(впечатления от одного концерта)
Просто нельзя не пойти
Все знают – филармония место тёплое. И рады здесь публике любого возраста. Главное, чтобы люди понимали, зачем они пришли. При этом концерт джазового трио «Interplay» и вокалистки Шерил Райли собрал очень концептуальный, если это применимо к публике, зал. Я не могу вспомнить истории, когда бы в одном месте собралось столько известных в городе музыкантов. Андрей Шонц, Дима Рахманкин, Рома Клюковский, Миша Григорьев, Даниил Климанов, Софья Мицул, Эйнар Аглетдинов… продолжать можно ещё долго. И ничего случайного в таком раскладе нет. Как сформулировал мне один из собеседников: «Это концерт, на который просто нельзя не пойти». Всё именно так. Не часто к нам приезжают джазовые музыканты такого уровня.
Накануне концерта, обсуждая с Ярославом Сапожинским, который, разумеется, тоже был в зале, предстоящее событие, мы говорили о том, как важно именно сегодня увидеть проект, где задействованы музыканты со всего мира. Томаш Бура – поляк, живущий в Лондоне, Натаниэль Таунсли – барабанщик из Нью-Йорка, Антон Давидянц, собравший «Interplay», — москвич. То есть трио – это яркий символ того, что музыка была и остаётся именно тем явлением, которое способно объединить. А джаз – тема, в которой нет границ и можно легко говорить на одном языке.
В подтверждение – маленькая история, рассказанная Давидянцем во время концерта. Оказывается, только-только начав играть на бас-гитаре в 2000 году, ему в руки попала кассета с записью выступления на одном из джазовых фестивалей группы, в составе которой был Натаниэль. И с этого момента, Антон пристально следил за ним, потом познакомился с ним уже в России, они даже записали альбом в Нью-Йорке (так пока и не вышедший), а год назад решили сделать совместный проект. Мне кажется, это очень красивая, и очень музыкантская история!
Тепло и свет
По счастью за последние годы джазменов приличного уровня удалось послушать достаточно много. И, когда речь идёт о мастерах, то нелепо обсуждать уровень, с ним всё понятно. Что нужно утверждать – Антон прекрасно владеет басом? Глупо же?! Гораздо интереснее, на мой взгляд, подмечать нюансы. Позволяющие, в первую очередь, для себя, как-то отметить именно этого исполнителя. В нашем случае – карты в руки, поскольку формат трио – даёт возможность рассмотреть детально каждого из музыкантов.
И первым «зашёл» мне Томаш Бура. Дело в том, что концерт начали с двух инструментальных пьес, и уже в первой из них, у Томаша было фантастическое вступление – длинное, красивое, но, главное, очень тёплое. Да, описки нет. Издавая из своих «двухэтажных» клавиш звуки, по настроению близкие к космической тематике, он умудрялся окрашивать их каким-то удивительным тембром. Между прочим, как выяснилось дальше, формирующим тембральный окрас всего концерта. Поскольку в следующих композициях история повторялась. Партии – разные, подходы разные, а саунд – обволакивающе красивый. По ходу концерта я боялся момента, когда такие клавишные ходы наскучат и станут казаться излишне затянутыми, но этого точно не происходило. То есть ты слышишь звук, и сразу становится светлее. Любопытнейший момент и это, по моему мнению, точно стоит сохранить. Выделил бы ещё и артистизм Томаша. Он действует за клавишами как дирижёр – настолько плавно и красиво выглядят его движения. Может от того, что в трио – каждому приходится играть много, может в силу приобретённых навыков, но у Томаша – исключительно выигрышный «видеоряд». И он элегантно справляется с требуюшими совсем разных подходов композициями. А команда играет почти всю линейку – от соула до фанка. В общем, Бура – симпатии с первой минуты!
Натаниэль – человек, глядя на которого хочется улыбаться, ибо сам он улыбается постоянно. Как только вышел на сцену и занял место за установкой, так улыбка и не сходила с его лица. Музыкант такого уровня за барабанами – это кайф. Да, ясно, что ритмически он действует безупречно. И дело не в именах, с которыми он поиграл, хотя один Стиви Уандер чего стоит! Тут вопрос всегда в желании и включённости. Давидянц неслучайно
заметил, рассказывая историю своей воплощённой мечты (он безумно хотел когда-нибудь сыграть вместе с Таунсли), что они моментально совпали и музыкально и человечески. И это момент тонкий. Без него, вероятно, и трио бы не случилось. Дело не только в том, что на гастролях приходится бок о бок проводить много времени, но и именно в тонких ниточках, из которых строятся любые отношения. Можно классно играть, но быть далёкими друг от друга (что частенько и происходит в разных бэндах). «Interplay» в этом случае волею судеб вытащили счастливый билет. Им комфортно вместе и такое взаимодействие переносится на сцену.
Антон Давидянц выступает ядром и объединяющим звеном проекта. Его бас-гитара, словно пульт управления, к которому сходятся все гармонические лучи-ниточки. В таком варианте аранжировки – он совершенно не «мясо», а скорее основа. Основа всего. Он задаёт темп, он заправляет ритмом, он, безусловно, является ключевой фигурой во всех музыкальных построениях. Что касается самого инструмента, то он в руках Антона звучит удивительно разнообразно. Иногда, если закрыть глаза, то кажется, будто на сцене есть соло гитарист (я пробовал, работает!!). Но потом, вдруг, в фанковых историях (а они у трио получаются очень мощными) вдруг прорывается слэп, и ты понимаешь, нет-нет, это же прямо жёсткий бас! А потом снова идёт переключение регистров, и ты снова не понимаешь, как он это делает?!
Да бэкграунд музыканта имеет значение. Когда ты видишь, что человек работал с большими звёздами, что у него за плечами мощный путь, ты невольно проникаешься уважением заранее. И при этом, каждый слушающий и способный услышать, складывает свою историю взаимоотношений с тем персонажем, который сейчас на сцене. И имеет значение – только момент. Иначе – ты начинаешь подстраиваться под чъё-то мнение.
Шерил Райли, работающая с трио, вышла на сцену на третий номер. И начала с красивой соул-баллады. Мне представляется, что музыканты сделали так совершенно сознательно. Для яркой представительницы американской джазовой школы, которой близка стилистика госпела и спиричуэлса, важно было изначально показать свои вокальные возможности. Было красиво, очень точно в акцентах. Да иначе и быть не могло. Тем не менее, в первом отделении я, признаюсь честно, так и не смог «уложить» Шерил в своём восприятии. А ведь именно это важно каждому из нас? По какой-то причине (возможно технической) мне никак не удавалось полностью включиться в то, что она делает. При том, что степень таланта, как мы выяснили, не обсуждается. Поэтому с нетерпением ждал второго отделения.
По существу
Мне очень нравятся именно такие перерывы в концертах, когда происходит не праздное выгуливание себя, а люди активно обсуждают увиденное. Именно так всё и происходило в этот раз. Музыканты активно делились, кому и что слышно на их местах, спорили о нюансах, аргументировали свои высказывания и строили предположения, относительно предстоящих во втором отделении событий.
Довелось пообщаться и с не музыкантами, но активными зрителями первых джазовых сезонов, которых не видел очень давно. И это ещё одно подтверждение – интереса к концерту, организованному самарским джазовым «Движением».
Все «кирпичики» на месте
Снова первыми начали «Interplay». Подарив ещё парочку инструменталов, в том числе, показав композицию, ставшую для трио заглавной — «Interplay». Именно в ней у каждого из музыкантов была возможность сыграть свои индивидуальные сольные проходки. Это вышло и органично, и красиво, и ни разу не скучно! Умение вовремя остановиться, оставляя в воздухе некоторую недосказанность, не перекармливая публику – дорого стоит. Не всем удаётся. «Interplay» с этим справились блестяще.
И, конечно, Шерил. Её второй блок не оставил сомнений – перед нами большая и яркая вокалистка. Два момента, которые «растопили» лично меня: удивительно стабильный и мощный выход на верхние нотки и, при этом роскошные низы. А Шерил, органично заходя в танцевально-фанковскую тему, не только с каждой минутой распалялась сама, но и действовать начала, как настоящая «рок-леди». Сначала втянула зал петь вместе с собой, а затем вообще «отправилась в поход». Обойдя по периметру весь партер. Ни разу, замечу, на сбив дыхания! Восторг!
Стоит ли говорить, что отпускать музыкантов не хотели? Они откликнулись. Сыграв ещё и на бис. А потом, по отличной филармонической традиции, вышли в холл, подписав диски и сфографировавшись с желающими.
Такой «заряд» тепла безумно уместен. Особенно в момент, когда лето всё-таки «выключили».
Алексей «Алекс» Орлин
