Виктор Мартынов решил нынешней осенью не ограничиваться чисто театральными премьерами, выпустив, взяв сценический псевдоним Raskat, альбом «Вместо меня». Он уже присутствует на всех цифровых платформах. Разграничение персонажей (а иначе, зачем брать псевдоним?), отнюдь не является желанием как-то шифроваться. Это практически невозможно в эпоху, когда мы сами о себе с удовольствием рассказываем в соцсетях, и чтобы понять, чем мы дышим, нужно проявить лишь немного терпения. Более того, в соответствии с наметившейся нынче тенденцией, автор сам описал и представил все треки с альбома, попытавшись втянуть в историю двенадцати прогулок по городам, своих друзей. И, вроде бы это хорошо – тебе заранее объясняют, о чём собственно идёт речь, с другой, таким образом, на мой взгляд, у слушателя остаётся меньше возможности пойти при прослушивании альбома своим собственным путём. По счастью, я не стал глубоко погружаться в историю создания, предпочтя составить собственное представление о продукте.
В альбоме 12 треков. Каждый – отдельная, вполне законченная история. Это, вообще, сильная сторона релиза. Автор вполне осознаёт, каким образом он намерен донести свою мысль до слушателя. Удивляться этому не стоит. Даже песни, которые были написаны давно (а это большая часть альбома, кроме 7 и 10-12 номеров) и ждали своего часа, чтобы выйти «на оперативный простор», имеют ярко выраженный «театральный характер». И к этому мы ещё вернёмся.
Виктор признаётся, что материал, появившийся на свет частью ещё в девяностых, расходившийся в кассетном варианте по друзьям, требовал закрепления в более качественном формате. Но сделать альбом целиком из прошлого материала не получается, поскольку, как отмечает Мартынов, «несколько редких песен из последних лет пролезли таки и на этот альбом». Почему это так важно для понимания? В том числе, потому что «Вместо меня» полон отсылов. Сознательно или нет, но здесь можно услышать какие-то кусочки грязных гитар «Гражданской обороны», как в той же «Этого не будет», или что-то, напоминающее структуру вещей раннего «Аквариума» в «Пусть». Среди «замешанных» ассоциаций – «Кино», Alai Oli и даже «Серебро» («Любил, любил, любил, искал, искал, искал»). И это, с моей точки зрения абсолютно нормально для человека, сформированного в эпоху большого российского музыкального прорыва. Невозможно уйти от влияния эпохи, даже если открещиваться от её символов. Мне представляется, что Виктор и не пытается это делать. Более того, достаточно бережно сохраняет настроение времени.
Альбом позиционируется как инди рок, и, пожалуй, с этим можно согласиться. Местами он психоделичен («Этого не будет»), где-то двигается в сторону реггей («Возможно»), а под занавес переходит практически к бит-балладному звучанию («Что-то там»). И дело вовсе не в эклектике. Практически любой номер – не вписывается в рамки стилистики в чистом виде. Причин тут, как мне представляется, несколько. Одна из них – ограниченность в возможностях. То есть, весь материал Мартынов записал самостоятельно, один (за исключением джембе) в домашней студии. Это для него органичный и привычный вариант – сколько, таким образом, написано музыки для спектаклей! Но в этой универсальности скрыта, и невозможность более чётко «сконструировать», сыграть ту или иную партию. Это объективная реальность. Понятно, что всё сделано на уровне, позволяющем похвалить Виктора за множество умений. Но в разных местах мне ощутимо не хватало более мастеровитых, тех же гитарных «заходов». Усложнило бы это процесс? Безусловно. Я спросил о том, не было ли желания поработать с живым составом, что помешало – время, люди, деньги, и получил исчерпывающий ответ: «Главным образом – время. И это самая большая проблема работы в театре. Я раньше пытался собрать живой состав, но сам же не смог выдерживать репетиционный график».
Ещё один важный момент – наложение профессии на подачу материала. Главный режиссёр известного театра («Дилижанса») каждый день должен объяснять актёрам, чего конкретно он ждёт от них в том или ином спектакле. И это желание, порой избыточное, в чётком, абсолютно доступном, иногда выпуклом расставлении акцентов, наработанное автоматически, переносится на песни. У Виктора не получается до конца расслабиться, чуточку «отпустить вожжи», чтобы появилось больше легкости и в хорошем смысле раздолбайства.
По сути, хотя, думаю, автор так и не задумывал, «Вместо меня» – это набор театральных зонгов. В первую очередь, такое представление складывается именно от подачи, от расстановки акцентов. В «общую копилку» – своеобразное выстраивание бэков. Автор старается максимально возможными способами проиллюстрировать главную мысль трека. И это ему это вполне удаётся. И потом, чем набор таких номеров – не концепт?!
Уверен, Виктор вполне понимает и то, что с точки зрения современных технических возможностей, альбом мог быть записан качественней.
Сегодня, когда на нас обрушивается лавина информации, один за другим выходят синглы и альбомы, мы в каждой работе пытаемся найти что-то важное для себя. Я нисколько не жалею, о том, что познакомился с альбомом «Вместо меня». Более того, один трек из него, с удовольствием возьму себе в плей-лист, чтобы время от времени проигрывать. Какой? Не скажу. Думаю, и вы для себя что-то, созвучное именно вашему настроению, найдёте. Если послушаете.
Алексей «Алекс» Орлин