(впечатления от концерта)
В преддверии
Что такое любой концерт? Конечно, обмен энергией. Если хочешь идеального звучания, чтобы в подробностях разобрать нюансы – слушай запись. Сегодня с их доступностью, по счастью, нет проблем. Но живая встреча наполнена массой нюансов, которые выгодно отличаются от заочного общения. Ты видишь людей, действующих на сцене здесь и сейчас, слышишь их дыхание, усиленное микрофонами, видишь лица, ощущаешь эмоции. При этом не имеет значения, что и кто из вас делал до встречи. У одного могут быть все награды высшей пробы и дипломы самых престижных фестивалей, а у другого максимальная наслушанность именно музыки в такой стилистике, но главное произойдёт здесь и сейчас. Музыкант, либо убедит зрителя в том, что он настоящий умелец и влюбит в себя, либо контакта не состоится. И повлиять на ситуацию может всё – от проблем с инструментом (у исполнителя), до нервного дня и соответствующего настроения у зрителя.
По вышеперечисленным причинам, я частенько отправляюсь на джазовые концерт, получив самый минимум о том, что предстоит увидеть. Чтобы не спугнуть тот самый момент, когда между сценой и залом, между мной и музыкантами начнёт что-то происходить. И, если «химия» случается, то, конечно, и классно, и радостно.
Проект «FEELIN`S и SALVODELLI» – не был понятным. Хотя вариантов такого сотрудничества мы в филармонии видели порядком. Не все они были удачными. Где-то части смотрелись не «пристыкованными» друг к другу. А ещё напрягало обилие в программе (днём раньше гости выступили в Самаре и выложили порядок пьес) обилие композиций на стихи Есенина. Ибо частенько при таком «народническом подходе» музыканты скатываются в откровенный лубок. Словом, несмотря на хорошую прессу, сопровождающую мощный тур по большим российским городам, какие-то сомнения были.
Но только до действа, состоявшегося в самом конце сентября.
Удивительный сплав
Следует пояснить, что группа «FEELIN`S» – это не история про вычурно придуманное название. Просто руководитель и душа команды – композитор, пианист и аранжировщик Геннадий Филин. Плюс к тому же, в переводе feelin обозначает чувственность. Отсюда и название.
Собственно, настроение, чувственность удалось обозначить уже в первой инструментальной композиции «Ненавязчивое настроение». Абсолютно уверен, руководитель бэнда не случайно выбрал её в качестве intro. Никакая предварительная настройка не даёт полностью выстроить звучание, и на первых вещах, как правило, происходит некая доводка. И, выбранный формат, вполне позволяет почувствовать, как всё звучит на публике. Да и самим музыкантам требуется время, чтобы разогреться. Впрочем, к Филину это не относится. Как только он сел за рояль и включился в игру, стало понятно, что перед нами мастер. Со своим звучанием. А вот, скажем, самый юный участник группы саксофонист Михаил Акимов в первой вещи до меня достучаться не смог. Хотя именно саксофон и рояль – два инструмента, которым в идеях Филина отводиться ключевая роль.
Восприятие итальянского вокалиста Бориса Сальводелли, вышедшего к публике во втором номере, случилось быстрее. Как все итальянцы он очень эмоционален, подвижен, ни минуты не сидит на месте и создаёт главный сценический движ. На него всё внимание. Он – работает с залом, обаятельно, с узнаваемым акцентом, проговаривая русские слова. И всё же главное у Бориса, несомненно, владение джазовыми вокальными техниками. Он не просто поёт, он делает это абсолютно точно. Причём, не пытаясь эксплуатировать одну и у же, однажды найденную «фишку». Сальводелли разнообразен. Он умеет вовремя остановиться, когда игра со зрителем может перейти за опасную грань заигрывания, он не стремится с самого начала (беда многих вокалистов, джазовых в том числе) продемонстрировать все возможности своего голоса. И эта правильная выстроенность в деталях, говорит о большой работе, которую за десять (!) лет сотрудничества проделали вместе Филин и Сальводелли.
Отсюда ты постоянно получаешь что-то новенькое, сталкиваешься с неожиданными оборотами. Будь то старая итальянская песенка «Пиппо не знает» или известнейший «Sammertime». Казалось бы, столь непохожие вещи Филин умело «сшивает» своими аранжировками, делая их абсолютно джазовыми и по духу, и по форме. То есть за весь концерт ни разу не возникло чувство, будто ты на эстрадном концерте. Это был чистый джаз! Умный и красивый. Вообще, к аранжировкам Филина, пожалуй, более всего подходит два слова – вкусные и умные. У него получается таким образом выстроить звуковую палитру, что даже сольные «проходки» и фортепиано и саксофона не существуют отдельно. То есть их прекрасно слышно, но они абсолютно не «выпирают» из общего звучания, не смотрятся вычурными вставками. Это встречается не так часто. Как правило, есть солисты и группа. Здесь работа именно коллективная. И то, что барабанщик Вячеслав Сергеев и матёрый басист Константин Панкратов прекрасно исполняют свои роли, понимая, как они важны для общего звучания, – тоже заслуга руководителя.
Отдельно стоит сказать о Михаиле Акимове. С каждой вещью он раскрывался всё полнее. В предложенном варианте исполнения Михаилу приходится играть очень много. Любой музыкант это, конечно, любит. Однако не у каждого получается найти не только баланс, но собственную манеру. Я бы обозначил игру Акимова как интеллигентную. Он артистичен, симпатичен, что, конечно, тоже является его оружием, но главное, он в музыке ведёт себя, соответствуя тому, что исполняет. С особой любовью относясь к саксофону, специально буду следить за продвижением Михаила.
Есенин JAZZ
Увидев в программе достаточно много композиций на стихи Есенина, как уже отметил, внутренне напрягся. Кроме пары хитов, сделанных рок-музыкантами (имею в виду, в первую очередь «Монгол-Шуудан»), не встречал интересного исполнения песен на стихи блестящего русского лирика. Всё, как правило, сваливается в унылое мурчание. И до встречи с «FEELIN`S & SALVODELLI» не мог представить насколько знакомые с детства строчки могут органично звучать в джазе. Ни одна из композиций не была похожа на другую, разве лишь тем, что основную их часть Борис исполнял на итальянском. Напрягало ли это? Нет, совершенно. Потому что правильно были расставлены смысловые акценты, ну а аранжировки сделаны с большой выдумкой и талантом. Теперь понимаю, почему программа «Есенин JAZZ» признана экспертами и тепло принимается публикой.
Из плюсов выделил бы ещё спокойную и информативную манеру ведения концерта Филиным. Представление композиций, обозначение каких-то нюансов – явно помогают при восприятии.
Прошло уже несколько дней после концерта в филармонии, а какие-то фрагменты услышанного крутятся в голове.
Приятно совершать открытия. Одно из них для меня случилось в минувшую пятницу. В Рязани, а именно оттуда группа Филина – есть отличный бэнд, делающий то, чего не делают другие.
Алексей «Алекс» Орлин