(впечатления от концерта)
Предвкушение
Когда следишь за тем, что делает музыкант во времени, отправляясь к нему на концерт, понимаешь, как примерно всё будет происходить. Более того, будучи на его концертах не в первый раз, и ход и логика действа тоже в целом ясны. И тут важно понимать интересы сторон. Слушатель стремится получить удовольствие от живого исполнения вещей, а музыкант, помимо подтверждения симпатий к нему, ещё и надеется попотчевать своих поклонников чем-то новеньким. Думаю, что Вадим Эйленкриг, отправляясь в Тольятти, совершенно неслучайно построил программу не только на материале нового студийного альбома «Pier 39» (хотя именно его презентация и была поводом для новой встречи), но разбавлял альбом композициями, которые зрители уже успели оценить и полюбить во время прошлых встреч. К тому же, как справедливо отмечал сам Вадим во время концерта, студийная работа, где ты можешь любую историю дополнять разными инструментами и звуками, кардинально отличается от живого исполнения. Где всё происходит на твоих глазах. В эту минуту.
Словом, удобно устроившись в кресле, оставалось погрузиться в мир, предлагаемых историй.
Личные моменты в совместном воплощении
Концерт Эйленкриг вместе со своим «EILENKRIG CREW» начали именно с показа новых вещей. Сделаны они в тандеме с Еркешем Шакеевым, известным как автор многих хитов «А-Студио». Этот момент важно подчеркнуть, потому что для музыканта привыкшего сочинять и аранжировать свои вещи, такое сотрудничество меняет сам алгоритм работы. Когда материал может прийти в виде присланного наброска, напетого под гитару. Впрочем, чем сложней задача, тем интересней.
Начали с «Бразильского блюза», который в процессе работы над ним стал, как пошутил Эйленкриг и не бразильским, и не блюзом. Началась она с очень красивого сольного выхода трубы. Причём, на моё взгляд, она звучала в этой пьесе вообще не «по-эйленкриговски». Появились какие-то другие тембрально окрашенные нотки. Сама вещь, что соответствует даже скорее не названию, а настроению, построена на смене ритма. В частности, за лирическим прозрачным соло следует гораздо более ритмичный, «быстрый» кусочек, сделанный в стилистике самбы. Интересная работа. Единственная опасность для первой вещи любого концерта – поиск баланса звука на полном зале. Благо за пультом был звукорежиссёр Игорь Бардаков, занимавшийся записью и сведением материала «Pier 39», что помогло быстрее устранить все шероховатости.
Заинтриговала и следующая композиция. В «July Sunset» интересно придумана история с «заглушенной», временами бипованной трубой. Казалось бы, ты, добиваясь более проникновенного звучания, ограничиваешь себя для выхода на самый верх. Но, что удивило больше всего, Вадим умудрялся каким-то образом выдавать ноты, которые вроде при таком раскладе звучать и не могли. Кстати, в этой вещи в полной мере начал проявляться пианист Антон Баронин, заявленный в качестве специального гостя. Понятно, что человек, поигравший на сцене самых престижных залов мира, это уровень априори. Другое дело, что важно войти в конкретный материал. Да ещё (а это присуще всем солистам) не «перетягивать одеяло на себя». Здесь на помощь – вкус, чувство меры и такт.
Следующая композиция, единственная из всех не представленная на концерте (предполагаю, что это «Isabel»), запомнилась изумительно красивой кодой.
Почему-то менее всего из нового материала меня зацепила заглавная вещь «Pier 39». Хотя у неё – красивая легенда. Эйленкриг рассказал, что в основе её какая-то очень личная история Еркеша, поделился своими впечатления от места – пирса, расположенного в Сан-Франциско, напротив знаменитой тюрьмы Алькатарас. Очень приличный кусочек здесь был отдан Баронину, и он его блестяще сделал. Но почему-то я не сумел попасть в общее настроение. Буду переслушивать в альбоме.
В «Самбе для Вадима», открывшей блок композиций, написанных непосредственно Эйленкригом, появились наконец-то именно те хулиганские нотки, которые для меня во многом и определяют мои симпатии к Эйленкригу-трубачу. Они очень индивидуальны. По-хорошему рок-н-ролльны. Создают совершенно особое настроение.
Следующий блок, куда вошли пьесы, посвящённые детям Эйленкрига «Колыбельная Леи» и «Прогулка Элая» – такая своеобразная визитная карточка Вадима. Он играл их и на прошлом концерте в Тольятти. Он, вообще, играет их с удовольствием. Классно, что обе пьесы – совершенно разные. Первая – будто бы сказка, где роль сказочника-рассказчика выполняет труба. Вторая – самая, пожалуй, экспрессивная в программе. В ней оставлен простор для музыкантов группы. И если у Александра Родовского (гитара) было и без того достаточно сольных кусочков, то для Армена Мкртычяна, отвечающего за бас, это была единственная возможность для представления собственных возможностей. Отмечу, что, по традиции в концерте не был обойдён стороной и самый молодой участник бэнда, барабанщик Виталий Эпов. Он тоже получил свой, приличный по времени отрезок, и заслуженные аплодисменты.
Завершала программу дня «Oblivion» – инструментальный, джазовый вариант «Нелюбимой» Еркеша.
А на бис отыграли «Ilashkin Blues».
Расстаться, чтобы встретиться
Полтора часа концерта промчались совершенно незаметно. Времени на долгие раскланивания и общения с жаждущими – попросту не было. Музыканты спешили успеть на вечерний «аэрофлотовский» рейс (именно в эти дни из-за перехода на новую систему, была отменена предварительная регистрация).
Вроде бы должно остаться какое-то чувство недосказанности. Но его нет. Есть удовольствие. Созрело желание кое-что из любимого переслушать. Осталось приятное послевкусие, как бывает после общения с умным человеком. И даже не возникает вопрос, идти ли на следующий концерт Вадима и его «EILENCRIG CREW». Непременно!
Алексей «Алекс» Орлин