Седьмого октября на всех цифровых площадках выйдет сингл «Memory» Ярослава Сапожинского. Накануне релиза мы поговорили с композитором об истории создания пьесы, о том, как писать альбом в одиночку, и о параллелях, возникающих даже тогда, когда о них вовсе и не думаешь.
– Релиз уже давно проанонсирован. Осталось понять, насколько эта композиция важна для тебя, и почему она выходит именно в это время?
– У этой вещи, безусловно, есть история.
– Даже не сомневался.
– Изначально она была задумана как посвящение Уитни Хьюстон. Композиция не вокальная, а чисто инструментальная. Я постарался в ней выразить собственные ощущения от мелодизма большой певицы, от того, как она двигалась, и что делала в музыке. Мне захотелось сделать такой эксперимент. Пусть и имеющий какие-то рамки. Просто тут надо напомнить, что вещь полностью электронная, и она войдёт в альбом «Music da insta». Он, как ты знаешь, сделан мной одним, без участия «Jazz Express Orchestra». То есть все аранжировки, все электронные партии (замечу, что и партии живых инструментов, там, где необходимо, к примеру, гитары и баса – А.), все звуки – сыграл сам.
– Достаточно рискованно делать посвящение Уитни Хьюстон в электронном варианте.
– Вот. И я задумался в какой-то момент. Показалось, что тут хотя бы вокализ какой-то должен появиться. Но, при трезвом размышлении, решил, что делать ничего такого не нужно. Не скрою для меня как для композитора именно «Memory» стала по-настоящему интересной работой. Поясню. Некоторые вещи, во всяком случае, у меня так точно бывает, пишутся достаточно быстро. Мелодия не просто сочиняется, она льётся. То есть всё происходит быстро. Здесь же получилось совершенно иначе. Приходилось обдумывать каждый шаг. Ну, скажем, есть там момент, когда появляется такой фортепианный кусочек, который в какой-то степени служит как бы заменой вокализа, о котором уже упоминал. Понятно, что это не соул музыка в чистом виде. Но именно в этом, на мой взгляд, и есть кайф – поработать на стыке, на разрезе, на противопоставлении. Я в процессе работы, кстати, несколько раз сыграл её на публике. Увидел реакцию. Понял, что она вызывает интерес у слушателей. Даже подходили, спрашивали, каким образом и где её можно послушать. А потом случилась встреча с моим московским партнёром и приятелем Денисом Бачуриным, который послушав песню (да, вылетела такая неслучайная оговорочка – А.) и, услышав, кому она посвящена, просто схватился за эту идею. На ура, оценив нейминг, а ещё и сказав о том, что у него сразу «картинки» появились при прослушивании. В этом момент я окончательно утвердился во мнении, сто само название выбрано в полном соответствии с содержанием.
Что касается времени выпуска (задумывается – А.), то можно сказать, что я давно уже ничего не выпускал. Предыдущий релиз («Little David`s Christmas Dreams» -А.) вышел в конце 21 года. И «Дэвид», и «Baijiu», вышедшая ранее, попадают в идею создания альбома электронной музыки, и обе будут включены в альбом «Music da insta». Плюс, insta – это ведь та же история, память, если говорить о значении слова. Все перечисленные композиции – они, если так можно сказать, картиночные, вызывающие совершенно определённые ассоциации. В этом, собственно, идея альбома. Год получился трудным – с болезнями, ограничениями, а потом и с запуском нового проекта. До собственной музыки руки не доходили. Сейчас, чувствую, время пришло!
– Мы достаточно много с тобой говорили об альбоме «Music da insta». Он уже давно, казалось бы, почти собран, «на выходе». Правильно ли понимаю, что появление «Memory» – своеобразная предтеча, и альбом уже близок?
– Абсолютно верно. 7 октября выходит «Memory», а на 1 декабря запланирован выход альбома «Music da insta». Войдёт в него 10 вещей. Началось всё, как я тебе уже рассказывал, с коротких тридцатисекундных и минутных набросков для instagram. А потом я увидел, что это могут быть вполне полноценные произведения. Произошло это не сразу. Но как только «пазл» в голове сложился, я сразу приступил к доработке. Это был костяк будущего альбома, первые пять-шесть вещей. И постепенно, одна к другой, сложился готовый продукт. Пусть это и не получилось так быстро, как я планировал изначально.
– Скажи, а насколько тебя поддавливала такая ситуация – всё давно уже представлено, а готового продукта нет? Мне признавались разные музыканты, что на каком-то этапе им просто необходимо уже избавиться от песни, выпустить её к людям, и таким образом освободиться самому.
– Отвечу так. Я, безусловно, не сторонник того, чтобы по многу лет возиться с песнями. Но и не могу отпустить то, что не до конца пережито, переосмыслено. Паузы, как это, допустим, происходило с последней композицией альбома, придуманной в диско-формате, ведь происходят не случайно. А у меня работа над ней получилась достаточно долгой. Значит, что-то внутренне не сложилось, не склеивается, не готово. Приведу конкретный пример. Та же программа «Чёрный бриллиант», написанная в рекордные сроки (практически за месяц – А.), быстро отрепетированная, вынесенная на публику, казалось бы – готовая история для записи. И она даже была записана, но я внимательно послушал то, что получилось, и понял, нет, выпускать её нельзя. Сыграть на концерте? Легко! Но не выпустить. Многие вещи там нуждаются в доработке. Скажем, меня не устраивают некоторые сольные партии.
– Закольцовывая историю. Какой реакции ждёшь на «Memory»?
– Люди, которые знают, какую музыку я сочиняю, будут достаточно сильно удивлены, поскольку стилистически это совсем другой направленности работа. Тут точно по первым звукам нельзя определить, что это играет Сапожинский или «JEO». Но, очень надеюсь, что им это будет любопытно!
Алексей «Алекс» Орлин