(впечатления от прошедшего фестиваля)

Слово и дело

 «АКУСТИКА-23» завершена. Песни сыграны. Итоги подведены  Дипломы и подарки получены. Аппарат развезён. Баннер сняли. Участники втягиваются в рабочие будни. Фидбэк получился мощным: уже неделю лента полна фото и видео с фестивальной площадки. Это приятно. Как приятно и то, что на нынешней «АКУСТИКЕ» побывало немало тех, кто выходил на сцену в прежние годы. Преемственность сохранить удалось.  Порадовал и тёплый зал. Ладошек публика не жалела. Это важно для любого фестиваля. А уж для «АКУСТИКИ», не претендующей, и, замечу, никогда не претендовавшей на глобальность, тем более.

Дело за малым – попытаться разобраться в том, что получилось, и что не сложилось.

 Не сложилось, увы, системного подхода. Каждый год, подводя итоги, организаторы  заверяют друг друга, что, вот, сейчас-то, наконец, мы начнём вести подготовительную работу, аккумулировать и привлекать средства, договариваться с потенциальными экспертами из других городов, думать о хедлайнерах, изыскивать возможности формирования технической базы, ну и далее по тексту. А потом все погружаются в суровые будни, у каждого – своя работа, проекты, первоочередные задачи, бытовые истории. Будет ли дальше по-другому? Окажутся ли декларации воплощёнными в жизнь? Посмотрим. Начал с организаторов, значит, и с себя – объективно. И дело не в желании как-то оправдаться. Просто слова в нынешней жизни часто остаются только словами.

 Поскольку в силу статуса, мне пришлось за эти дни выслушать много чего интересного с точки зрения организации, особенно от тех людей, которые за год палец о палец не ударили, чтобы как-то помочь и поддержать, то готов утверждать: нынешняя «АКУСТИКА» получилась ровно такой, какой в данный момент она могла быть. Не больше, и не меньше. Да, от кого-то пришлось отказаться (в силу жанрового несовпадения и откровенной неготовности), кто-то не успел подготовить программу, кто-то до последнего ждал поездки на большие летние фесты и заявился в последний момент. Но глобально это бы мало изменило картину. И это реальность. А не каша, существующая в отдельных головах. Музыканты, играющие на «АКУСТИКЕ» в большинстве своём играют регулярно, выпускают синглы и альбомы, у них нет отбоя от приглашений. И «АКУСТИКА» – лишь возможность показать себя с другой стороны. Поэтому, всем участникам спасибо! Атмосфера ведь не появляется сама по себе, она создаётся год за годом, из мелочей. Ну, во всяком случае, мы точно стараемся, чтобы на «АКУСТИКЕ» было тепло.

Дебютные ходы

Было бы наивно считать, что каждый год на фестивале будет обнаруживаться россыпь талантов. Этого не может быть. По определению. И, если удаётся обнаружить человека лица необщим выраженьем, то радуешься этому искренне.

 Для меня главным открытием фестиваля стала Yulya Zarova. Вернее даже не так. Я и до феста понимал, что в лице абсолютной дебютантки мы можем получить классное выступление. И волновался за Юлю. Одно дело – играть на клавишах, где можно поработать регистрами, где всегда можно подстраховаться, и совсем другое – рояль, пусть и отличный (Борис Цирульников позволил использовать «Бехштейн»). Понятно и вполне естественное волнение. Теперь уже могу сказать, что мы разговаривали с Юлей о том, что стоит подумать об адаптации своих песен именно к роялю. И она даже поменяла часть программы накануне феста. Но, главное справилась! Показав композиции, в которых в органике сплетаются – мелодия, текст и подача. Причём именно с рок-н-ролльным месседжем. Как признался один из самых ярких тольяттинских лириков Женя Малышев, у него мурашки пошли по коже во время выступления Юли. А уже после «АКУСТИКИ» меня забросали просьбами о том, как найти её записи. И это – лучший показатель того, что дебют получился! Не хочу даже произносить «шаманского»: ну, посмотрим, как там всё будет дальше. Просто порадуемся тому, что есть здесь и сейчас.

 Вторым дебютантом стал дуэт «Олег, ор и я». Алёна Николенко, поющая и играющая на укулеле и Олег Тарасов, отвечающий за гитару и тоже поющий – вместе смотрятся достаточно органично. Они давно знакомы, много пересекались, но в дуэте работают только полгода. Что касается представленного материала, то он, конечно, явно находится на стыке жанров. От рок-н-ролла у ребят достаточно энергетики, но много фишек, взятых из авторской песни. С моей точки зрения, чтобы выступить более убедительно, им не хватило опыта. Отсюда не сложилось гармоничного звучания. Хотя они, к примеру, стали единственными, вполне интересно выстраивающими двухголосье. Для акустического фестиваля подобное звучит, понимаю, несколько странно, но факт есть факт. Словом, это дебют в любом случае, со знаком плюс. Дуэт, как мне представляется, прекрасно понимает, как и что делать дальше. Надеюсь, для них опыт «АКУСТИКИ» был полезным.

