(премьера клипа от «ЧК»)
Тольяттинские «Четыре Квартала» сегодня презентовали клип «Война». Работу, на мой взгляд, стоящую того, чтобы о ней поговорить чуточку подробнее.
Идея появилась у постоянного звукорежиссёра группы, отличного музыканта Александра Никифорова буквально пару месяцев назад. А в силу того, что на каждом этапе творческого процесса мы с Сашей встречались и обсуждали какие-то «производственные» моменты, то к выходу готового продукта информации накопилось достаточно, чтобы чуточку приоткрыть кухню создания клипа.
Вещь для съёмки была выбрана сразу. Поскольку содержание сразу давало возможность для построения видеоряда. При этом лобовым путём, что вызывает симпатию Саша не пошёл. Стандартных образов предлагать не стал. Он с самого начала очень хотел получить историю, в которой бы, несмотря на её кажущуюся простоту, оставалась некая недосказанность. И с этой точки зрения было очень важно, хотя бы частично добиться той картинки, которую видел, придумал сам. Неслучайно, внимательный зритель обнаружит здесь массу нюансов именно световых. Совсем мало прямого освещения, преобладают полутона, большое внимание уделяется отражениям и бликам. Никифоров не приступал к съёмкам, пока не дождался заказанного света. Понимая, что не добьётся задуманного, если будет пользоваться лишь тем, что есть в наличии на базе.
Не сразу пришло понимание, что всё удастся снять «на точке», никуда не выдвигаясь. Хотя была проделана работа по поиску более объёмного зала с хорошей акустикой. Более того, такой был найден. Но тут вмешалась в дело ритмика жизни современного горожанина.
– Представляешь, самым сложным оказалось собрать всех вместе на несколько часов, – рассказывает Александр. – У каждого свои дела, работа, семьи. Совместить графики было практически нереально. И рад, что всё-таки такой момент случился. Кстати, все участники съёмочного процесса вели себя достойно: терпели, выполняли то, что я просил, не ныли.
Помимо самих музыкантов «Четырёх Кварталов» в клипе важную роль сыграла Луиза Шустова, создатель и лидер группы «Луиза». Ей не только пришлось постоянно думать о том, как бы не рассыпался странный наряд, в который её облачили (ткань скрепили скрепочками), так ещё и стараться существовать в кадре именно в той стилистике, что ей предложил режиссёр. И тут надо отдать должное Никифорову – образ получился многомерным. Это и детские воспоминания, и любовь, и боль, и самую чуточку надежды… Во всяком случае, я увидел и почувствовал эту роль именно так.
Достаточно необычно представлен и лидер «Кварталов» Ренат Натфуллин. Он здесь выглядит так, как и должен выглядеть повзрослевший лидер группы, постоянно перемещающейся по стране и выпускающей альбомы на солидном лейбле. То есть, тут нет «пацанскости», что была так органична в начале жизни «Созидального исхода», и которая странновато смотрится, когда сам Ренат и его публика повзрослели. В картинке – человек, старающийся поделиться не междометиями, но смыслами, важными для него. И это тоже влияет на восприятие.
Среди запомнившегося по первым просмотрам (а мне доверили посмотреть клип ещё до официальной премьеры) те мини-эпизоды, в которых задействован барабанщик группы Андрей Викторов, сумевший почти физически передать процесс терзающей героя боли.
Есть в «Войне» ещё одна «фишка», призванная постоянно напоминать – о пульсе, оголённых нервов, создавать напряжение в картинке. Вы без труда поймёте, о чём речь, посмотрев «Войну».
Уложились, кстати, в четыре съёмочных дня. При этом отдельно снимали Рената и Луизу. А весь монтаж занял две недели. Монтировал, как и снимал всё, Саша сам, с головой погрузившись в процесс. Сейчас наступил именно тот момент, когда он уже может отойти чуточку в сторону, его детище начинает жить отдельной жизнью. Хочу надеяться, что эта премьера даст новый импульс для всех участникам проекта. И это будет одним из ответов на вопрос: «зачем?»
Алексей «Алекс» Орлин