Не раз уже признавался и готов повторить, я рад тому, что она вернулась. Её неуёмной энергии, интеллекта, да даже достойного уважения желания не скатываться в мейнстрим, не хватало тольяттинской рок-площадке. Лидер, бас-гитарист и главный автор «ON.PLAY» Настя Полякова после большой паузы, длиной в пять с половиной лет, не растеряла поклонников и друзей, сумела очень быстро восстановить позиции.
«Закрепить» их призван EP «Сны не про меня», премьера которого состоится 17 декабря.
За десять дней до события мы встретились с Настей, чтобы поговорить и о предстоящем релизе, и о том, что волновало её в момент создания EP, и о смыслах, которые хотелось воплотить в строчки.
– Судя по тому, как кропотливо вы работали над EP, сколько времени потратили на поиск саунда, это была важная для тебя работа. Сейчас, когда всё готово к «запуску», есть волнение перед стартом?
– Волнения нет. Потому что мы столько сил вложили в запись, сведение, мастеринг, пытаясь всё время что-то улучшить, подрихтовать, подкрутить, наверное, уже просто устали. Думаю, тебе это знакомо, когда внутри есть ощущение – всё готово, пора отпускать сделанное. Волновалась я, например, когда мы записывали сингл «Встретимся». Это такая романсовая песня. Только гитара и я. Там волнение присутствовало, поскольку всё сделали быстро, здесь – нет. Поставили точечку и запускаем на стриминговые платформы. Так спокойненько.
– То есть надо расставаться вовремя.
– Ну, любую картину можно дорабатывать до бесконечности, вносить какие-то штрихи. Но в какой-то момент стоит чуточку отойти от неё, посмотреть, и выпустить в мир. С песнями то же самое. Можно заниматься доводкой сколько угодно.
– Внимательно отслушав материал, я для себя совершенно чётко сформулировал «генеральную линию», того, что вы делаете: это такая рок-н-ролльная женская лирика. Согласна?
– Так она такой всегда и была. Возможно, мы формат несколько изменили в части аранжировок.
– Я, в первую очередь, про смыслы говорю.
– Ну, песни и тексты всегда были моими, так что удивляться тому, о чём ты говоришь, вряд ли стоит. Скажу лишь, что картину в раме и без неё мы можем воспринимать по-разному. На данном этапе всё сложилось именно так, в таком «обрамлении».
– Интересных ходов и музыкальных «фишечек» в EP достаточно. Видно, что вы искали звук, стараясь максимально полно обыграть истории, написанные тобой. Кстати, мне представляется, что я понял, почему именно строчка «Сны не про меня» вынесена в название. Хотя сама вещь, в которой она появляется, называется «Ресницы». Замечу, хит потенциальный.
– По этому поводу наверняка будут вопросы: «О чём, собственно, песня?». У меня даже муж (барабанщик группы Максим Сидорочев – А.) как-то спросил, что, мол, ты всё время поёшь: «Я, я…» (смеётся – А.). А как иначе? Я же пою про себя. И строчка «на твоих ресницах» – это такой маленький образ. Под ресницами мы понимаем что-то лёгкое, то, чем мы всё время моргаем… На самом деле концепт «Ресниц» предполагал рассказ о том, чего именно я хочу в этом феврале.
– При этом я вообще считаю, что большая ошибка, которая постоянно совершается, – отождествлять автора с его лирическим героем. Автор может, имеет полное право, нафантазировать всё, что угодно. Он так увидел и захотел, в эту минуту!
Впрочем, коли мы уже постепенно перешли к конкретным трекам, то предлагаю, чтобы ты коротко представила каждый из них.
– Первой идёт «Мой ангел». Песня на самом деле простая. Почему? Потому что у нас всегда есть простые и светлые чувства, когда мы летим. Пусть это будет «девичья» песня. Почему нет?! Такая лёгкая, простая, летящая. Но, когда ты её слушаешь, и даже, когда ты её писал, ты ощущаешь себя легко. Она неслучайно поставлена первой. И, да, ещё она – весенняя у нас.
– «Ресницы», о которой мы уже начали говорить. Мы начинаем искать себя. «Я хочу стать просто куклой из фетра»… За «Ангелом» пришёл февраль.
– Пожалуй, самый тяжёлый месяц из зимних.
– Тяжёлый, но в то же время – оптимистичный и обнадёживающий! Потому что совсем скоро март, до него осталось чуть-чуть. На стыке весны и зимы, как мне кажется, как я чувствую, мы часто переживаем какие-то светлые периоды, зарождение каких-то отношений. Умирают они уже потом, поздней весной, и об этом следующая песня.
– «Трамваи». Между прочим, меня уже многие спрашивали, почему именно трамваи, у нас же их нет в городе? (улыбается – А.)
– А какое это, собственно, имеет значение?!
– Между прочим, так получилось, сводили мы первой именно её. И Саша Никифоров (занимавшийся процессом записи), всегда внимательно относящийся к тексту, тоже как-то заинтересовался этим образом. И я объяснила, что именно трамваи всегда ходят по кругу.
