Группа «Нестабильность», состоящая из двух музыкантов, играющих на классических гитарах, – Евгения Лещишина и Александра Демидова выпустила свой первый альбом «Halo». Это послужило поводом для нашей встречи с Александром Демидовым.
Разумеется, в процессе общения, мы говорили не только о столь важном для «Нестабильности» моменте, но и о том, как парни позиционируют себя, и как представляют себе дальнейшие шаги.
– Саша, давай начнём с главного. Почему вы именно сейчас решились на альбом?
– В первую очередь, это связано с тем, что в этом году пошло активное развитие команды. Ведь на самом деле у нас проект существует с 22-го года. Наш первый выход таким составом (Демидов-Лещишин – А.) случился на фотовыставке в ТГУ, которую устраивала Яна Никольская. А ещё чуть раньше мы играли кавера на Голосова 20, и Яна нас там увидела, и, готовя выставку, вспомнила.
– Так она у вас просто «крёстная мать» (общий смех – А.)
– В какой-то степени так и получается. Дело в том, что, когда я ушёл из «ON.PLAY», Женя меня поддержал, и мы начали потихоньку выступать на достаточно больших площадках. На «Библионочи», на «Свободной среде». И сразу же столкнулись с проблемой авторских прав. После чего сели, подумали, и решили, что самым разумным будет писать собственные произведения. В этом году мы вышли в другой формат. Поняли, что наша музыка интересна зрителю. И пришли к моменту, когда надо делать страницу музыканта, записываться, регистрировать свой бренд. То есть сегодня, считаю, группа «Нестабильность» стала брендом.
– Предлагаю всё же вернуться к началу разговора и «застолбить» понятия. Так всё-таки вы выпустили альбом или мини-альбом, с твоей точки зрения?
– Для нас – это полноценный альбом. Пять произведений.
– Почему именно их выбрали для записи?
– Потому что они были доделаны, полностью готовы, доведены до ума. Было ещё желание записать одну пьесу, но она пока не доработана, там не хватает пары партий. Писались мы, кстати, у меня дома, на хороший микрофон, на хорошую звуковую карту. Женя всё сводил.
– Если говорить непосредственно об альбоме, то, безусловно, видно, как вы меняетесь. Есть явное движение вперёд. И, тем не менее, у меня сложилось впечатление, что в композициях есть некий элемент «недокрученности». Есть такое выражение: «Сыграть до точки». Мне, честно говоря, этого не хватило.
– Не знаю, что на это ответить…
– То есть сами вы довольны сделанным?
– Да, я очень доволен. Считаю, что мы проделали большую работу. В сети теперь есть наши произведения. Да и если взять ту же «Canzone», то мы её сделали по-своему. Вставили свои фрагменты, и обыграли их.
– Аранжировки – твоя работа?
– Нет, мы делаем их с Женей вместе.
– Раскрой секрет. Когда есть музыкант и автор текста – тут всё понятно. А когда два инструменталиста заняты мелодией – это как?
– Скажу, как это происходит у нас. В тех произведениях, что представлены, в основном я приносил какую-то основу, где был абрис и существовали недоделанные позиции. И мы начинали тему развивать. Женя начинал импровизировать, у нас появлялось настроение, какие-то картинки. Дальше уже определялись с партиями. Скажем, тот же «Город воспоминаний» мы сделали буквально за одну репетицию.
– Тут, что важно: по настроению совпадать, человечески совпадать, технически совпадать? Ведь играете-то вдвоём.
– Мы с Женей очень хорошо чувствуем друг друга. Интуитивно. Так получается, что Женя больше солирует. Ему гораздо лучше удаются быстрые пассажи, что связано с игрой на электрогитаре. Я не настолько техничен. У меня же лучше развита классическая техника. Я в некоторых пьесах добавляю перкуссию. У него нет такого навыка. То есть получается, что мы достаточно органично дополняем друг друга. Кстати, у нас сейчас в работе такая восточная, египетская, назовём её так, вещь. Женя её пишет самостоятельно, от и до. И сразу возникает вопрос, как раскладывать на две гитары.
-Что понравилось. В ваших композициях – есть настроение. Тематическая главная линия – присутствует. Если осень, то она очень своя…
– С этой композицией связана интересная история. В сентябре мы играли на открытии библиотеки в Шлюзовом. И мы в какой-то момент с Женей вышли на улицу, чтобы чуть вкатиться, прорепетировать. Было тепло, падали листья. Сразу появилась идея сделать клип, поскольку в моменте всё совпало: настроение, состояние, антураж…
– Дуэт – история, с одной стороны очень удобная: вы мобильны, компактны, прыгнули в машинку, загрузили две гитарки, и погнали. Однако вы себя позиционируете не как дуэт, а как группа «Нестабильность». В самом обозначении проекта заложен вариант возможного расширения.
– Начну издалека. Само название имеет комедийную основу. В 15 году мы с парнями играли симфометал. И, когда на репетициях возникали паузы, я брал гитару и придумывал какие-то шуточные песенки. Представляясь этакой группой «Нестабильность». Это продолжалось года три. И было известно в дружеском кругу. Об этом вспомнила Яна Никольская в 22-м году, уже не шутя…Что касается состава, то как музыканты, ориентированные на неоклассику, мы, скорее всего, останемся дуэтом, поскольку с учётом всех жизненных обстоятельств (у Жени родился третий ребёнок) – нам удобно быстро собираться и коротко репетировать. При этом у нас есть мысль в следующем году попробовать рок-формат. Сделав из этих же произведений что-то в духе хэви-метал. Вот, тогда придётся искать барабанщика и басиста. Тогда появится уже полновесная группа (улыбается – А.)
– Ты знаешь, за всё время развития рок-площадки в городе, было не так уж и много чисто инструментальных проектов. В первую голову приходит на ум дуэт абсолютно роковый «SD» (Рогожин-Лебедев), а также «Эмпатия», которая, будучи ориентированной на неоклассику, сумела с набором классических инструментов (виолоночель, скрипка, гитара) зайти на все рок-площадки и закрепиться там. Говорю это к тому, что в принципе, в инструментальном варианте продвигаться гораздо сложнее, нежели исполняя песни.
– Согласен. Для меня инструментальная музыка – самый сложный формат, в котором я когда-либо играл. Потому что ты же через руки должен передать свои эмоции зрителям. А ещё дать динамику и рассказать историю. Это очень тяжело.
– Однако вы же за него взялись.
– Тут такой вариант – поддержка друга. Сначала я играл в группе, а ему этого очень не хватало. И мы начали понемногу готовить акустические блоки, поскольку «ON.PLAY» тогда много заходил на акустические площадки. Потом я ушёл из команды, Женя в неё зашёл, но возникла пауза достаточно длинная. Во время которой мы и приняли решение возродить «Нестабильность». В общем, всё сложилось во многом ситуативно.
– А почему был выбран вариант именно акустической гитары? Вы же легко могли, к примеру, остановиться на дуэте и двух электрических?
– Во-первых, мы исходили из того, что инструментальной музыки очень мало, во-вторых, ещё меньше тех, кто пытается выйти к публике, используя классические гитары. Замечу, что мы постепенно меняемся. Я тут двенадцатиструнную гитару приобрёл. И во время последнего выступления мы миксовали – Женя играл на классике, а я на двенадцатиструнной. И в следующем году мы хотим несколько произведений записать, используя двенадцатиструнку и классику с металлическими струнами. Уверен, даже знакомы вещи, должны зазвучать иначе.
– Вы достаточно активно сегодня выступаете, на разных площадках. Концертный опыт пригодился во время записи?
– Нет.
– Почему?
– Мне в принципе очень уютно играть дома. И сама запись, хоть это и несколько иное, тоже прошла достаточно комфортно – вы сидите с другом, и записываетесь. А на концертах мне именно «в двухе» было поначалу достаточно сложно. У меня был сильный зажим. И вот этого психологического момента удалось избавиться именно за счёт того, что мы много стали играть. Так что было бы неправдой, что именно концертный опыт помог мне работать над записью. Хотя, безусловно, я вижу, как мы меняемся.
– Публика имеет значение для «Нестабильности»?
– Имеет. Скажем, фестиваль «АКУСТИКА» – это наша среда. Мы отлично выступили в «Дилижансе», и очень надеемся, что ещё удастся это сделать. Классно играть с комфортным звуком и светом.
– На сольники собираетесь замахиваться?
– У нас пока есть программа на тридцать минут. И второй момент – считаю, что зрителя нельзя «перекармливать» инструментальной музыкой, он устаёт. Скорее надо говорить о концерте на двоих. То есть мы можем с Эйнаром Аглетдиновым, например, сыграть.
– Если взять за отсечку день сегодняшний, то чего бы хотело видеть через город в части вашего развития и продвижения?
– Хотелось, чтобы появлялись новые вещи, чтобы мы попробовали себя в рок-формате, поработали над записью. А вообще я очень бы хотел сыграть на большой площадке, к примеру, в филармонии, чтобы почувствовать, что это такое.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Яна Никольская