«FM» несколько дней назад официально презентовал EP «Февраль». Событие можно считать символичным, поскольку это не просто зимний подарок своим поклонникам, но и старт нового юбилейного года группы. В этом году ей исполняется 25!
Посему, на встрече с лидером «FM» Сергеем Шмелёвым, разговор пошёл не только о случившейся премьере, но и о том, как команда и её главный автор чувствуют себя сегодня, и о возможных сюрпризах, ожидающих всех, кто следит за жизнью одного из самых стабильных и востребованных тольяттинских составов.
– Выход EP в начале года – для команды скорее традиция, имеется в виду выпуск материала вообще, нежели что-то нестандартное. Тот же «Февраль», выпускавшийся синглом официально, мы с тобой достаточно подробно обсуждали, да и об остальных вещах сказано немало. Тогда в чём была необходимость выпускать их именно в такой сборке?
– На самом деле, конечно, могли бы выпустить EP и раньше, но в силу разных бытовых обстоятельств, мне было некогда, и не был особого желания этим заниматься. А тут подумалось, почему бы, собственно, и нет?!Тем более что эти вещи сделаны в тот момент, когда с нами работал Саша Никифоров. Все они были записаны с ним. Решили – стоит устаканить, зафиксировать материал. Хотя, ты прав, все они уже в разных интерпретациях ходили в сети, некоторые звучали на концертах.
– То есть играли вы живьём не все из них?
– Так ведь, если разбирать, то, по сути, «Истины простые» и «Из детства» – это бардовская песня в чистом виде. В понимании того, как это сделано и подано: гитара и немного «разукрашено» вокруг, всё. Сольно я их, конечно, исполнял. А с группой там и играть особо нечего.
Что касается логики появления, сингла, будем считать, что это ещё и хитрый ход (смеётся – А.) – всё же на дворе февраль. Самое время для сингла с таким названием!
– И всё же хотелось бы уяснить, почему именно такой набор песен. Он ведь, в принципе, мог быть любым. С учётом нынешней тенденции, когда практически повсеместно, сначала вещь выкладывается в виде готового варианта, проходит своеобразную апробацию, и только спустя время, уже в компании других оформляется в виде мини-альбомов.
– Признаюсь, никакой особой тактики не было. Как и чего-то специального при выборе. Да, кому-то эти четыре вещи хорошо и давно знакомы. Но, почему бы не допустить, что кто-то, увидев их вместе, послушал и в первый раз.
– Почему именно такой порядок построения?
– Ты же видел, что в аннотации я специально постарался объяснить, почему сделал именно так. Неслучайно первой поставлен «Малежик», поскольку она не слишком стыкуется с другими тремя вещами. Она какая-то уж совсем у нас отдельная. Это такое веселье.
– Нормальное себе веселье! Да там хардёшник галимый! Признаюсь, я вообще не понял, зачем эту ироничную вещь, полную юмора и подколок, делать в духе саундтрека к фильму ужасов?
– Ну, уж не совсем так. Там куплеты идут в диско. А вот в припеве, да, надо было «дать огня»! В том числе, чтобы подчеркнуть, какая разная музыка звучит в разное время. Во многом, это специальное такое противопоставление.
– За давностью не помню, она изначально так была записана, или существовал более лайтовый вариант?
– Именно так она и была сделана изначально. Лайтовый вариант я играю сольно. И скоро покажем облегчённую версию «Малежика» в рамках «квартирника», который Людвиг (Людвиг Анохин – басист «FM» – А.) устраивает на Голосова 20. Он решил сделать вечеринку «10 лет в «FM», собрав все группы, в которых он участвует. Представляешь?
– Почему бы и нет?! (общий смех – А.)
– А поскольку там нет мощного аппарата и нельзя громко играть, то представим именно лайтовую версию.
– Хорошо, что ты, представляя материал, сделал необходимые пояснения.
– Так ведь сегодня достаточно много тех, кто мог вообще не понять, о чём, собственно, в песне идёт речь. А это важно, что бы разобраться, что и зачем мы сделали.
– Принципиальный момент. Ты говорил о том, что ни одна из песен специально под EP не дорабатывалась.
– Так и есть. Да, они немного отлежались. Но на наш взгляд, не было никакой необходимости их как-то приукрашивать. Самокопание – это прекрасно, но можно ведь и не выкопаться!
– Поскольку мы говорим в год 25-летия «FM», то легко можно предположить, что выход EP – часть стратегии по празднованию этого события?
– Я не против такой формулировки (хитренько улыбается – А.). Пусть будет так. Важно, что делая официальный релиз, ты, словно бы, переводишь эти песни в некое другое качество. А вдруг, совместный выход заставит взглянуть на них как-то иначе, более внимательно?!
– В ожидании релиза (о чём ты мне писал заранее) я почему-то предполагал, что представлены будут какие-то другие вещи. Или с учётом достаточно сложного года, и постоянной работы в студии, это уже следующий шаг?
– Тут вот какое дело. У нас появилось очень много проектов, отвлекающих от студийной работы. Все они, замечу, связаны с музыкой. В том числе с экспериментами. В музыке всегда есть возможности для роста. Мы, скажем, уже отработали один концерт как аккомпанирующий состав, сейчас готовим второй.
– Вам это любопытно, именно как музыкантам?
– Объясню. На простом примере. Сейчас, при подготовке, взялись за песню «Depeche Mode» «Personal Jesus». Крутейшая вещь! Хит из хитов. Углубившись в неё, мы поняли, что в нас сидит русская ритмика – от пяток до головы. Мы воспитаны с другой музыкой и в другой ментальности.
– То есть вы не совпадаете?
– Не так. Скорее, в очередной раз, понимаем, сколько всего таится за кажущейся простотой: там и джига, и ирландская какая-то музыка, там столько всего перемешано. И всё на нюансах, на полутонах. Чуть сдвинулся, и всё, картина нарушается. И это – жутко интересно!
– Ты хочешь сказать, что, погружаясь в этот мир, сам растёшь профессионально?
– Однозначно. После это практически невозможно скатываться на уровень ламца-дрица-ум-ца-ца…
– Что сейчас в работе? Готовится ли какая-то новая программа? Или появляются песни, которые вы постепенно будете вводить в репертуар?
– У нас постоянно что-то есть в работе. Просто в процессе что-то отсеивается, что-то отсекается. Бывает и так – ну, не идёт песня, хоть тресни. И так её покрутили, и так, без толку. Полежала немного, появились какие-то новые мысли. И, бах, она начала звучать совершенно иначе, вдруг появились «краски», которых не было. Я уж не говорю об изменении, к примеру, басового хода, или партии барабанов. Нормальные творческие моменты.
– Скажи, а каким тебе видится этот юбилейный год? Что он должен в себя включать? Что должно состояться?
– Хотелось бы иметь в городе больше площадок, где можно показывать именно авторский материал. Сегодня его чаще всего приходится «вкраплять» в каверовые программы. Засилье трибьют и кавер-проектов, к которым публику приучили, сужает возможности предъявления собственных наработок.
Что касается непосредственно юбилейного года, то, конечно, хочется и классных концертов, и новых песен. А главное, хочется, чтобы мы не потеряли то, что в нас сейчас есть – мы очень хорошо чувствуем друг друга на сцене. Если образно, мы научились вместе летать!
– Будет ли какая-то специальная программа, посвящённая славной дате?
– Думаем об этом. Пока разбираем разные варианты. Но точно ничего не скажу. Время такое, что прогнозировать вдолгую – трудно, да практически невозможно.
– Своих поклонников ещё в том году премьерами?
– Во всяком случае, будем к этому стремиться. Мы, кстати, не договорили относительно песен на сингле. Две из них для меня стоят особняком: «Истины простые» на стихи Алексея Шмелёва и «Из детства» на стихи Давида Самойлова. Они просто на разрыв! Написаны потому что невозможно было не написать, так «торкнуло»!
– 25 – это много, для группы, которую создал и двигаешь?
– Я вообще не чувствую, что прошло уже столько лет! Всё было как будто вчера.
– По-прежнему получаешь удовольствие?
– Да! Так я больше ничего и не умею.
Алексей «Алекс» Орлин