 Гораздо большего ожидал ещё от одного дебюта. Созданная лидером, автором музыки и текстов Лерой Винтер (Lera Winter) группа «La Winter» не сумела проявить себя ярко. Лера запомнилась по прошлогодней акустике своим небанальным подходом. Её лирическая героиня старается остаться независимой в условиях жизни в большом городе. То есть у неё не просто лирика, но лирика с нервом. К сожалению, группа не прозвучала. Не возьмусь судить о музыкантах, которых Lera пригласила, просто потому что вся структура песен развалилась на ходу. Жаль. Всегда переживаешь за продвижение интересных авторов, а Lera к ним явно относится.

 Боюсь ошибиться, но Люся Шкодникова на сцену «АКУСТИКИ» раньше тоже не выходила. Хотя её партнёры по «Чеширскому Дому» выступали у нас много раз. На «АКУСТИКЕ-23» Люда вышла в составе проекта «Перемена Мест», где объединились трое участника «чеширов» (Старков, Шкодникова, Широкова и Андрей Закурдаев, больше работающий как студийный музыкант). В силу того как компания решила выстроить программу, Людмила выдвинулась на первый план и зажгла своим настроением, музыкальностью, мастерским владением укулеле, флейтой и голосом. Выход «Перемены Мест» я для себя обозначил как «гавайская вечеринка», поскольку программа была сделана в реггей (пусть одни из композиций и не целиком). Это было эмоционально, артистично, весело и очень по-летнему.

Понимая алгоритм

 Все уже понимают, что в лице Димы Длясина наша площадка получила классного лирика и отъявленного романтика. И на восприятие работает всё – образ, поведение,  культура речи, обаяние. Это переплавляется в мелодии – свежие, воздушные, заставляющие грустить и улыбаться, но в любом случае – легко. Совершенно точно понимаю, что никакой специальной программы под «АКУСТИКУ» Дима не готовил. Но, набрав обороты, он сегодня прекрасно понимает, где и что стоит сыграть. И сделал это изящно и с удовольствием. А поскольку выступал он первым, то и планку и настроенческую, и уровневую задал достаточно высокую.

 Откровенно порадовал Ренат Натфуллин. Его не смутишь ничем. Годы на сцене приучили к тому, что есть только здесь и сейчас. Вышел к публике – выложись полностью. Не мямли, не оправдывайся, что ты не ел, не спал, что тебе негде было настроить гитару, а в мониторе ты ни черта не слышишь. Людям в зрительном зале нет до этого дела. Они ждут, что ты скажем им что-то, способное их зацепить, взбудоражить, заставить идти за тобой. Как заметил один из экспертов, Ренат полностью соответствует образу рок-н-ролльного героя. Согласен. Во-первых, энергия, бьющая через край, во-вторых, правильно выстроенная программа, где «Питерская» и «Любовь» просто цапанули не по-детски, в-третьих, умение держать слово (обещал – сделал).  В общем, отличный сет готового артиста.

 Эйнар Аглетдинов, которого любят на «АКУСТИКЕ» и всегда ждут, показал новые, совсем недавно написанные композиции. В отличие от многих гитаристов, он старается не просто поражать публику техникой (а мы знаем, что Эйнар способен играть в разной стилистике). Но создавать собственные миры. И ведь они считываются, когда начинаешь погружаться в мелодии. Это, возможно самый важный момент. Когда, ты, находясь в зале, вдруг реально представляешь себе драконов, которые ведут какой-то диалог, то это дорогого стоит. Начитался фэнтези, ухмылнётся кто-то. Отвечу, фэнтези читают миллионы, а вот воспроизводить образы и настроения способны единицы.

Очень хочется, чтобы у Эйнара была не просто востребованность и текучка, но присутствовали ориентиры. Не загоняющие в рамки, нет, но позволяющие видеть, куда двигаться. У него есть всё, чтобы каждый год делать шажок вперёд.

 Отдельная история с «Водой». Они играли последними. Мы об этом договаривались заранее. Но, поскольку все участники подошли к своим выходам максимально организованно без долгих настроек, то закончили раньше того времени, на которое рассчитывали. Те, кто всё же остался, послушать «Воду», уверен ни разу об этом не пожалели.

 Жене Воиновой – удалось собрать вокруг себя музыкантов, разделяющих те же ценности, что и она. Отсюда гармония в подходах. Пришедшая с опытом уверенность, позволяет максимально эффективно использовать тот небольшой набор инструментов, который представлен в группе. На «АКУСТИКЕ» это были: фортепиано, бас, гитара. Женя «шаманит» за роялем. Не являясь большим любителем фолка, начиная слушать Женю, понимаю, что попадаю под её обаяние. Она голосом раскрашивает «любую картинку». И ты идешь за ней. Веришь тому, что она говорит. «Вода» органична. Она ускользает и привлекает, манит и завораживает. Музыкантам удаётся создавать оригинальный саунд. На данный момент в своей нише у «Воды» просто нет конкурентов.  

