Договариваясь об очередной встрече, мы с лидером «FM» Сергеем Шмелёвым дружно подметили, что встречаться и подробно говорить, в первые месяцы года, стало у нас уже традицией. Любопытно, что каждый раз появляется для такого разговора повод. Нынче таким стал, проанонсированный группой, выпуск на этой неделе сингла «Февраль». Впрочем, и помимо этого, у нас всегда есть темы, которые хотелось бы обсудить.
– Давай признаем, что вы не слишком часто балуете публику новым продуктом. Однако в последнее время появились «Малежик» и «Февраль». Такой дозированный подход к выпуску новинок – выбран сознательно?
– Не стал бы говорить, что это так уж специально сделано. Скорее, так получается. Просто, когда начинаешь заниматься планированием, прикидывая, что в конкретные сроки что-то выпустим, так никогда не выходит. К тому же, есть такой момент: вроде бы уже всё, песня готова, ты собираешься её опубликовать, но слушаешь и понимаешь, что ей надо какое-то время, что называется, отлежаться. Чтобы потом послушать «свежим ухом», и что-то непременно поправить. Плюс, и ты это знаешь, я очень скрупулёзно отношусь к аранжировкам, к звучанию, стараюсь «отшлифовать» материал, не выпускать полуфабрикатов.
– Сегодня часто так получается, что к моменту выхода альбома, он уже перестаёт быть актуальным. Все синглы уже выложены, клипы выпущены. Поэтому сам факт получения альбома (тем паче, что происходит это практически исключительно в цифре) – это знакомство с некоторыми подробностями работы над ним и собранные воедино песни, которые ты уже слушал по отдельности. Как ты к такому подходу относишься?
– Да отношусь нормально, спокойно, как к данности. Ну, сложилось сегодня именно так. Ты прав: сначала выходят синглы, потом «картинка» добивается парой-тройкой вещей, которых не слышала публика, по мнению музыкантов, считающимися менее хитовыми. Но (начинает улыбаться – А.), замечу, бывает и наоборот – «выстреливают» песни, от которых этого никто не ждал, на которые никто не ставил. Я уже перестал «фонтанировать» эмоциями по подобным поводам. Опыт показывает – угадать с тем, что будет принято, достаточно трудно. А взгляды музыкантов и слушателей частенько не совпадают. Не будем забывать и про «клиповое мышление». Многие хотят результата, совершив одно движение мышкой: тык-тык, а дальше уже неинтересно. Да и читающих встречаешь всё реже.
– Тем не менее, жизнь продолжается. Днями выходит ваш сингл «Февраль», и это работа кардинально отличающаяся от того же «Малежика». Если «Малежик» – такая ностальгия и шутка, то «Февраль» совсем другая работа. Сложная аранжировочно, сложная по настроению, а ещё и выходящая накануне апреля.
– Не успели. Долго работали с аранжировкой, долго корпели над звуком, чистили всё, правили. В ней много «фишек», много гитар, много всяких придумок и отсылов. Хотелось, чтобы это не аляписто торчало, а сложилось в единое целое, чтобы каждый звук был абсолютно на своём месте.
– Аранжировка – это общий подход?
– Изначально, да. Всё происходит следующим образом. Приношу песню, показываю, постепенно она начинает обрастать «подробностями». Но, пожалуй, самое любопытное начинает происходить тогда, когда первый вариант уже готов, и даже иногда показан на концертах (мы, кстати, «Февраль» играли несколько раз), и вот тут он постепенно дополняется, доводится до ума, возникают какие-то новые аранжировочные решения. Что-то приклеивается, что-то, наоборот, отваливается. Это увлекательный процесс.
– Получилась вещь с ярко выраженным настроением. С пульсирующим нервом. Вы даже не говорите, вы кричите о том, что февраль – не просто месяц в календаре, а нечто гораздо большее. Для тебя важно было это подчеркнуть?
– Сейчас поясню. Я вообще не очень люблю февраль. Этот месяц оставил у меня много зарубок на сердце. Именно в феврале ушло много близких мне людей. То есть это очень личная история. К тому же, сам февраль ещё и непредсказуем: ты не понимаешь, что тебя ждёт завтра. И это касается и погоды, и настроения. Вроде и зима, часто жёсткая, морозная, а в то же самое время – уже и первые оттепели, показывающие близость весны. Словом, февраль он такой…
– Думаю, стоит сказать, что песня написана давно. Вы не пытались её актуализировать.
– Она была написана два года назад. Просто сейчас заиграла новыми красками.
– Жизнь интереснее любой пьесы. Она часто сама подсказывает, что и когда должно появиться на свет. Если говорить непосредственно о «Феврале», то ты писал о том, как ты лично переживаешь время потерь, говоришь о своём понимании мира, застывшего в ожидании весны.
– Именно так. Если слушать внимательно, то там много различных мотивов, «ниточек», просматривается. Здесь и отшельничество, одиночество, да даже любовь. Добрые чувства, которые может быть, у кого-то застыли, и возможно оттают весной. А может этого и не случится никогда.
– Если говорить об аранжировках, то при всей их наполненности интересными ходами и вполне читаемыми отсылами, они складывались в общий «пазл» именно так, чтобы работать на идею.