– Даже если они идут по прямой, в конечном счёте, они доходят до депо, разворачиваются, начинают новый круг.
– И, замечу, в отличие от тех же троллейбусов, они привязаны к рельсам! Выражение «трамваи ходят кругами» мы знаем с детства. И здесь как бы закольцовываем историю. Во всяком случае, я себе так этот момент представляю. Такая метафора.
– При этом, несмотря на то, что уже упомянула о неком разрыве, разрушении отношений, в конце ты не ставишь окончательную точку, оставляешь надежду.
– Так мы же часто, как трамваи, идём по кругу, в творчестве, в каких-то отношениях. Замечу, что необязательно речь идёт о влюблённости, это может касаться и дружбы или даже ненависти. Транспорт в данном случае взят ещё и потому что мы всё время движемся, перемещаемся. Даже, когда мы творим, пишем, общаемся, даже просто разговариваем – мы движемся. Вот как сейчас, продвигаясь к следующей песне. И ещё трамвай для меня – транспорт какой-то загадочный…
Постепенно от ангела мы подобрались к песне, где я попыталась сформулировать вопрос, который мы постоянно себе задаём: «Кто я?»
– Однако форма у этого вопроса может быть совершенно разной. В вашем случае – получилась самая жёсткая вещь EP, самая надрывная с точки зрения восприятия (говорю исключительно о собственных ощущениях), явно отличающаяся и по звуку и по подаче.
– Возможно, кому-то из слушателей EP она даже покажется депрессивной. Потому что вопрос: «Кто я?» мы себе задаём ведь именно в таком состоянии. Может быть, мне не попадалось, ноне могу себе представить, чтобы песни, в которых ставятся такие вопросы, писались в мажоре. Поэтому такая подача. Да, она жестковата. Так ведь и вопрос непростой.
– Там ведь история ещё и о том, что если я иду на компромисс, то после этого как мне понимать, кто я? При этом она не выбивается смыслово, но выделяется – в нагрузке, ты ведь специально решила её разместить последней?
– Да, всё верно. А я очень люблю слушателям, читателям задавать этот вопрос. Чтобы он спросил не только меня как автора, но ещё и себя. Потому что тот автор, который после себя не оставляет вопросов, его не интересно ни слушать, ни читать.
– Можно сказать, что в результате всех ваших действий получился именно тот материал, в твоём нынешнем восприятии именно тот материал, который должен был получиться? Я про внутренние ощущения. Это именно то высказывание, которого хотелось в моменте?
– (задумывается – А.) Наверное, тот выбор песен, что в конечном итоге появился на EP, складывался несколько иначе, когда мы начинали писать. Но, когда мы подошли к моменту сведения и мастеринга, то пришли к выводу, что сделали правильный выбор. В самом начале мне хотелось несколько другой концепции. Однако Артём (Артём Лобчук – гитарист группы – А.) настоял на таком подходе, за что ему большое спасибо! Большая часть работы по всем «плюшечкам», заложенным в треки – именно его заслуга, включая сэмплы и клавиши и прочие вещи. Всё это прекрасно там ложится. Он мой соавтор и сумел правильно увидеть какие-то вещи. В общем, в той концепции, что была принята, мы всё сделали правильно, мы высказались. Важно подчеркнуть, что к моменту начала записи, мы не играли практически пять с половиной лет. И мы собрались, и сделали заново этот материал. Причём добавились и новые песни. Если «Мой ангел» – мы много играли на концертах, то те же «Ресницы» появились уже в самом конце того нашего периода, перед остановкой. «Кто я» – абсолютно новая. А «Трамваи» – находятся где-то между.
– Интригуешь. Непонятно, чего ждать от вас по звучанию дальше.
– Забегая вперёд, скажу, что у нас после выхода EP появится сингл «Без имени». И это будет, да, женская лирика (смеётся – А.). Впрочем, и другой направленности песни тоже непременно появятся. Мы меняемся, двигаемся, переживаем какие-то моменты, и пишем об этом.
– Скажи, ты не пожалела о том, что после такой большой паузы, в которую много чего изменилось и в тебе, и в мире вокруг, вернулась к музыке? Ты получаешь удовольствие, находясь в процессе?
– Я безумно благодарна своей команде. Потому что они на протяжении всех этих лет всегда были рядом. Мы – друзья. Более того, мы остались в том же составе. Мы хоть и не играли, но творческой и человеческой связи никогда не теряли. Что касается паузы в целом, то мне кажется (пусть для кого-то это в корне не верно) иногда стоит поставить инструмент в сторонку и остановиться. А вообще, я никогда ни о чём не жалею. Строчки Андрея Дементьева: «Никогда, никогда ни о чём не жалейте» – можно считать моим девизом. Так что всё, что мы сделали – правильно!
Алексей «Алекс» Орлин
Фото предоставлено группой «ON.PLAY»