«FM» сумел удивить. Парни выпустили новую версию своей известной песни «Последний тёплый день». И дело вовсе не в том, что они пошли на смену названия (хотя и «П.Т.Д» – явно привлекло внимание), а в том, что песня заиграла совершенно новыми красками. Более того, у них получился трек, словно бы наполненный другим смыслом.
О том, как они решились на такую «реинкарнацию», а также о последних событиях, происходящих в «FM», мы поговорили с лидером команды, её главным автором Сергеем Шмелёвым. Поговорили, как ни странно, возможно, в последний погожий денёк уходящего «осеннего лета».
– Знаешь, на самом деле, не так часто встречаются истории, когда вещь, написанная давно, вышедшая в альбоме («Счастье», 2015 год – А.), постоянно играющаяся на концертах, не просто зазвучала по-новому, а получила другую жизнь.
– Совершенно другую. Согласен. Не знаю, вспомнил ли ты, но изначально у неё было три куплета. Причём там шло так: куплет-припев, куплет-припев, а потом ещё половинка куплета. Так, вот, мы её убрали. Трек стал звучать на минуту меньше, получился такой ротационный вариант (улыбается – А.), удобный для радио. Но смысла она, на мой взгляд, не потеряла, просто зазвучала иначе.
– Технологически «тяжёлое» начало мне показалось – явным отсылом к «депешам»…
– Есть такое. Ты же знаешь, мою любовь к ним. Но, тут надо рассказать, как всё получилось. Изначально это была не моя идея. Наш гитарист Саша Бутенко сказал мне, что у него есть один любопытный «кусочек». То есть он придумал интересный ход, меняющий само звучание. Мне зашло. Но Саня тут же поставил условие, что спеть надо будет совершенно иначе, не так, как я это делаю обычно. То есть Сашка выступил в этой записи настоящим саунд-продюсером, добивающимся именно такого звучания, какое он придумал. Если брать непосредственно работу с голосом, то он практически «вручную» выстраивал каждую, спетую мной строчку.
– На выходе получили холодный, такой отстранённый вокал, существующий будто бы отдельно. И именно это выглядит чертовски привлекательно, работает на создание образа.
– Именно. Я тут пошёл за ним, и старался выполнить то, что он просит. От меня точно не требовалось демонстрировать свои вокальные возможности, надо было точными штрихами подчёркивать смыслы.
– Правильно ли понимаю, что именно Бутенко предложил взять в работу эту конкретную вещь? Было же из чего выбирать. Песен за эти годы написано много.
– У него появилась идея. Потом – набросок. А я уже включился, поскольку увидел, как необычно может получиться.
– Признаюсь, когда получил от тебя демку, то даже слушать сначала не стал, отложил. С мыслями, типа, ну, что, я эту песню не знаю… А, когда спустя пару дней послушал, то понял, да, точно не знаю…
– Мы старались (общий смех – А.)
– Обратил внимание на классный, такой наползающе-исчезающий басовый ход, идущий аккурат перед припевом.
– Это всё Сашка. Он прекрасный аранжировщик. В построении качественного саунда мне просто не с кем его сравнить, если честно. А ещё очень важно, что мы с ним друг друга чувствуем. Это большая удача! Часто встречаюсь с музыкантами из других групп, и когда слышу рассказы о том, что у них происходит внутри, не понимаю, как они ещё и играть вместе умудряются. У нас нет подковёрных игр. Что думаем, говорим друг другу в глаза.
– Это есть гут, безусловно. Однако вернёмся к «П.Т.Д.» Тёплые, я бы даже сказал, светлые гитарки в самой концовочке – это желание как-то подсветить коду?
– Так ведь песня, несмотря на нынешнее её решение, всё равно светлая, добрая, там про надежду…
– Ну, не знаю. Может быть, конечно. Но скорее, она вообще получилась про другое, на мой взгляд. Я бы сказал, что нынешняя версия более философская что ли, заставляющая взглянуть на мир пошире. Она слушается не как песня про последний тёплый день (столь актуальную ситуацию для нас в этом году), она про последний тёплый день в отношениях этих людей, или в этой истории, или в чём-то ещё. Перед глазами образ человека, прокрутившего в голове целую «плёнку» воспоминаний, прожившего и переосмыслившего их заново.
– Не буду спорить с такой версией. По мне так и первый вариант был совсем не про осень.
– И мы оба понимаем, что звучать она стала более стильно.
– Конечно! Там столько придумок. Ты оценил, какие бэки сделали в концовочке.?!
– Ещё я оценил барабаны. Так понимаю, что писали электронные, использовали сэмплы?
– Да. Тут, как раз, просматривается «Депеш Мод», живяк так звучать просто не мог. Здесь требовался именно такой подход.
– Уже сегодня можно говорить, что песня «зашла» слушателям. Она звучит в эфире радио «Август». И это абсолютно правильная история, когда наши тольяттинские группы представлены в эфире единственной городской радиостанции.
– Это приятно и правильно.
– Чуть расширяя тему разговора, предлагаю поговорить и об изменениях в группе. От вас ушёл многолетний драммер Василий Пирогов.
– Сразу скажу, что мы расстались «без драки и без слёз», у нас нормальные рабочие отношения, мы продолжаем сотрудничать. Более того, Вася помогает нам в подготовке нового барабанщика, советует, подсказывает. А место за барабанами занял совсем ещё молодой парень Никита, откликнувшийся на предложение поработать мгновенно, и к первой же репетиции, выучивший все восемь треков, что я ему скинул. Пока мы им довольны.
– Когда ты представлял слушателям «П.Т.Д.», то сказал, что вы постепенно начинаете выкладывать последние наработки.
– Задумок много. Есть такие многострадальные вещи, которые требуют какого-то специального подхода. Некоторые мы много раз начинали записывать, и столько же откладывали. Не попадали в настроение и состояние. Не понимали, что делать дальше. К примеру, «Бродский». Тяжёлая песня, если сделать по-быстрому, тяп-ляп, уйдёт смысл. А хочется показать и характер, и душу. И, знаешь, снова в дело вступил Саша. Предложил вариант. Даже «рыбку» записали. Говорить пока рано. Но, когда он прислал мне вступление, то у нас пошёл Джо Коккер и Брайан Ферри (смеётся – А.)
– То есть в ближайшее время можно ждать новинок?
– Жёстко привязываться по времени не будем. Ты же знаешь, мы никогда этого не делаем.
– При этом вы, насколько понимаю, даже не смотрите в сторону альбома?
– Да, сосредоточены на синглах, в лучшем случае на EP.
– Как ты чувствуешь, вы в какой точке сегодня находитесь? Насколько вы сегодня: готовы, хотите, можете – двигаться и продолжать?
– С учётом пройденного пути (а думаю, я уже имею право так сказать) совершенно нет желания что-то кому-то доказывать. Всё уже случилось. Мы всё про себя знаем. Знаем, на что способны. Можно сказать – мы просто хотим делать хорошие песни.
Алексей «Алекс» Орлин