(предваряя релиз)
27 сентября на всех цифровых платформах появится новый альбом Ярослава Сапожинского «Ego piano». Накануне релиза мы встретились с Ярославом, чтобы поговорить о материале, который изначально, начиная с идеи, выглядел необычно. То есть Ярослав решил собрать и выпустить сольный альбом фортепианной музыки. С учётом того, что мы говорим о продукте музыканта, создавшего сразу несколько разноплановых составов, работающих в линейке – от джаза до популярной музыки, ожидаемым такой шаг точно не назовёшь.
– Предлагаю начать с появления идеи записать именно такой альбом. Ты толкался от того, что созрело желание показать, ещё и в таком варианте, свои ремесленные, профессиональные навыки, от того, что хотелось показать, что сегодня мелодия может звучать не только в обработанном виде, а просто на чистом звуке? Что лежало в основе?
– (улыбается.) Всё гораздо проще.В ранее вышедших моих альбомах было две сольных фортепианных композиции, по одной на диск. В череде событий последних лет (ковид и т.д.), когда не было возможности записывать бэндовые вещи, появилась идея, почему бы не записать именно полновесный альбом сольных фортепианных произведений?! Это очень напомнило картину создания альбома «Music da insta», когда оказавшись без музыкантов, я решил не терять времени, и записать самостоятельно альбом. Так и здесь. Имея некую «базу» в виде пары вещей, я решил, что вполне можно «продолжить линейку» и сочинить ещё несколько пьес.
– Важно запустить процесс, а дальше пойдёт?
– И да, и нет. То есть, признаюсь, я давно хотел сделать что-то подобное. Скорее несколько иначе представлял себе сам процесс работы. Мне казалось, что постепенно начнут появляться по одной пьесе, и как-то накапливаться, а вышло совсем иначе, гораздо быстрее. И потом, ты же правильно подметил, что, может быть, это ещё и более полно демонстрирует ремесло. Потому что у меня в альбомах звучат: то оркестр, то саксофон, скрипка, другие инструменты, что вполне органично для той музыки, которую я люблю. А тут, видимо, созрел именно для такой истории. Может быть, в какой-то степени не хватало мелодической реализации. Здесь представлены другие мелодии, нежели в предыдущих альбомах «Listen to her» и «Music da insta». И это ещё одна из сторон моего творчества. Параллельно Лена (Елена Грачёва – жена и менеджер – А.) предложила идею названия. Исходя из посыла, что фоно – мой альфа-инструмент, отсюда и «Ego piano».
– Другими словами, хотелось показать исключительно свой подход к тому, как должны звучать эти композиции в понимании автора?
– Все понимают, что в ансамбле, всегда можно, условно говоря, прикрыться, понимая, что коллеги подставят плечо, подстрахуют. А здесь ты абсолютно один, если хочешь, обнажённый, никуда не спрятаться. Неслучайно первым названием альбом было «Обнажённое пиано». Хотя всё же в процессе от него и отошли.
– Сложно ли было добиться качественного звучания сольного инструмента, когда важны любые штрихи и полутона? Всё же большинство студий сегодня заточены на работу с набором инструментов.
– Всё так. Поэтому, не имея возможности писать живой рояль, исходил из того, что имел в доступе. Замечу, что в этом альбоме – симбиоз звуков: есть и сэмплы, в том числе.
– Серьёзно? Я, вот, даже не вычленил… Было ощущение, что это звучит исключительно фоно.
– И это хорошо! (улыбается – А.), значит, всё сделано правильно. Кстати писали в разных условиях. Например, «Танго последней рюмки» записано в Крыму, в Севастополе, где я был в командировке.
– Главной задачей было, насколько понимаю, полноценно донести до слушателя именно мелодии. А способы для этого могут использоваться самые разные.
– Не вижу ничего страшного в использовании компьютерных технологий в современных реалиях. Надо отдать должное и звукоинженеру. Сделать из миди – такой саунд, чтобы он не вызывал бы отторжения, дорого стоит! Артур Уразгулов поработал очень качественно.
– Пора переходить непосредственно к материалу. Он получился, на мой взгляд, разноплановым. Скажем, открывает альбом целый каскад из четырёх пьес, очень чувственных, с ярко выраженной мелодикой. Для меня, по настроению, они очень совпали с приходом осени. Такая компоновка – сознательный ход?