 Владимир Морозов (VovSRocK) готовился к акустике специально. И даже, как он сам признался, почему-то волновался перед выходом. Более того, был не слишком доволен собой. Однако, когда у тебя есть материал такого уровня, его просто невозможно не заметить. Володя впрямую продолжает русскую рок-н-ролльную традицию, где в основе всегда слово. Поэтому у него в текстах – всё на месте, нет слов ради слов, во всё вложен смысл. Совершенно неудивительно, что эксперты отметили его песню «Проплывёт». Морозов – сложившийся автор, понимающий свой путь, знающий свои возможности и понимающий сильные и слабые стороны.

 Обновлённый «ON.PLAY», где с Настей играли другие гитаристы (Александр Демидов и Евгений Лещишин) подошёл к подготовке серьёзно. Сделав выводы из прошлогоднего не самого удачного выхода, команда сумела выдать классный сет. Показав даже нетипичный для себя акустический инструментал. Настя – плоть от плоти воплощение  «девичьей линии» в рок-линейке: она романтична, она умеет показать, сколь разными глазами глядят на мир женщины и мужчины. Плюсом, конечно, работает харизма. Улыбчивая, яркая, заводная Настя сразу «берёт в плен». За ней любопытно наблюдать. И в процессе, сам понимаешь, что тебе становиться чуточку теплее.

 Игорь Доронькин – лидер группы «B&W», буквально на день приезжавший из столицы, пропустить «АКУСТИКУ» просто не мог. Он в отличной форме. Стилен. Своя ниша найдена. Союзники есть. Появились песни, кардинально отличающиеся от тех, что были написаны в Тольятти. И это замечено. Больше стало приглашений, а в команде играют музыканты очень приличного уровня. Словом, перед нами – готовая боевая единица. Его сет на «АКУСТИКЕ-23» это только подтвердил.

Ах, этот Ваня

Специально выделяю в отдельную главку акустическую историю Вани Мешкорудникова. Он с радостью всегда приезжает в родной город. И если в прошлом году его «Паника Предметов» заставила хохотать весь зал над «частушками», то нынче именно ансамблевого выхода и не сложилось. Как-то не удалось склеить «цельный пазл» Ване с басистом Сашей Вылозовским. Хотя в той же «Кассиопее» чувствуется и глубина, и потенциал. И, между тем, Ване предстояло стать одним из главных действующих лиц концертной программы. В момент, когда обнаружилась пауза, связанная с ожиданием «Воды» (почему это случилось, я уже объяснял), я попросил Ваню почитать свои стишки. И он, будучи артистом, прекрасно понимая, что зал надо как-то удержать, начал своё маленькое шоу, всеми силами стараясь удержаться в рамках приличий (за что ему – отдельный решпект). А продолжалось это не пять и не десять минут. Другой бы плюнул, и ушёл. Но не Ваня. Он продолжал извлекать из памяти одно четверостишье за другим. А потом, во время подведения итогов экспертами, ещё и попел для зрителей.

 Словом, Иван выручил организаторов. И это именно та ложка, которая к обеду. Ни до, ни после.

Перевернув страничку

«АКУСТИКА-23» закончена. Всё, что случилось на ней надо как-то переварить, осмыслить. В этом материале, я попытался затронуть некоторые темы, очевидные «по горячим следам». Не делая этого, никогда не совершить следующий шаг.

Алексей «Алекс» Орлин

Дизайн фестиваля: Олег Татьянин

Официальные итоги «АКУСТИКИ-23»

Эксперты (Алексей Пономарёв, Владимир Коритич, Виктор Мартынов, Ярослав Сапожинский)

отметили следующих участников:

Yulya Zarova – «За интересный дебют»

 Группу «Вода» – «За оригинальный саунд»

Владимира Морозова (VovSRocK) – «За классную песню»

«ON.PLAY» – «За создание романтического образа»

Людмилу Шкодникову («Перемена Мест») – «За артистизм»

Эйнара Аглетдинова (гитара) – «За музыкальную композицию»

Отдельное спасибо:

За дизайн фестиваля

Олегу Татьянину

За помощь с аппаратом

Дмитрию Никитину (Парковый музейный комплекс истории техники имени Сахарова) и Юрию Андрюшину (Студия «Пятый элемент)

За финансовую поддержу

Елене Тонунц и Владимиру Агафонову

За работу со звуком:

Александру Никифорову и Людвигу Анохину

За ведение фестиваля:

Сергею Гурьянову-старшему

За гостеприимство:

Детской музыкальной школе №4 и лично  её директору Борису Цирульникову

Спасибо всем, кто был с нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *