(впечатления от концерта Жоандера Сантоса)
Вы думали сначала, что будут просто танцы?!
Нынешняя странная зима, лишь местами похожая на привычную румяную и морозную красавцу, прямо-таки подталкивает к периодическим витаминным заправкам. Во всех видах. К музыке это относится в полной мере. Поэтому глаз радовался, а душа предвкушала, изучая в афише предстоящий концерт бразильского мультиинструменталиста Жоандера Сантоса и его квартета.
Не очень понимая термин «бразильский джаз», считал (уверен, что и не я один!), что нас ждёт феерия, которая закружит в карнавале игристых мелодий, под которые невозможно усидеть на месте. Фантазии рисовали, пусть редко, но уже случавшиеся в стенах филармонии истории, когда весь зал водит хороводы вместе с музыкантами, а потом разгорячённый – поёт, бисирует, не хочет отпускать.
В действительности нынешняя бразильская «пьеса» получилась совсем другой. Нет, зал и музыкант поняли и восприняли друг друга и подружились: аплодисментов и криков «браво» хватало; ближе к концовке действа зрители под чутким руководством Жоандера с энтузиазмом воспроизводили фрагменты его вокализов (особо отличалась, разумеется, галёрка). Но вот достигнуто это было совсем не тем способом, нежели виделось перед концертом.
Умиротворение пляжа и океанская волна, неспешно набегающая на берег
Мне представляется, что возможно самое главное для артиста – умение сыграть на своих козырях. Но ведь сначала нужно их найти?! Лидер квартета, в котором, кроме ещё одного бразильца, играет и парочка русских, первой же композицией продемонстрировал то, чем он собирается «брать нас в плен». Виртуозная гитара, блестящие аранжировки, позволяющие создать органически цельные и симпатичные номера, пластика Жоандера Сантоса, позволяющая ему, стоя практически на месте, совершать столь органичные движения, что их просто невозможно воспроизвести, будучи выросшим в другой физиологической стилистике. Что уж совсем удивило – так это полное отсутствие стремления раскачать зал вещами-«зажигалками». Манера Сантоса – достаточно ровное течение каждой. Они, собственно, и выстроены по одним лекалам: вначале ритмичный «заезд» в стиле самбы или босановы, далее выход в чистый джаз, где находится место для демонстрации возможностей каждого из участников квартета, затем возвращение в начальную фазу и красивая кода. И, вроде бы не происходит ничего особенного. Всё неспешно, раздумчиво. Однако, буквально короткое время спустя, ты начинаешь подмечать нюансы, составные части этой умиротворяющей, заставляющей входить в состояние релакса, игры.
Будучи отменным гитаристом, Сантос вовсе не стремится поразить воображение бесконечными запилами, что присуще многим гитаристам-лидерам бэндов. При этом играет он много, играет с огромной выдумкой, виртуозно, просто его умения столь умно спрятаны в общую палитру звучания, что гитара вовсе не выпирает, не перетягивает всё внимание на себя, хотя и несёт всю основную мелодическую и смысловую нагрузку. В том числе и потому что сам набор инструментов подобное предполагает изначально: гитара, тромбон, контрабас, барабаны. Неслучайно за плечами Сантоса одна из престижных южноамериканских консерваторий – он сумел в абсолютной органике спаять каждую составляющую вместе, чтобы на выходе получилось звучание – негромкое, но чистое, ровное, дающее возможность идти за главным инструментальным ходом. Отвлекаешься лишь тогда, когда один из инструментов выдвигается на первый план. Стоит отметить и ещё одну «фишечку» Сантоса – его постоянные диалоги с собственной гитарой. Они уместны, поскольку в выбранной стилистике (босанова и самба, переплетённые с джазом), диктующей и соответствующую вокальную подачу, достаточно трудно продемонстрировать, что ты умеешь делать именно как вокалист. Вокализы же позволяют поиграть голосом, показать его возможности. Сантос это прекрасно понимает и нашёл форму для более полного раскрытия, не видных на первый взгляд, достоинств. Во всяком случае, мне было чрезвычайно любопытно следить за этими фрагментами.
Дружба народов и окружение короля
Женатый на русской девушке, старающийся говорить на русском, много гастролирующий по России Жоандер Сантос, в полной мере успел оценить русское гостеприимство. К примеру, на Алтае, где его затащили в горы и вечером у костра угощали водкой (куда без этого?!), он познакомился с парнем, сыгравшим гостю песню, поразившую его в самое сердце до такой степени, что он включил её в свой репертуар. И сегодня она исполнена была в концерте, так же, как и «Я спросил у ясеня», звучащая в босанове и с бразильским выговором «я испросил у ясеня…» – трогательно и проникновенно. И, конечно, просто невозможно не отметить музыкантов квартета, чьи способности, артистизм, профессиональный подход, позволяют лидеру рассказывать то, что он хотел.
Признаюсь, меня просто поразил тромбонист Хупер Боско Дос Сантос. Дело в том, что когда заходит речь о босанове и самбе, сразу в гармонии представляется труба. Здесь же тромбон играл так, что заставлял забывать о сложившихся стереотипах. Тромбон Дос Сантоса звучит обволакивающе, без какой-либо примеси «жёсткой меди». Все, сыгранные им партии – это блеск! Просто невозможно оторваться от наблюдения за процессом звукоизвлечения. Большой мастер. Огромное удовольствие.
И, если в том, что касается трубы, я поклонник Петра Востокова, то такого тромбона в джазе, пожалуй, никогда не слышал.
Артём Баскаков на контрабасе, создавал столь причудливые рисунки, что, кажется, ни секунды не оставался без дела. Со стороны, особенно в моменты, когда он наполовину был погружен в тень, казалось, будто это не артист играет на контрабасе, а скульптор неугомонно ваяет что-то из приобретающего под его руками форму, материала.
Что касается барабанщика Алексея Денисова, то он знаком тольяттинцам, в частности по выступлениям в составе «Хоронько оркестра». Кроме этого, у него большой опыт работы именно с джазовыми составами. Я достаточно внимательно наблюдал за тем, что Алексей делает, и отчётливо понимал, сколь важна его роль в плетении столь причудливой «канвы». Мне показалось, что работать с квартетом, ориентированным именно на такую музыку, Денисову интересно. Во всяком случае, здесь более чем достаточно возможностей для того, чтобы предъявить собственные навыки. У него, впрочем, как и у всех музыкантов квартета хватало сольных «проходок». Другое дело, что они кардинально отличались от обычных, общепринятых, гастрольных, когда один из музыкантов играет 10 минут, а остальные уходят со сцены. У Сантоса в квартете, как, собственно, в джазе, все эти «номера» упрятаны внутри пьес и не затянуты: посолировал, выдвинулся на передний план, и достаточно, дальше – продолжаем вместе. Это и публику не утомляет, и шаблон восприятия разрывает.
Энергия радости
От самого Жоандера Сантоса исходит такая волна радости, что глядя на то, с какой любовью он выпевает нотки, как самозабвенно гладит свою гитару, с каким уважением относится к музыкантам, и как непосредственно, открыто общается с публикой, сам проникаешься настроением радостным, уютным. Как заметил в перерыве один известный тольяттинский гитарист: «Мы словно побывали на пляже в Рио».
Такие «прививки радости» – один из способов справиться с этой странной зимой.
Алексей «Алекс» Орлин