– Хороший вопрос. Тут, думаю, можно говорить об индивидуальном восприятии. Например, первую вещь альбома «Piano ego», скажу честно, написал за несколько минут. То есть, по сути, это – один дубль. Без редакции мелодии вообще. После наших с Леной обсуждений, когда мы много говорили именно о том, что есть сцена, есть музыкант, остающийся один на один с инструментом, с залом… Видимо всё это как-то наслоилось… В результате – смена гармонии, да и всё остальное, настолько последовательно сложилось, что сыграв, я послушал, и решил – ничего менять не буду.
– Тем не менее, ты же расставлял вещи в каком-то, тебе понятном порядке. И, скажу изрядно удивил – шуткой, идущей под номером 5.
– Она называется «Танго последней рюмки». Просто на английском языке сложно назвать
– Почему именно на английском?
– Ну, во-первых, музыка – это международный язык, и всё-таки питаю надежды быть услышанным в разных странах.
– Тут явно хотелось как-то оторваться. Именно в этой вещи есть масса звуков, работающих на создание ресторанной атмосферы. Ты именно так и хотел – «сменить план», немного взбудоражить?
– Сначала возникла просто идея танго. Я хотел, чтобы такая мелодия была в альбоме. Более того, она и называлась «Танго последней встречи». Но в процессе, наигрывая мелодию, переходя к сочинению второй части, мне не очень нравилось, что мелодия получается такой «тянучей», и тогда я начал шутить и пришла, вот такая идея – сделать «Танго последней рюмки». Ты же знаешь, бывают такие истории, когда ты сидишь в обществе, и понимаешь, что тебе настолько всё наскучило, и тут, как говорится: «Ваш выход!» (смеётся – А.) И ты идёшь в отрыв, и всё вокруг меняется кардинально.
– Двигаемся дальше. В конце альбома случились две пьесы, которые меня по-настоящему удивили. «The story of loneliness» – выглядит как прямой отсыл к классике, причём русской.
– Она, кстати, из альбома «Music da insta». Согласен, какие-то отсылы к русской классической музыке в ней действительно есть. Так как первое образование классическое, академическое, его же никуда не денешь. Даже с «великим и ужасным» Уолтерoм Афанасьевым, написавшим массу хитов для больших звёзд (Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Селин Дион) мы говорили о его тяге к русской классике (Ярослав работал в команде Уолтера на проекте «Главная сцена» – А.) Это же – основа и глубина!
Что касается этой композиции, то она явно выбивалась из альбома «Music da insta», а здесь, за счёт фортепианного звучания выглядит вполне органично. Мне нравится, что в ней есть глубина. Да, это не многочастная форма, но тут было, что сказать и показать за эти три минуты.
– Последний в альбоме трек посвящён Волге. И тут, я, может быть, впервые у тебя услышал явно народнические нотки.
– Абсолютно точно. Факт – мы живём в уникальном, удивительно красивом месте. А дальше скажу, что мне вспомнился номер, который исполнял танцевальный ансамбль «Самоцветы», которым руководили мама и папа (Татьяна Леонтьевна и Геннадий Аркадьевич – А.), по-моему, он назывался «Волга-хоровод», где двадцать девушек в кокошниках, платьях в пол, просто плыли настоящим ручейком.
– Получается такой месседж в сторону тех, кто так много значил, и значит в твоей жизни.
– Здесь вообще всё собралось. Прекрасно понимаю, что эта мелодия более чувственно звучала, если её сыграть на баяне, особенно в высоком регистре, плюс требовались дополнения в виде домры, балалайки, оркестра… То есть вопрос стоял, как сделать её на фортепиано, сохранив народную основу. Мне кажется, что у меня получилось.
– Совсем скоро альбом уйдёт к слушателям, ты отпустишь его. Что останется внутри?
– Однозначно, я испытываю удовольствие, и я горд этой работой. Я прекрасно понимаю, что я не блестящий виртуоз, не выдающийся пианист, но, тем не менее, – это я написал, я сыграл, это мои мысли, мои руки…моё эго. Для меня – это достаточно смелый шаг, и рад, что я его сделал!
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Евгения Шейко