С лидером и фронтменом группы «Чеширский Дом» Александром «Рокером» Старковым мы встретились, чтобы прояснить нынешнее состояние одной из самых ускользающих групп Тольятти. В процессе разговора, вспомнили истории из недавнего прошлого, обсудили текущий момент и выяснили, что много лет заставляет нашего героя оставаться в деле.
– Примерно полгода назад мы вдруг совместно сформулировали с тобой одну «вещь», сойдясь во мнении, что «Чеширский Дом» начал соответствовать своему названию, ну или смыслам, которые в него могли быть вложены. То есть, он внезапно появляется
– (улыбается – А.) и также внезапно исчезает.
– Я бы даже сказал, растворяется.
– Чтобы потом собраться как-то вновь. Я, правда, не знаю, какой смысл изначально вкладывался в это название, поскольку пришёл в уже готовый проект. Но, по крайней мере, сейчас всё выглядит именно так. Вообще всё взаимосвязано и логично.
– Вот и давай уже расставим все точки над ё. «Чеширский Дом» в реальном времени, как действующая группа, она существует? Потому что этот вопрос задают постоянно.
– Помнишь, как в той сказке: «Пациент скорее жив, чем мёртв».
– Не уходи от ответа.
– Скажем так. Меня вполне устраивал акустический состав: я, Людмила (Шкодникова, укулеле, вокал, флейта – А), Олег (Бернотас, бас – А.), и Екатерина (Ткаченко, перкуссия – А.). У Екатерины случилось радостное событие – они с мужем ждут ребёнка. Поэтому она приняла решение из группы уйти. Подчеркну, из «Чеширов» вообще никогда никого не выгоняли. У нас всегда всё строилось на дружеских взаимоотношениях. В общем, из-за такой вот ситуации у нас отменился недавний концерт на Голосова 20. При этом совершенно не хочется ставить на «Чеширах» крест.
– То есть официально вы о роспуске не объявляли. Живёте в таком режиме свободного сбора: есть возможность, собрались, поиграли, нет, ну и ладно.
– Да мы, собственно, всегда так и жили.
– Разве?
– Ну, если только не считать самый серьёзный пик активности с электрическим составом, который пришёлся на период с 15 по 20-й годы. С тех пор поменялся очень сильно состав. Андрюха (Королёв – А.) уехал в Москву. Вслед за ним, год спустя туда же перебрался Ваня (Шкодников – А.) В конечном итоге мы опять остались вдвоём с Олегом. Так и начался акустический этап. Решили поиграть, пригласили Катю, с которой давно дружим. Выяснилось, что у неё тоже соскучились руки по барабанам. Первый концерт сыграли втроём. А после отъезда Ивана в столицу, нарисовалась Люся. И тут акустический вариант «Чеширского Дома» зазвучал.
– Вас очень тепло принимала публика. Это можно было видеть и на концертах, и по реакции в соцсетях.
– Это связано, считаю с тем, что между нами сложилось очень хорошее взаимопонимание. И потом, признаюсь, мне лично очень нравится акустический звук. Это идёт, наверное, из детства, с ранних альбомов «Аквариума».
– В которых, и без электричества, было достаточно драйва!
– Да, да! Мы порой оттуда какие-то песенки таскаем. Ту же «Рыбу», например, с альбома «Ихтиология».
– Совершенно замечательная вещь!
– И мне кажется, она у нас неплохо очень получилась.
– Расклад ваш нынешней жизни мы прояснили. Он понятный. Но не убийственный ли? Поясню. Каждая группа, каждый проект как-то пытается развиваться. Когда всё происходит лишь время от времени, когда то ли поиграли, то ли не поиграли, то трудно делать следующий шаг.
– А, давай, я тебе главную новость приоткрою. Я же не случайно пришёл на встречу с гитарой. Как делать акустический проект без перкуссии? Правильно, никак! Так, вот, мы уже нашли человека. Одна репетиция уже была, а сейчас я отправляюсь на вторую. Теперь ты понимаешь, почему я отложил нашу встречу на неделю? Послушали, поиграли вместе. И, знаешь, есть смысл! Буквально на лету всё схватывает. А это очень важно. Словом, первое выступление пройдёт уже совсем скоро – 15 февраля в рамках «Свободной среды».
– Удивил. В который раз, вы снова в игре!
– Именно! Более того, собирались мы прошлый раз все вчетвером. И хотя на данный момент Люся, которую ты назвал «плавающим элементом» снова отсутствует, но к концу недели обещала вернуться. Да, собственно, нам пока и втроём точно есть, чем заняться.
– Давай подробней насчёт того, что есть, чем заняться. Новые-то вещи приходят, они появляются в репертуаре «Чеширов»? Помимо тех песен других групп, что вы берёте в работу и делаете по-своему?
– Не так быстро, как хотелось бы.
– С чем связываешь? Состояние, настроение, быт?
