Конец лета и осень для музыканта, композитора Ярослава Сапожинского становится временем «горячим». Совсем недавно мы знакомились с его театральными мелодиями, и вот, новый релиз.
15 октября выходит композиция «Moscow Night».
Незадолго до премьеры мы поговорили с Ярославом. Постаравшись не только обрисовать процесс работы над новым продуктом, но обсудив принципиальные подходы к созданию оригинальных композиций и их дальнейшему продвижению.
— Давай для начала проясним вот что. Чуть больше месяца назад вышел альбом музыки для театра. Сейчас выходит сингл совершенно противоположной направленности. Пришло время выпускать «детей» в жизнь? Или, может быть, все совпадения случайны?
— (смеётся – А.) Тут можно сказать: «Что-то я давно не делал джазу». А если серьёзно, то на самом деле никакой особой стратегии не было. Просто летом получилось так, что сочинилась эта мелодия «Moscow Night». И тут, как у меня часто бывает, обнаружилось, что накоплено достаточно много материала – это и альбом «Мелодии для театра», о котором мы говорили, и следующий за нынешним релиз «Звезда по имени солнце», и собственно непосредственно «Moscow Night», и логичным выглядело решение как-то последовательно все это обнародовать.
— Когда ты работал над «Moscow Night», насколько быстро понял, что smooth jazz – именно та форма, в которой композиция должна, что называется встать, вписаться? Что именно она будет уместной?
— Тут можно, пожалуй, говорить о некой ассоциативности. Из окна московской квартиры было видно движение машин по МКАДу. Вечером это достаточно увлекательное, местами даже завораживающее зрелище. Когда ты смотришь с высоты и видишь, непрерывно движущуюся цепочку огней. Плавное движение, особенно, когда это происходит без пробок, меня всегда побуждает слушать именно лёгкую, не агрессивную музыку. Именно в один из таких моментов и появилось, сформировалось желание сделать что-то, соответствующее такому настроению. Внутри начала появляться мелодия. Кстати, хочу сказать о саксофоне, украсившем, как считаю пьесу, его присутствие было придумано сразу. То есть абрис мелодический начал складываться.
— Мне вообще кажется, тут очень важно поймать настроение. Особенно, когда мы говорим о самом «окрасе» пьесы, трека, композиции.
— Сто процентов! Всё складывается из деталей. Потому как накануне я гулял по вечерней Москве – был у Театра Эстрады, прошёлся по Маяковке, двигался по Бульварному кольцу. А днём раньше даже прокатился на речном трамвайчике, которые нынче функционируют как общественный транспорт. И в какой-то момент меня все эти видовые истории «догнали» и «накрыли». Что вылилось в мелодию «Moscow Night».
— То есть, если двигаться дальше, переходя уже к созданию продукта, ты изначально понимал, что тут нужны не сэмплы, а живые музыканты?
— Как ты сам понимаешь, изначально я начал делать наброски на компьютере. Более того, изначально была даже мысль оставить электронную ритм-секцию. Но затем от этой идеи отказался, решив, что всё должно быть максимально живым, дышащим. Поскольку понятно, что в электронных барабанах жизни нет. Разумеется, если мы не ведём речь о сугубо танцевальной музыке. Всё же я люблю даже в smooth-jazz, которому не чуждо электронное звучание, всё живое.
— Могу предположить, что тут ещё и всё сложилось. Потому что, приглашая записывать партию саксофона своего друга и давнего партнёра Ильдара Есакова, ты «толкнулся» от тех музыкантов, что с ним работают, что вылилось в запись, сделанную в Казани?
— Всё получилось несколько иначе. Я искал студию, расположенную поближе к нам, нежели Москва, чтобы записать рояль. Оказалось, что такая студия есть в Казани. И уже после того, как было принято решение писать рояль в Казани, я предложил музыкантам, которых ты, кстати, видел на концерте в «Кирпиче», поучаствовать в записи.
— В «Moscow Night», с моей точки зрения получился очень яркий, я бы сказал, выговариваемый рисунок. Более того, на мой вкус, она абсолютно соответствует тому времени года, в котором мы сейчас находимся. Это точно осень. Причём осень, которая у нас в этом году просто стала продолжением лета – на дворе октябрь, а погоды стоят чудные!
— Согласен! Вчера был в Астрахани, так там просто лето! А ведь уже октябрь. Посему, да, безусловно, «Moscow Night» — это история осенняя, причём, именно красиво-осенняя. Так что погода, безусловно, оказала влияние (улыбается — А.).
— Признаюсь, что, как только пошла мелодия, я стал улыбаться, столько в ней романтики, света, настроения…
— Ну, я рад, что такие эмоции вызывает трек.
— Волнение какое-то присутствует за неделю до премьеры? Или всё уже настолько привычно, что всё в рамках погрешности?
— Волнение присутствует, конечно. Мне, забегая вперёд, конечно бы хотелось, чтобы эту мелодию, как допустим, тот же «Dreams» взяло «Радио Джаз». Я хотел, чтобы её услышали люди. Потому что мне кажется, она действительно красивая, достойная, добрая. И я волнуюсь, конечно, волнуюсь, насколько она «зайдёт» людям, как её оценят.
— Спрогнозировать дальнейшую судьбу любой вещи практически невозможно, можно только гадать. Зато есть вопрос, на который ты вполне можешь ответить. Послушав трек, я сразу сказал тебе, что прямо в голове появляются вполне себе конкретные строчки. Возможно, что потом «Moscow Night» может получить и текст, став ещё и песней?
— Уф. Появляются варианты (смеётся – А.) Почему? Дело в том, что Лене (Елена Грачёва – жена Ярослава) — приснился сон, связанный именно с этой мелодией. Будто бы она играет в сериале как заглавная композиция.
— Кстати, вполне допускаю такой вариант!
— Вот и я тоже бы не стал исключать появления текста. Там, действительно, строчки укладываются в размер.
— При этом, нельзя не заметить, что ты оставил себе внутри композиции, помимо мелодии, достаточно фортепианных «кусочков». То есть тебе хотелось, чтобы главного инструмента было много.
— Объясню. Мне хотелось, чтобы это был именно smooth-jazz. То есть, когда мы используем только мелодию, без каких-то импровизаций на тему, это скорее обозначается как фьюжн. Здесь мне хотелось большей свободы. Ведь как, на мой взгляд, здесь прекрасно вписался Есаков! Он в своём соло точно передал характер пьесы. Понятно, что он точен и в мелодии, но здесь – восторг! Словом, именно потому, что мне хотелось сделать smooth-jazz, я и оставил два достаточно больших импровизационных куска – для фортепиано и саксофона.
— Всегда, когда у музыканта появляется интересный сингл, пытаешься понять – это начало какой-то истории, это этап работы над альбомом, или просто вещь в моменте? Тем более что сегодня время коротких форм. Другими словами, возможно ли появление альбома, состоящего из такого рода композиций? Ведь красоты и романтики сегодня явно не хватает.
— Задумки есть. Но пока хронология событий должна быть такой. Сейчас выходит «Moscow Night», дальше «Звезда по имени солнце», а примерно через месяц, хотя сейчас я боюсь загадывать, должен появиться EP, который будет называться «Last Train».
— Если брать, происходящее в твоей жизни в целом, то мне кажется, что как композитор, ты находишься в том моменте, когда тебе безумно интересно попробовать, поиграть, если хочешь совершенно разный «набор» мелодий. Тут и романтика, и театральная музыка, и уж совсем отдельная история «Звезда по имени солнце»…
— Это связано с тем, что я больше не хочу загонять себя в какие-то рамки. Считаю правильным, если стилистически сегодня хочется поиграть такую музыку, то я буду её играть. Потому что мне нравятся разные истории, в том числе люблю джаз-рок, играю и рок-композиции. Не вижу смысла себя останавливать.
— Мне думается, что профессионально ты вполне можешь это себе позволить.
— Да, и для меня это важно. Поскольку столько рядом отличных музыкантов, работая с которыми можно реализовывать любые идеи в части аранжировок. А нынешние технические возможности, позволяют и сольно добиваться именно того, что задумал.
— Чтобы ты мог сказать своим потенциальным слушателям перед выходом «Moscow Night»?
— Слушайте музыку и, вполне возможно, вы услышите в ней частичку себя.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Евгения Шейко P.S. В преддверии релиза «Moscow Night» вы вполне можете сделать пресейвы https://band.link/ti5I4 на удобной для вас платформе. Для музыкантов это очень важно.
