Когда и что нужно делать, чтобы совпасть с настроением, пусть какой-то части аудитории? Нет ответа на этот вопрос. Однако, вот, саратовский «хайдеггержив» удивительным образом умудрился выпустить вторую часть своей трилогии «Хорошая жизнь», названную «Аглая». Согревшую. Дающую надежду.
Короткая, казалось бы, совсем простая история, просто обволакивает безмятежностью погожего летнего дня, негой, разлитой в воздухе, неспешными движениями, которые и случаются именно в такую пору. Простая история. Про встречу его и её. Про город. Про тепло и нежность. И это, в потоке сегодняшнего жесткача, лавины негативных новостей, хмурых ноябрьских пейзажей, выглядит глотком чистого воздуха. Что-то необъяснимое, но светлое, словно бы материализуется у тебя на глазах…
– Именно такого эффекта я и хотел, – признаётся лидер «хайдеггера» Сергей Меркулов, выступивший в роли автора сценария и режиссёра фильма. – Мне кажется, удалось попасть в настроение людей. А искусство и должно делать людей лучше. Я давно хотел снять фильм, хотел сделать сам.
По словам Сергея – главной линией были: старый Саратов, молодость, романтическая история, свет и воздух. Была идея сотворить нечто в духе 60-х.
На мой взгляд, задуманное получилось реализовать. Просто невозможно не оценить прогулку по улицам города, где пока ещё сохраняются, здания, свидетели бурной истории. Понимаю, почему для Меркулова и компании это было таким важным. В Саратове, впрочем, как и во многих других местах, исторических уголков становится всё меньше. Они исчезают. Большой город всеми возможными способами вытесняет, выдавливает, уничтожает их. Желание сохранить то немногое, что ещё осталось – ключевой момент, из которого во-многом вытекает вторая часть «Хорошей жизни». Ведь именно на почве уважения к наследию предков, Сергей и нашёл общий язык с Андреем Тобояковым, много делающим для сохранения старых зданий в Саратове. Именно, благодаря Андрею работа и стала возможной. Он её поддержал.
Поскольку речь идёт не просто о клипе, но о настоящем игровом кино, то монтаж занял в 60 раз больше времени, нежели сама съёмка.
– Там было наложение звуков улицы, свиста, разговоров, хлопающих дверей и т.д., – делится эмоциями Меркулов. – Потом постоянно падал комп. Финальный рендер, титры, цветокоррекцию пришлось делать на другом.
Впрочем, это всё рабочие истории. Вполне в духе любого съёмочно-монтажного процесса.
Главное, безусловно, то, что видит зритель, то, что получилось. В каждом кадре – есть что-то, непременно цепляющее внимание. Будь-то появление юного волшебника, материализующего из воздуха букет, граффити, или неброское, но какое-то трепетное появление трёх фей… Даже кадр, изначально бывший браком, в котором женщина открывает дверь и понимает, что здесь что-то не так, искреннее удивляясь, в конечно итоге пошёл в финальную версию. Более того, как говорит автор, многие на него обратили внимание. Оценив, что так и было придумано.
Конечно, стоит отметить зачётные появления музыкантов нынешнего, изменившегося год назад, состава «хайдеггера». Виктор Надоля, Роман Пилипук, Валентин Звонарёв, сам Меркулов – настолько красиво вписаны в картинку, в том числе на фоне нового забора саратовского ТЮЗа, что растворяются в органике. Нет и лишнего натягивания внимания не себя, с другой стороны – именно они ведь и обеспечили качественное воспроизведение песни «Аглая», разумеется, за авторством Меркулова. Сергей, кстати, весьма доволен и тем, как записана и прозвучала сама песня.
Очень важно, что фильм плоть от плоти саратовский. Ибо делали его люди, любящие город. Поддерживая друг друга. Как те же актёры Саратовской драмы Виктор Мамонов и Максим Локтионов, с которыми «хайдеггержив» пересёкся в спектакле «Жестокие игры», сохраняя, с тех пор взаимную симпатию. Эти маленькие детальки, как мне представляется, очень важны для того, чтобы именно образ города склеился, состыковался, обрёл вполне осязаемые черты.
Что же касается некоторых географических, скажем вольностей, допускаемых героиней (про вашу Самару…), то это, скорее милые, присущие многим юным девам, погрешности… В роли Аглаи снялась Инга Кизеева.
Стоит подчеркнуть, что трилогия «Хорошая жизнь» была задумана в 17 году. 3 часть «про Волгу» увидела свет в 18. Сейчас – в деле вторая. Каждая часть взаимосвязана друг с другом. Осталось снять первую. И предвкушать предстоящее удовольствие. Саратовцы, уверен, не позволят себе опустить планку.
А пока – вот такая магия летнего дня.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: использован кадр из фильма