«JEO BAND» 7 марта сыграет большую сольную программу в ДК «Тольятти». В процессе подготовки к событию мы встретились с создателем проекта – композитором, аранжировщиком, автором всего материала Ярославом Сапожинским, чтобы понять, почему для музыкантов так важен этот концерт, какие сюрпризы они готовят для зрителей, и каким должен быть следующий шаг.
– Понимаю, что день выбран неслучайно. Хотелось сделать подарок представительницам лучшей половины человечества. С учётом даты и концерт должен, по всей видимости, быть каким-то особенным?
– Такие красивые дни как 7-8 марта – светлые, праздничные, должны быть наполнены хорошими событиями. Поэтому, когда появилась возможность выйти на сцену именно в это время, мы с удовольствием согласились. Хотя, разумеется, некоторые опасения есть, поскольку, как мы знаем, именно 7 марта милых дам будут поздравлять на работе. И всё же очень надеюсь, что многие примут решение провести это вечер иначе, приобщившись к красивому (улыбается – А.), посетив, к примеру, наш концерт. Тем более что коллективные заявки уже начали поступать. То есть мужчины покупают дамам билеты.
– Тут ведь ещё такой момент. Ваших полномасштабных сольников в городе не было достаточно давно.
– Если быть точными, то большой сольник случился в филармонии в 19-ом году. Это был большой состав «Jazz Express Orchestra». Потом уже c «JEO BAND» мы играли, например, в ДК ТОАЗА, но всё это не было столь масштабным событием. Имею в виду и подход к рекламной компании, и вместимость зала. К тому же, на сей раз, публика сможет увидеть и новые лица. Помимо всем знакомых саксофониста Ильдара Есакова и скрипача Дениса Кузнецова, ритм-секция будет московской. На барабанах сыграет Алексей Козловский, а на бас-гитаре Алексей Любчик. Готовится и парочка сюрпризов.
– С учётом особенности концерта, уверен, что публика услышит не только мелодии, которые многие уже могут знать, но и новинки.
– Так и есть. Совершенно точно могу сказать, что будет пара вещей из «Мастера и Маргариты», написанных, как ты знаешь, для одноимённого спектакля московского театра комедии. Мы их сыграем вдвоём с Денисом, и это будет такой красивый романтик. И первой обязательно прозвучит заглавная музыкальная тема, где речь идёт о сильной и глубокой любви.
Кроме того, будет ещё один номер, которого никогда не видела публика. Ты же знаешь, что у нас в программе есть песня в исполнении Дениса Кузнецова, написанная на стихи Елены Грачёвой. А сейчас появилась ещё одна идея. С нами выступит молодая вокалистка София Мицул, с которой мы решили сделать номер на уже существующую мелодию «JEO BAND». Речь о композиции «Вечерний бриз», где будет очень интересный, на мой взгляд, эстрадно-джазовый вокализ. Для меня это достаточно серьёзный шаг, особенно с учётом, скажем так, непростых отношений с вокалистками, что пошло ещё со времён «Главной сцены» и «Голоса».
– Чего ждут зрители от концерта, понятно: услышать мелодии, которые им понравятся, увидеть некое действо, порадоваться звуку. А чего ждёшь ты сам как композитор, как аранжировщик, как исполнитель, как человек, который всё это придумал и сделал?
– Я по-прежнему хочу (так и было всегда), чтобы люди, с которыми удаётся пообщаться, говорили, что они смотрели кино. То есть, слушая музыку, они видели какие-то картинки, пейзажи, сценки… Я поэтому не ставлю никаких экранов, вообще ничего, что отвлекает зрителя. Хочется, чтобы люди остались довольны своими внутренними впечатлениями и эмоциями. Ведь каждый, слыша конкретную мелодию, представляет себе что-то своё. В этом и заключается магия музыки – будить чувства, вызывать эмоции.
Поэтому у нас классика жанра: чёрный кабинет и музыканты такого уровня, что они могут удивлять своим мастерством.
– Мне представляется важным подчеркнуть разность между большим «Jazz Express Orchestra» и «JEO BAND». Первый, непосредственно про джаз, второй «заточен» под вещи с более ярко выраженной мелодией, что позволяет их гораздо проще воспринимать даже не слишком искушённой в джазе аудиторией.
– Это направление называется smooth jazz. Оно и предполагает более мелодичное развитие событий. Кто-то даже называет это инструментальной поп-музыкой. Но поскольку она отчасти является импровизационной, в ней есть определённая свобода для реализации солистов-инструменталистов. А главное, таким образом, можно добиваться создания определённого настроения. И, если пьеса называется, «Вечерний бриз», то вся мелодика сделана так, чтобы человек ощутил себя, сидящим на морском берегу.
– Неслучайно программа «JEO BAND» получила название «Negro brilliante». Ты изначально, приступив к сочинению этих вещей, предполагал, что в каждой из них должна быть яркая, выпуклая мелодия.
– Абсолютно верно. Так что весь концерт будет мелодичным. Мы, кстати, сыграем ещё несколько вещей из репертуара «JAZZ EXPRESS ORCHESTRA». Поскольку нынешний состав это позволяет сделать. Понятно, что в большом составе и три духовых, и гитарист, и плейбэки – всё это расширяет инструментарий. А «JEO BAND» изначально задумывался так, что я играю партию баса на «Hammond», что подразумевало некоторые ограничения. Но поскольку сейчас едет потрясающий бас-гитарист Алексей Любчик, то у меня освобождаются руки, появляется возможность – больше играть, импровизировать, активнее внедряться в процесс.
– Тем, кто следит за музыкальной площадкой города, совершенно понятно, что «JEO BAND» – абсолютно готовый проект, который вполне себе можно «катать» по стране. Знаю, что у вас были планы на проведение довольно интересного тура. Всё в силе?
– На следующий день, то есть 8 марта у нас концерт в Ульяновске. Мартовские концерты в Екатеринбурге и Челябинске переехали на осень. И осенью планируется ещё несколько городов. Надеюсь, что всё состоится.
– Как думаешь, два предстоящих концерта, могут послужить толчком, триггером, или мотивом для появления новых программ «JEO BAND»?
– Хороший, хотя и непростой для меня вопрос. Отвечу так. Ведь, до того, как говорить о новых программах, хотелось, чтобы вышел-таки альбом «Negro brilliante». То есть мне бы хотелось всё же двигаться поступательно. Сначала выпустить «Negro brilliante», показав его не только на тольяттинской площадке. И только набрав, условно говоря, некий пул городов, в которые можно приезжать, я бы задумался о новом альбоме. Все понимают, что пандемия многим подкорректировала планы. Музыканты «подсели». Выпускать в этот период альбомы просто не получалось. А ведь помимо альбома, о котором мы говорим, не выпущен ещё и «Парадокс» (записанный частично). В «Negro brilliante» добавляются вещи. Такие как «Опиум», премьера которого состоялась в рамках программы «Шаболовка 37» у Вадима Эйленкрига. Или «Чуча», которая будет презентована официально, и выйдет на всех цифровых платформах и «Радио JAZZ» 29 февраля. В ней сыграли настоящие звёзды российского джаза – Пётр Востоков (труба), Сергей Баулин (саксофон), Игорь Ямпольский (барабаны). Обе эти пьесы непременно прозвучат на концерте.
– Получается, что праздничный концерт, по своему наполнению, интересен и для вас самих: и как некая точка отсчёта, и как возможность сыграть премьеры в большом зале, и как возможность поэкспериментировать?
– Согласен. Мы постараемся сделать всё, чтобы люди, пришедшие на концерт 7 марта, получили удовольствие, запомнили этот вечер.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Евгения Шейко