина вполне может быть уважительной. Но из-за того, что Даниил Борисович посчитал важным — поговорить о возникновении джаза.  На конкретных примерах показывая, что большинство современных стилей вышли именно из джазовой музыки.

 Немного найдётся  музыкантов, которые вот так завершают концерт. Сдаётся мне, что оставшись в одиночестве на сцене, почти не прибегая к помощи инструмента (он подошёл к нему только раз), Крамер говорил о том, что считает важным в эту минуту. Возможно, кого-то такой подход показался затянутым. Всё же – разговорный жанр – отдельная история. Но я видел реакцию молодых людей, впервые попавших и в филармонию, и на концерт музыканта такого класса. Они вышли из зала не говорливыми, непривычно серьёзными. То есть на них сказанное произвело сильное впечатление. Это значит, маэстро добился своего. Заставил задуматься. И, может быть, даже, что-то запомнить.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *