В Казани полным ходом идёт подготовка к очередному большому зимнему музыкальному фестивалю. Объединив усилия, две команды сумели сделать по-настоящему стоящее событие, привлекающие внимание и публики и музыкантов. Отличный пример того, как стоит взаимодействовать на одной площадке.
С художественным руководителем фестиваля, лидером ВИА «Волга-Волга» Антоном Салакаевым мы поговорили о формате предстоящего феста, принципах подбора хедлайнеров, критериях, которыми руководствовались, приглашая казанские группы, и отличиях летних и зимних фестивалей.
– Семь лет для фестиваля – большой срок. Получается хорошая зимняя история в Казани. Сегодня есть понимание, что затевая фестиваль «Big Twin Fest», вы всё сделали правильно?
– Тут нужны пояснения. Когда мы говорим седьмой фестиваль, то, в первую очередь, имеется в виду, что главный мой партнёр, коллега по фестивалю Григорий Корнилов, семь лет назад запустил свою историю «Big Twin». На тот момент это не было сопряжено с фестивалем «Волга-Волга», который мы чуть раньше начали проводить летом. Потом, в период пандемии, я решил выйти ещё и в зимний формат. А поскольку видел фестиваль именно на площадке «Big Twin Arena», то на первой же встрече с Гришей, мы поняли, что надо делать фестиваль совместно. Зимой, когда делать такое событие, как нам кажется сложнее, чем летом, поскольку лето – это вообще фестивальное время, а зима – скорее время клубных историй, мы решили объёдинить усилия. Самое интересное – тогда мы его назвали «Большой зимний фестиваль музыки», с расчетом, ну, сейчас мы его сделаем, а через годик придумаем новое название. Потом сделали следующий, затем ещё один… Каждый раз называя его Большим зимним музыкальным фестивалем «Big Twin Fest» и «Волга-Волга».
– Нормальное уточнение, только доказывающее, что в процессе проведения чего-то большого и по-настоящему интересного, всегда происходят какие-то изменения, корректировки. Тем более за давностью, стираются из памяти какие-то детали. Хотя мы рассказывали о каждом вашем совместном фестивале. Не менее важно в этом процессе – не останавливаться, искать новые подходы. В этом смысле, у меня устойчивое впечатление, что сам формат зимнего феста можно назвать «плавающим»?
– Скажу так. Если в том, что касается лета, для меня всё чётко и понятно: мы приглашаем максимально большое число коллективов, стараясь вместить либо в два дня, либо в один день, когда музыка звучит с утра до вечера. Что касается зимнего фестиваля, то все эти годы, я так думаю, мы ищем, мы в поиске. И, знаешь, мне кажется, что этот поиск и стал форматом нашего фестиваля. Мы не загоняем себя ни в какие рамки. Мы открыто работаем в плане каких-либо музыкальных направлений, в плане стилистики и так далее. В этом году, к примеру, было чёткое понимание, что мы хотели сделать фестиваль – только в ска-формате. То есть – только веселуха, только танцы! Но в процессе решили, что и рок-группы нам тоже нужны.
– Мне, кстати, очень симпатичной показалась идея прошлогодняя, когда фестиваль получился у вас достаточно длинным. И хотя первый день в итоге «ушёл» в квартирник, но зато было ещё два дня концертов на большой площадке, и работали весьма серьёзные эксперты. И это, на мой взгляд, именно то, чем зимние фестивали могут отличаться от летних. В этот раз, тем не менее, вы от такого подхода отказались.
– Мы прорабатывали вариант, чтобы остаться в таком формате. Скажу открыто, так, как есть. Помешала – занятость моя (в «Волге-Волге») и Григория (продюсирование и организация концертов) собственными проектами. Хотя и очень хотели. Не исключаю, что я продолжу эту историю в летнем режиме. И в следующем году постараемся вернуться к тому, что всем очень «зашло».
– В большом фесте – один из ключевых моментов, выбор хедлайнеров. Чем обусловлено приглашение нынешних? И хотелось, чтобы обозначил и принцип выбора казанских составов.