– Общая загруженность, общая суета, не дающая посидеть спокойно, сосредоточиться. Работа, быт – всё как-то вместе… Ко мне уже несколько лет песенки приходят так: стою на балконе, курю, смотрю на перекрёсток Мира-Советской и вдруг в голову приходит какая-то фраза. И я так: «О, надо записать!» Потом уже из этого, в процессе что-то начинает получаться. И ещё. Уже два года бываем на закрытом фестивале под Самарой, который устраивают ребята из Сбера. Там не так много собирается народа, может, человек 200. И нет такого, чтобы кто-то кучковался по углам. Все объединены. И в воздухе творится что-то волшебное. И каждый раз, возвращаюсь оттуда в приподнятом настроении, с новыми идеями. Кстати, недавно даже гимн для этого феста написал, надеюсь, удастся записать. Рассчитываю в этом смысле на помощь Андрея Закурдаева. Поскольку это уже такая, серьёзная студийная работа.
– Раз уж речь зашла о Закурдаеве, то ваш альянс, как-то не слишком себя проявляет. Да, была «АКУСТИКА-21», где вы сыграли и твои, и его вещи, но после этого в публичном пространстве – тишина. Согласись для периода сотрудничества в пару лет, маловато будет. Что тормозит процесс, что мешает? Или, может быть, у вас упор сделан именно на студийную работу?
– Тормозят обычные дела – быт, работа, семьи. Мне крайне сложно представить, что после разговора с тобой и репетиции, я приеду домой, возьму гитару, подключусь, и что-то запишу. Мне же не дадут! Дочь не видела целый день, соскучилась. То же самое и у Андрюхи.
– И всё же хотел, чтобы ты сформулировал, а чего стоило ждать от этого проекта: ваших нечастых выходов вдвоём, полновесной группы, студийных записей? Какой вы в это вкладывали смысл?
– Изначально мы хотели сделать группу. Даже подбирался очень неплохой состав. Меньше думали насчёт живых выступлений. Считали, что сначала надо создать какую-то программу и как-то зафиксировать её. Чтобы дальше можно было говорить о живых выступлениях. И так-то, в принципе, всё возможно!
– А вы материал специально под проект делали? Или это были вещи, которые ты был готов играть и с «Чеширами», и здесь?
– Ну, вот, та моя вещь, которую мы играли на «АКУСТИКЕ», я её писал, в принципе, специально под этот проект. Потому что на тот момент было совершенно непонятно, что с «Чеширами». А когда уже собрался акустический состав, то я эту вещь почему-то на репетиции уже и не выносил. Важно и то, что в ней мне с музыкой очень помог Андрей.
– Ещё одна тема, которую мы с тобой недавно обсуждали. Если хочется быть постоянно действующей «боевой единицей», то почему ты не рассматриваешь для себя вариант сольных акустических выходов? Сегодня многие лидеры наших команд их практикуют.
– Ты знаешь, я за все эти годы настолько привык к плотному саунду «Чеширов»… Может быть, это мои «тараканы» в голове, но мне кажется, что я один с гитарой звучу как-то неполноценно что ли.
– Может тебе просто спокойней от того, что музыканты рядом? Хотя ты столько лет на сцене…
– Да нет, я, наверное, за столько лет привык к «чеширскому» саунду. Что, если вдруг появляется какая-то пауза, в ней обязательно кто-то звучит. И, когда я играю один, и эту паузу никак не выкинешь, и она мне кажется такой пустой и невыразительной.
– Может, стоит попробовать просто записать несколько вещей, и послушать себя со стороны?
– Может быть. Благо сегодня техника позволяет это сделать даже в домашних условиях.
– Поднял эту тему не только потому, что сегодня многие клубы предпочитают приглашать одиночек, но и в силу того, что тебя не надо убеждать в преимуществах акустического саунда.
– Тут даже спорить не о чём. В акустике вещи звучат совершенно иначе, нежели в электричестве.
– На разных этапах ты находил, так понимаю для себя разные стимулы, чтобы двигаться дальше. И проект программ наших групп в старой ещё «Овации», когда тебе пришлось контактировать со всеми бандами города, и блюзовый состав, и «Чеширы» – большой опыт, разные моменты. И непременно возникает перед самим собой вопрос, а зачем?
– (смеётся – А.) Ну, тут надо вернуться на много лет назад. Когда я только начинал осваивать гитару, у меня был очень серьёзный стимул. Мне 13-14-летнему пацану – хотелось нравиться девчонкам! Поэтому я часами просиживал с гитарой. Тем более перед глазами был пример одноклассника, который уже неплохо играл, и мне хотелось, как минимум, так же. А ведь вокруг него крутились девчонки (общий смех – А.)! Очень большим пинком под пятую точку стал момент, когда меня пригласили на ритм-гитару в собравшийся вновь, после длинной паузы, «РИО. Вокруг бомбы». Длилось всё недолго. Но сам момент, что я стоял на одной сцене с такими профи – серьёзно на меня повлиял. Сашка Бутенко просто очень много вложил в мою голову. А дальше – у меня писались какие-то свои песни, хотелось их показывать, выносить на публику. Чем не стимул?! А если брать стимул сегодняшний, то (задумывается на минутку – А.) просто нравится! Мне нравится играть, нравится репетировать со своими музыкантами, я получаю от этого огромное удовольствие.
– Музыка – это?
– Это воздух!
Алексей «Алекс» Орлин