– Конечно. Все они призваны подчеркнуть те мысли, которыми хотелось поделиться. Возьми те же гитары, которые подчёркивают настроение. Там есть и лирическое звучание и «атакующие» кусочки, и специально придуманные «финтифлюшечки». Плюс вокальные партии, начинающиеся, как некое повествование, а потом, постепенно переходящие буквально во взрыв. Думаю, обратил внимание на возгласы на заднем плане, идущие своеобразным эхом?
– Их трудно не заметить.
– Это тоже настроение, такой выплеск боли…
– Долго работали над «Февралём»?
– Два месяца.
– Почему такой большой разбег во времени: песня написана давно, а взялись за неё именно сейчас?
– Когда начали работать над блоком новых песен, то, безусловно, просматривали записанные «рыбки». И очень быстро решили – начнём с «Малежика», поскольку тут не было никаких сложностей. Требовалось лишь сделать всё с настроением. Поделиться им. С «Февралём», и это все понимали с самого начала, просто быть не могло. Не может быть простой песня, когда ты показываешь, как душа выворачивается наизнанку. Так и получилось: и записывали её достаточно трудно, и гораздо более трудозатратной получилась её «сборка». Постоянно чего-то не хватало. К примеру, крик появился буквально в последний момент, когда Саня Никифоров (руливший процессом записи и сведения – А.), отправил Людвига покричать. И, оп, появился недостающий штрих.
– Вернёмся к текучке. Гастролей пока больше не становится. Ты частенько выступаешь один. Однако сейчас вы готовитесь к большому сольнику на «Чердаке». И это представляется важным моментом. Поскольку сегодня в городе очень редко группа выходит играть собственные вещи для публики, которая пришла специально их послушать.
– Такой выход со своим материалом – сегодня история, которая практически не встречается на нашем пространстве. Наблюдается просто засилье каверов и трибьютов.
– То есть особенный концерт требует и особого подхода?
– Конечно. Во-первых, мы планируем показать очень много новых песен.
– Из того, что готовится в альбом, из того, что выходило в виде синглов.
– Именно. Причём речь идёт необязательно о премьерах, но о совершенно новом звучании. Например, некоторые песни можно было услышать на «АКУСТИКЕ», но они же игрались совершенно иначе, нежели в электричестве. Появляются другие краски, другой рисунок, да даже настроение становится другим. Мы планируем сыграть порядка 25 песен. Посмотрим по публике, по склеиванию трек-листа, по атмосфере. Состояние тоже стоит учитывать. Бывают такие моменты, когда понимаешь, что какую-то вещь в этот день ты точно играть не будешь.
– То есть, вовсю готовитесь.
– Конечно. Вот, перед нашей встречей репетировали, целиком прогнали программу. Обратил внимание, что все парни улыбаются. Хороший показатель. Значит, всё идёт, звучит нормально.
– Подошёл к интересному моменту. Трудности с выступлениями пробрели, в силу всем понятных причин, затяжной характер. Как на протяжении уже пары лет мотивировать себя для того, чтобы продолжать репетировать, работать над новым материалом, а, главное, как мотивировать парней?
– Трудно отвечать на этот вопрос. Да и ответа простого не получится. Мне кажется тут несколько составляющих. Одна из которых – наличие внутреннего стержня, не позволяющего сломаться. Потом (задумывается – А.) – я не могу врать. Не могу прийти и сказать музыкантам, что завтра у нас всё будет хорошо. Кто сегодня вообще готов такое пообещать?! Все взрослые люди и всё прекрасно понимают. Да, такое время. Когда совпало слишком много разных причин и обстоятельств.
– Радует, что никто не спрыгнул, группа в форме, в тонусе, в деле.
– Моя позиция не меняется. Мы должны быть готовы к тому, чтобы быстро собраться и выходить к зрителю, не растеряв навыков и умений. А это требует постоянной работы.
– Мне представляется, что среди своеборазных «якорей» может рассматриваться постановка понятных, достижимых целей. Таких, как, допустим, выпуск альбома. Вы, кстати, когда им порадуете?
– Сроков конкретных для себя не ставим. Но, думаю, непременно выпустим в этом году.
– «Февраль» – для тебя и для группы можно, по всей видимости, рассматривать и в части окончания какого-то важного периода. Ведь с весной мы всегда связываем какие-то надежды.
– Так у нас и не бывает пустоты. Заканчивается одна история, тут же начинается другая. Если же говорить о самом важном – то, слава Богу, пишутся песни. Сейчас, начав подготовку к концерту в «Чердаке», стал чистить программу, убирая из неё песни, которые вполне вероятно были бы тепло восприняты публикой. Просто я их уже пережил. Не то, что категорически не хочу их играть, просто мне есть что сказать и показать другое. Важное для меня сейчас. Нельзя выходить на сцену, не испытывая эмоций. К тому же мы меняемся, соответственно, меняется и то, что мы делаем. Чувствую, знаю, что мы играем лучше, делаем всё на качественно ином уровне, нежели это было раньше. Иначе бессмысленно было бы заниматься этим делом.
Алексей «Алекс» Орлин