– Ну, участие «Волги-Волги», думаю, особо объяснять не надо – есть публика, которая ходит не только на наши сольники, но и на фестивальные выступления. Что касается других хедлайнеров. Приглашение такой активно прорывающейся на большую рок-сцену группы как «Гудтаймс», в первую очередь, обусловлено тем, что мы хотели сделать танцевальный ска-формат. Ска-панк, ска, возможно, реггей. Хотелось чего-то лёгкого и весёлого. К тому же, выбирая из целого ряда групп, выбрали коллектив, который сейчас и залы собирает (в этом году ребята, например, собрали «VK Stadium» в Москве), набирающий обороты состав. Далее, когда начали присоединять именно рок-группы, появился «Обе-Рек», очень порадовавший нас своим выступлением на прошлом зимнем фестивале. Они приезжали недавно и с сольным выходом солиста на студии «Волга-Волга». И вся эта история перерастает в новую нашу дружбу. Мы знаем, что в Казани их очень полюбили. К тому же появление воронежской группы ещё и расширяет географию. Относительно группы «Лос Чототамос». Если обычно мы не используем на фестивале такой «корпоративной» формулировки как вэлкам, то здесь я совершенно чётко понимал, что «Лос Чототамос» выступит в качестве группы, вводящей публику в настроение фестиваля. Именно на это рассчитан их часовой сет. Причём они могут выстроить программу так, что первые вещи могут быть акустически спокойными, а ближе к завершению, они раскачивают публику на всю! Они у нас были на третьем летнем фесте «Волга-Волга», понравились. Географию опять-таки учитывал (смеется – А.).
Казанцы. «Silfred Crew» – это ребята, с которыми я начинал сотрудничать больше десяти лет назад. Они тогда были ещё «птенчиками рок-н-ролльными», когда мы их начали куда-то приглашать. Сегодня – это крепкая ска-кор-группа. Отлично чувствуют себя в этой стилистике. «Nalien» – это прочно закрепившийся на казанской рок-сцене коллектив. Они уже три или четыре раза съездили на фестиваль «Улетай», пройдя мощные отборочные туры, и катают по другим городам.
Скажу так, лайнап фестиваля ещё не закрыт. На данный момент мы ведём переговоры с несколькими командами. Думаю, что вскоре объявим ещё одного или двух участников фестиваля.
– Поскольку мы с тобой достаточно много слушали и видели разных фестов, то у тебя нет такого ощущения, что зимой на них внимания непосредственно к музыке – больше? Летом очень много отвлекающих факторов.
– Скажу больше. Летом – музыка на фестивале больше даже сопутствующая история. Людям нужны – палатки, костры, гитары, общение, хорошая погода и всё такое прочее. К тому же летом, особенно если есть поддержка какого-то спонсора или мецената, то ты делаешь фестиваль со свободным входом. Понятно, что в таких условиях трудно говорить о какой-то целевой аудитории. Кто-то просто приходит потусоваться. Бесплатно, почему бы и нет?! История зимой – это всегда закрытый зал, а значит, аренда, другие расходы, и соответственно, билеты. И тут ты понимаешь, что придут именно те, кто пришёл конкретно на представленные группы, чтобы послушать то, что они играют.
– Каждый раз, проводя какое-то событие, ты пытаешься придумать то, чего раньше не было. Кроме того, о чём мы говорили, будут ли ещё какие-то «фишечки» на этот раз?
– «Фишечкой» прошлого фестиваля было то, что мы «нагрузили» его экспертами, придумали конкурсную историю. И, кстати говоря, все группы, которые были в призёрах, они «по чесноку» съездили на все фестивали, которые были обещаны. Они были на «Сандлер фесте» в Москве, выступили на фестивале «Рок-берега» в Чистополе, и на фестивале «Волга-Волга» в Елабуге. На мой взгляд, это было очень правильно, особенно в отношении молодых коллективов. В этом году главной изюминкой должна стать ска-направленность.
– Ты сам для себя, как будешь оценивать успешность события? Я сейчас даже не про коммерческую составляющую, а про внутренние ощущения. Как сам для себя будешь формулировать?
– Мне будет очень интересно посмотреть, как наша казанская аудитория примет группы, которые к нам приезжают не часто, а некоторые не были и вообще никогда раньше. Поскольку рядом каких-то больших конкурентов в событийном плане не наблюдается, думаю, зал будет собран. Поэтому, повторюсь, главное ожидание – то, как проявят себя команды. Планирую быть в зале, внимательно всё отслеживать. По итогам фестиваля станет понятно, готовы ли мы к тому, чтобы делать какое-то «ответвление» от феста чисто в ска-формате. В этот раз, мы всё же «разбавили» программу брутальными рокерами. Видимо решили повременить.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Камилла Смит