Сапожинский

(впечатления от нового альбома Ярослава Сапожинского)

Складывая образ

 Каждое время диктует свой подход к продвижению продукта, музыкального в том числе. Сегодня выход любого альбома непременно предваряется выходом синглов. Вот и задолго до того, как появился сольник Ярослава Сапожинского «Music da insta» слушатели могли познакомиться с некоторыми треками. Давало ли это возможность представить себе настроение, готовящегося материала? В какой-то степени. Во всяком случае, по «Байцзю», «Рождественским снам для маленького Дэвида» и «Мемори» можно было оценить принципы подхода к сложению материала и понять его концепт. И, тем не менее, после официального релиза альбома было любопытно «сложить пазл» целиком. Поскольку здесь треки подобраны и расставлены в определённом порядке, и их последовательность непосредственным образом влияет на общее настроение.  Когда все «клеточки» заполнены, выпущенный в свет «ребёнок» начинает жить своей жизнью.

  Напомню, так как сама идея создания совершенно нехарактерного для Ярослава сольника  из желания сочинить некие мелодии, которые бы отлично укладывались под материал, выкладываемый в instagram, то они, по определению, должны вызывать, извлекать из нас какие-то картинки, образы, которые позволит услышать нам та или иная мелодия. И вовсе не обязательно, чтобы у нас рисовались те же картинки, которые представлял автор. В этом, собственно, и прелесть, любой истории – каждый слышит свою.

Бродя по «галерее»

Открывающий альбом «Лавандовый туман», заманивает раздумчивым битом. Ты словно бы погружаешься в атмосферу Востока. Где качается на ветру одинокая пальма, и отчётливо ощущается близкое присутствие зыбучих песков. И откуда-то издалека пробивается голос женщины, темнокожей, певучей, укладывающей ребёнка спать.

 Не нуждающееся в переводе «IBM-диско», возможно, кого-то просто заставить вспомнить время, когда модно было  устраивать «танцы продвинутых роботов». Меня же воображение увело в сторону дорогого ночного клуба, где нет разгула, где даже под диско танцуют достойно и красиво. Придуманная автором «квакушка» в центре композиции явно рассчитана на то, чтобы взбодрить, добавить настроения, ну и сэмплированные дудки пришлись как нельзя кстати. А ярко выраженная, ведущая за собой сквозь диско-лабиринт мелодия, – делает всю архитектуру вещи цельной.

 «Джазовое настроение», идущая в альбоме третьей уже попала в трек-листы первого ряда. И этому  вряд ли стоит удивляться. Ну, во-первых, джаз – главная и большая любовь Ярослава, музыка, которой он бы занимался беспрерывно, во-вторых, джазовые мозги музыканта вели туда, куда надо вести – на дорожки осеннего парка, где так хорошо немножко погрустить, любуясь жёлтыми листьями, качающимися на поверхности пруда.

 «Байцзю» мы достаточно подробно представляли в момент её появления. Поэтому вроде как нет смысла повторяться. Лишь несколько штрихов. Невозможно не оценить мощный басовый рифф, на котором построена первая часть пьесы, сразу заставляющий подобраться, сгруппироваться, подтянуться. И поскольку термин самым непосредственным образом связан с Китаем (байцзю – рисовая водка), то память услужливо извлекает файл, где непременно тростник и река.

 «Водопад». Здесь вся аранжировка сделана так, что ошибиться с тем, что ты слышишь практически невозможно. Вода – ниспадающая, растекающаяся, льющаяся, капающая – в полном объёме.

 «Рождественские сны для маленького Дэвида», самый, пожалуй, легко представляемый и трактуемый трек альбома. Он буквально пропитан радостью от подарка, преподнесенного судьбой незадолго до Рождества – от рождения сына. Обволакивающие тепло и нежность – доминанта этой композиции.

 «Мемори», посвящённая, напомню, Уитни Хьюстон, у меня ассоциируется с подборкой чёрно-белых фотографий. И почему-то на них певица не на сцене, а в закулисье, в общении с друзьями, с близкими людьми. Вот она улыбается фотографу, вот выплясывает с друзьями, вот что-то шепчет на ухо помощнику, лукаво улыбаясь… И есть свет, падающий под разным углом, и есть ощущение грусти и уюта одновременно.

«Кукольные слёзы» – снова «захватывают в плен» мощным, прокачивающим басом. Подчёркиваю это ещё и потому что Ярослав сыграл партию сам, живьём. Что касается образа, то тут не всё так однозначно. Вроде бы, исходя из названия, должен, даже обязан быть повод для печали. Но отчего-то я скорее видел для себя какую-то романтичную историю. Более того, вовсе не грустно заканчивающуюся.

 «История одного одиночества» – не выбивается из альбома смыслово, но исполнена в неожиданной для предлагаемого формата манере. То есть она целиком сыграна на живом рояле. И ты не ждёшь этого. Не сразу даже понимаешь, что никакой обманки нет, что от начала до конца будет чистый классический звук. По форме – симбиоз романса и вальса. Изящная. Где выразительность мелодии говорит лучше всяких слов. Ярославу удалось передать всю гамму чувств: грусть, страсть, волнение, разочарование. Всё то, что испытает человек, оказываясь в одиночестве. Один из самых ярких треков альбома.

 Если и надо было логично закончить такой альбом, то вещи лучше нежели «Сквозь облака» трудно было подобрать. Потому что луч света, пробивающийся сквозь тучи, даёт надежду. А её сегодня так не хватает.

Душевность  «ламповых» историй

 Да-да, я не оговорился. Сегодня слово – ламповый – означает в обиходе – тёплый, греющий, душевный. Это вроде бы странно, говорить об альбоме, придуманном изначально под локальную задачу, да ещё и электронном, как о тёплом, «ламповом», но так и есть. Десять треков, десять рассказанных историй, ни одна из которых не похожа на другую – привлекают, заставляют улыбнуться, берут в «хоровод». Получился альбом, к которому хочется вернуться. Отличный подарок к Новому Году.

Алексей «Алекс» Орлин

Фото: Евгения Шейко

Обложка альбома: Катерина Мандрыкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *