С лидером группы «Лето Луна» Еленой Хорошевской мы знакомы давно. А вот интервью до этого момента как-то не случалось. Хотя, признаюсь, мне давно симпатично то, что Лена делает.
Может быть, ещё и потому что была возможность наблюдать её развитие как музыканта и личности в движении.
В общем, у нас организовался технический повод встретиться, который мы решили использовать для того, чтобы поговорить. Благо тем хватает. И начали, разумеется, с «АКУСТИКИ-24», на которой выступление группы «Лето Луна» эксперты признали лучшим выступлением.
– Честно говоря, не могу вспомнить, чтобы эксперты «АКУСТИКИ» кому-то давали диплом за лучшее выступление. Для вас это неожиданно было?
– Вообще неожиданно, да. Не ожидала, что будет такая отдача. С учётом того, что мы одну песню вообще новую сделали, практически за полторы репетиции. Просто хотелось представить именно новый материал, не звучавший раньше на «АКУСТИКЕ». В результате получили такие аплодисменты…
– Стимулирует?
– Меня очень вдохновило. И порадовало.
– Идя на встречу, вспоминал, как несколько лет назад прочёл в сети твоё сообщение о создании группы «Лето Луна». Давай вспомним, как это происходило, и что сподвигло?
– Ой (улыбается – А.) ещё бы вспомнить… Мне кажется, что группу в сети я завела в 22-м году. Но мы ещё какое-то время до этого играли. Как раз, в тот момент и Эйнар ушёл из «Воды». В общем, я просто просила парней (Сергея Аллахвердова и Эйнара Аглетдинова – А.) мне подыгрывать. А официально сорганизовались под участие в фестивале «Ural Music Night». Для того, чтобы заявиться, нужно было оформить заявку, отправить видео. Именно тогда и название появилось. То есть мы как-то выделились из иногда совместно музицирующей компании в самостоятельную единицу. Началось развитие бренда (смеётся-А.).
– И, тем не менее, изначально ты представляла себе, под какую идею хочешь организовать собственный состав?
– Ну, тут была ещё и личная история. Я же долгое время была в «Воде». Постепенно появлялись собственные какие-то наработки. И пришло время, когда нужно было как-то отделить себя, и заняться тем, что ближе. К тому моменту мне уже многие говорили: «Лена, делай свой проект!» Хотелось проявиться как-то иначе. Пожалуй, вот все эти моменты и стали мотивацией для создания группы «Лето Луна».
– Помню твоё первое появление на «АКУСТИКЕ» с гуслями. Мало того, что это не самый часто встречающийся на рок-площадках инструмент, так ещё они и звучали очень современно. Как ты пришла именно к этим аранжировкам, как поняла, сформулировала для себя, чего именно хочешь добиться?
– Ну, я просто песни сочиняла под гусли. Самыми простыми переборами, аккордами. Признаюсь, на самом деле в аранжировках очень многое делает Эйнар. Я бы даже сказала, что сейчас гусли в группе звучат, как дополнительный, украшающий инструмент. Хотя последние песни чуточку посложнее – по структуре. А все первые песни они были на одном-двух аккордах, если говорить о гуслях. Они скорее обрамляли как-то общее звучание. Если же брать сольные выходы с инструментом, то песни у меня такие, не похожие ни на что, уникальные (улыбается – А.). Соответственно и гусли звучат необычно. И совсем не так как в чисто фольклорных проектах.
– Предопределила следующий вопрос. Мне представляется, что «Лето Луна» – это не совсем фольклор, а, может быть, и вовсе не фольклор, а скорее некая фэнтэзийная история. И этим группа отличается от множества составов, активно эксплуатирующих однажды найденное. Именно фэнтэзи, на мой взгляд, во многом и определяет вашу стилистику.
– Всё верно. На самом деле меня от греха всё время отваживает Сергей, который настаивает, чтобы мы играли именно авторскую музыку. Я же пытаюсь периодически сделать что-то в угоду понятной всем и проверенной фолковой стилистики. Есть же фестивали, где берут только фольклорные обработки. И люди активно туда едут. Есть рок-фестивали, куда мы тоже вроде бы не вписываемся. Такие моменты, безусловно, искушают, чтобы сделать что-нибудь более традиционное, дескать, народные песни попоём, и это будет хорошо продаваться… Считаю, моя история уникальна, и не очень понимаю, что с этим пока делать. Мне, кстати, очень нравится история «Грин апельсин», где девушке удалось построить целую вселенную и успешно с ней продвигаться. Хотелось бы так же.
– Упускаем важный момент. А как вообще гусли появились в твоей жизни? Как появляется гитара или даже фортепиано понятно, но гусли?!
– Тут всё было так. Когда у меня закончилась история с гитарой, а я вела бардовскую песню у детей 10 лет, то не понимала, что дальше. И тут поехала в отпуск в Крым. Там, в рамках одного женского семинара соседкой оказалась женщина из Питера, сама являющаяся владельцем бизнеса. Так вон она говорила: «Я открываю людям путь в дело». Конечно, я к ней с вопросами, а я то? И она, будучи продвинутой по славянской теме, вдруг сказала: «Гусли!» Сказать, что я была удивлена, ничего не сказать! Казалось, где я, а где гусли?! Однако через три месяца поехала, присмотрела гусли, купила их, и где-то годик-полтора они у меня полёживали… Куда-то я там на мастер-класс съёздила, на фестиваль, но на самом деле не особо понимала, что с ними делать. Потом как-то постепенно начала в «Воде» народные песни играть под гусли, потом их стало всё больше и больше… Словом, женщина оказалась права. Это стало делом, которое до сих пор меня держит в медийной, проявленной истории.
– Движение группы «Лето Луна» и тебя как главного автора, оно как сегодня идёт: от фестиваля к фестивалю, от нечастых сольников к квартирникам? Сколь важна в этом именно фестивальная составляющая?
– Скажу так. Фестиваль – это отличный стимул собраться вместе. Поскольку у нас нет ежедневных регулярных репетиций. Все занимаются дома. Тот же Эйнар знает все партии с закрытыми глазами. Собираемся, чтобы вместе пройти то, что подготовили. Фестивали, особенно масштабные – хорошая мотивация. Очень надеюсь, что в следующем году нам удасться поехать на более крупные фесты. С оплатой проезда, я уж не говорю о гонорарах… С «фрэшманами» – группами, которые хотели бы чего-то добиться, стать популярными это обычная история – хочешь стать известным, приезжай, показывай себя. При этом медийности тебе никто не гарантирует. Ты можешь выйти на акустическую сцену, а перед ней будет 15 человек. А ты добирался за полторы тысячи километров… В прошлом году мы достаточно регулярно организовывали сольники. Сейчас у меня совершенно нет настроения устраивать такие концерты. Мне кажется, все, кто хотел, на этих выступлениях побывали. Нравится Самара, смотрим в эту сторону. Люди подходили, спрашивали, когда мы там будем. И хочется сделать ламповый концерт в фотостудии. Красиво всё устроить, для своих. Основная же история сейчас – запись. Летом начну писать вокал.
– Синглы или альбом?
– Будут синглы. Потом будет мини-альбом. И тоже есть своя цель: хочу отправить его на конкурс «Russian Words Music Awards». Там есть знакомые, порекомендовавшие объединить треки в альбом. Намерена этим заняться.
– Студийная работа добавляет смыслов, дисциплинирует?
– Студийная работа удерживает меня от глупых мыслей, заставляет как-то подтягиваться. Я, условно говоря, возвращаюсь во взрослое состояние. Студия стимулирует к тому, чтобы продвигать нашу музыку дальше, к примеру, выводить на «Яндекс музыку».
– По дороге в парк (а мы разговаривали с Леной, спасаясь от жары, в тени, на лавочке в Парке Победы – А.) ты обмолвилась, что стоишь перед выбором. То, что вы делаете, не приносит денег, хотя приносит внимание, уважение поклонников. Переход же на коммерческие рельсы любой группе даётся тяжело. Особенно, когда речь идёт о продвижении собственных вещей.
– На самом деле я этого и боюсь. Поскольку, скажем, вопрос распространения музыки в кино, ведёт за собой договорные отношения по авторскому праву. А это может разрушить то, что мы имеем на данный момент. А без договора о правообладании я не могу отправить музыку продюсерам. Переход именно в эту плоскость меня немножко пугает. Возможно, поэтому мы пока не сдвигаемся с точки, в которой находимся.
– Всегда есть возможность выбирать. Сегодня у вас есть среда, в ней комфортно, есть люди, которым нравится то, что вы делаете, есть фестивали, где вас тепло принимают. И, в принципе, в таком режиме можно ещё лет …цать вполне себе и жить, и играть, параллельно занимаясь своими делами.
– Да, конечно, и это выбор. С другой стороны, признаюсь, что не хотела бы всю жизнь в офисе работать. Я внутренне вполне готова заниматься только группой.
– То есть гастрольная жизнь тебя не смущает?
– Отдаю отчёт в том, что это сложно. И потребует от меня дополнительных усилий. Расширения своих возможностей. Для этого я сейчас работаю с психологом. Но, я действительно, хотела бы какую-то часть жизни прожить, гастролируя с группой. При этом история сольных поездок меня совсем не вдохновляет, хотя многие артисты сегодня так и поступают. Плюс, в этом случае, понимаю, какая тяжёлая нагрузка для девушки постоянно находиться за рулём. В общем, мне кажется, что мы сегодня не только мобильны, но и можем сделать следующий шаг, поскольку любим музыку, и готовы ей зарабатывать.
– То есть в ближайшее время хотелось бы делать шаги в этом направлении?
– Конечно. Мы же везём оборудование, тратим время и силы, а нам говорят, ну, вы приезжайте, поиграйте… При этом есть события, которые выделяются. Например, «АКУСТИКА», где вам удаётся создавать классную атмосферу, плюс всякие приятные призы, подарочки – это очень приятно. Мы всегда участвуем с удовольствием!
– Через год, скажем, в следующем июне, оценивая произошедшее, каких бы ты хотела подвижек, результатов?
– Из реальных вещей, которые мне по силам сделать – это запись. Ребята уже записали достаточно материала. Четыре трека там точно есть. Хочу взрастить свой паблик, довести число подписчиков до двух тысяч. Продолжить контакты со СМИ, предстоит поработать с музыкальными редакторами. И очень бы хотелось, чтобы к нам вернулось ощущение кайфа от происходящего. Мне лично этого сейчас очень не хватает. Может быть, просто у меня период такой.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Мария Иодис