(итоги фестиваля: в лицах, сюжетах, эмоциях)
Пазл сложился
Признаюсь, ещё в начале весны даже мыслей не было о проведении «АКУСТИКИ». Слишком большим потрясением стал минувший год. Слишком многое он поменял в нашей жизни. Но, что мне чрезвычайно приятно, теребить, задавать вопросы начали музыканты: а готовиться ли, а будет ли, а строить ли планы? Решение о том, что «АКУСТИКЕ-21» быть, далось непросто. Долго спорили о датах, всё время попадали под какие-то события, а времени на раскачку оставалось совсем немного. Зато, когда решили, что 12 июня станет вполне приемлемой датой, всё вдруг начало складываться. Как-будто был нужен всего лишь утвердительный ответ. После первой же подачи на сайте, сразу пошли заявки. Удивительным образом, несмотря на множество проблем, выстроился график у экспертов, двое из которых выдвигались из Москвы. Оперативно сработал Олег Татьянин, уже много лет, делающий полный дизайн фестиваля. Была достигнута договорённость об аппарате. И очень быстро команда стала наполняться теми, кто брал на себя тот или иной участок работы. Серёжа Шмелёв включился в подготовку к роли ведущего, Саша Никифоров взял на себя по определению неблагодарную роль человека, отвечающего за звук. Более того, нашлись люди, поддержавшие фестиваль материально (Владимир Агафонов и Елена Краснова), не выдвигавшие взамен каких-то условий. А это позволило «обвесить» «АКУСТИКУ» приятными детальками. Бейджи, значки, кружки, даже билеты у зрителей – останутся в качестве сувениров. Будут напоминать о конкретном событии. И, что уж совсем удивило, в нервном процессе подготовки у организаторов практически не было разногласий. А ведь решения приходилось принимать разные, в том числе, отказывая кому-то в попадании в фестивальную программу.
Словом, как это бывает с хорошим делом, начатым вовремя, пазл сложился. «АКУСТИКА-21» вполне определённо получилась! И стала событием, о котором уже почти неделю говорят в городе.
Открывая новое
В отличие от замечательного персонажа, планировавшего подвиги заранее, в жизни такого добиваться чрезвычайно трудно. Можно составить самую крутую программу, а потом произойдёт что-то, и все планы полетят в тартарары. Живой выход всегда полон нюансов. От состояния собственно музыканта, до той публики, которую он увидит перед собой. В реальный момент времени. И классно, что нынешняя «АКУСТИКА» снова подарила нам возможность увидеть новых людей. Или тех, кто уже был знаком, в новом качестве. Это ведь тоже одна из целей «АКУСТИКИ».
В этом смысле для меня одним из самых интересных выступлений стала программа Дмитрия Длясина. Давно уже не слышал в Тольятти человека со столь проникновенной манерой исполнения. С первого такта он вовлекает тебя в историю и делает союзником. Ты ловишь настроение и ждёшь следующей строчки. И вот эта, складывающаяся на глазах «химия» и есть одна из самых главных составляющих в отношениях музыкант – публика. Дальше будет, что будет. Но случившееся – уже случилось. И это было здорово!
Зацепил, закружил, вовлёк в водоворот своих мелодий, гитарист Эйнар Аглетдинов, как и Длясин впервые принимавший участие в «АКУСТИКЕ». У Эйнара сейчас вообще период подъёма: буквально накануне вышел его первый сольный альбом. Пойманное настроение, умение его передать руками, нарисовать с помощью звуков – подобное редко кому удаётся. Не зря те, кому удаётся продвинуться, стать заметными фигурами именно в выбранном Эйнаром жанре, всегда обладают только им присущими «фишечками», фирменным звучанием. Показанное Эйнаром позволяет думать, что он на правильном пути, и уже сегодня – состоявшийся музыкант. С громадным потенциалом.
С Еленой Хорошевской мы знакомы достаточно давно, ещё со времён второго сезона «Проекта воспитания талантливых вокалистов», в котором она, как мне представляется, сумела получить то, чего долгое время ей не хватало – уверенность в себе. Именно после этого проекта Лена стала гораздо ярче проявлять себя в составе «Воды», а дальше стали образовываться и сольные истории. На нынешнем фестивале Елена выступила при поддержке самостоятельных музыкантов (Эйнара Аглетдинова и Дмитрия Герасимова). При оформлении заявки мы с Леной никак не могли придумать, как назвать проект, поэтому остановились на варианте Елена Хорошевская – гусли. Впрочем, название здесь не играет особой роли. Важно, что происходило на сцене. А происходило – шаманство. Ленины гусли ткали стол изящную ткань, что не имело значения, к какому жанру воспроизводимое относится. Хороши были и песни, которые по счастью, пишутся, но меня более всего удивил и вдохновил инструментал. Инструментальные композиции на гуслях – это нечто! Перспективно и оригинально. А ещё красивые, короткие истории, рассказывающее об их создании. От этого выхода – осталось ощущение тепла и света.
Логика движения
Невозможно отнести к открытиям «VovSRocK» – слишком давно Владимир Морозов в деле. Но, на сей раз, он удивил, представ в компании с человеком, с которым они вместе начинали в середине 90-х. Михаил «Фанта» Лебедев был бодр, подтянут, организован. Его бас – точно добавил «мяса» и красок выступлению дуэта. Что касается Морозова, то он в очередной раз показал, что «АКУСТИКА» для него фест особый, выйдя (помимо ностальгического «Снега») с двумя новыми песнями. На том, как он выглядит сегодня, совершенно точно сказывается и постоянная практика, и внутренне состояние. Новый материал – мощный, внятный, взрослый. В лучших российских рок-традициях. Неслучайно, эксперты отметили его именно за песни.
Настоящее приключение получилось у «Паники Предметов». Ваня Мешкорудников очень хотел сыграть на «АКУСТИКЕ». И никакие преграды не смогли его остановить. Выпал кто-то из состава – не беда, нашлась замена, не складывается с комфортом, поедем без оного – желание выйти на сцену в родном городе, увидеться с теми, кого не видел давно – перевешивало всё. Ваня – позитивный, весёлый, старающийся не впадать в депресняк, даже если всё идёт не по плану, сумел организовать сценический выход, в котором «Паника Предметов» обозначила свои фирменные качества: иронию, умение пожонглировать словами, создать узнаваемые образы. Очень настроенческий получился выход.
Заинтересовал «Acoustic OJ project». Евгений Окружнов (гитара) и Алексей Прокопченко (кахон) постарались показать все свои сильные стороны. Сыгранность, желание «поднимать» сложный материал, стремление найти собственную интонацию. Возможно, не всё прозвучало так, как парням бы хотелось, но, с моей точки зрения, у них есть возможности для того, чтобы прибавлять. В том числе, продолжая сотрудничество с Олегом Щербаковым, обладающим отменным вкусом.
Очень хотелось увидеть проект «Перемена Мест», где объединили свои усилия такие известные люди как лидер «Чеширского Дома» Александр «Рокер» Старков и известный басист и автор Андрей «Zak» Закурдаев. Акустический сет показал, что компания вполне может рассчитывать на дальнейшее продвижение. Другое дело, что хотелось бы ускорения этого процесса. Относительного программы на фесте, более всего меня затронула композиция Рокера «Я тебя найду». Возможно, ещё и потому что мне (в лицах) понятна, рассказанная в ней история.
Выход очередного состава группы «Луиза» показал очевидное: есть идеолог, лидер, есть идеи, есть желание совместить в подаче мощную «академку» и распевное народничество. Для того, чтобы это реализовать, Луизе всерьёз стоит озаботиться именно работой над вокалом. А конкретно – стоит пойти учиться. Как и куда – вопрос другой. Иначе есть опасность остановится и перейти в разряд клёвых, но неумелых. Не останавливаюсь отдельно на инструментах, потому как Луиза выступает этаким человеком-оркестром. Она смелая, решительная, яркая и артистичная, у неё появился сценический опыт, сейчас время – делать следующий шаг. Наш разговор после выступления показал, что Луиза всерьёз об этом задумывается.
Не получилось показать то, что она умеет у Ани Ромашкиной. Её «Ручная граната» не «рванула», как могла. Причина, мне представляется, она и сама прекрасно понимает. То, что Ромашкина – одна из главных рок-вумен города, безусловно. Она умеет донести мысль и погрузить в атмосферу песни и словом, и подачей, и даже манерой двигаться и держаться на сцене. И тут важно, чтобы ничего не отвлекало от восприятия материала. Будем ждать следующей встречи. Уверен, она станет совсем иной.
Давно и с большим интересом слежу за тем, что делает Саша Исаков. Его «mero`» – проект стильный, штучный. Что касается «АКУСТИКИ», то дебют Исакова на них случился сразу после возрождения фестиваля и очень запомнился. И так было почти всегда. Другое дело, у Исакова практически не получалось выходить на фестивале именно полновесным составом. И в тот момент, когда, казалось бы, всё сложилось: рядом музыканты, все на стиле, все собраны, что-то пошло не так. Пропала, как-то растворилась та неподдельная искренность, которая так подкупала в сольных выходах. Может быть, это случилось, потому что команда не работает в акустике никогда. А тут всё-таки есть свои нюансы. В любом случае это ценный опыт. А то, что «mero`» последовательно движется вперёд, у меня нет никаких сомнений.
«RUBLE TROUBLE», собранный Ильёй Жарковым, после остановки «Треугольника» и дебютировавший лишь в этом году, главной задачей на нынешней «АКУСТИКЕ» ставил, как представляется, повеселить зрителя и получить удовольствие самим. Будучи яркими адептами блюза, музыканты решили два номера фестивальной программы сделать в стиле кантри. И это у них вполне себе аутентично получилось, во всём – от использования банджо, до сценических костюмов. Ценно ещё и то, что, как правило, команда играет известные блюзовые хиты. Здесь весь материал был написан Ильёй.
На своей волне
«Воду», прибавляющую год от года, вполне можно считать – одной из самых ярких и стабильных групп Тольятти. На сей раз, что лидер команды Женя Воинова подчеркнула со сцены, они выступали как дуэт: Евгения Воинова (автор, вокал) и Антон Волков (бас). Когда перед тобой музыканты, умеющие очень многое, то совершенно не хочется отвлекаться на какие-то посторонние детали. Есть возможность сосредоточиться на том, о чём поют, и как это подаётся. Голос Жени – завораживает, интонации точны, Антон «рисует» на басе так, что есть ощущение будто инструментов много. В подобном минимализме есть свой шарм, совершенно не мешающий услышать то, что тебе хотели сказать. Не знаю планов музыкантов, но им по силам многого добиться.
«FM», будучи составом состоявшимся, давно всё всем доказавшим, решил поэкспериментировать. На сей раз, в компанию к Сергею Шмелёву и Василию Пирогову был приглашён, известный далеко за пределами Тольятти, скрипач Денис Кузнецов. И это сразу иначе раскрасило вещи команды. И «Дорога в никуда», и «Золушка», и «Эй, ветер» – прозвучали цельно, мощно. Денис в этом сочетании был и уместен и внятен. Впрочем, как всегда. Концертный и студийный опыт позволяют «FM» всегда выглядеть на уровне, не опускать планку.
Завершали фестивальную программу «Четыре Квартала», только что вернувшиеся из Башкирии. В роли гитариста, поскольку речь об акустической программе, Сергея Щербинина сменил Дмитрий Корноухов. Ренат с Димой, играя именно акустический вариант, объездили полстраны. Лидер «ЧК» – один из тех, кто всегда поддерживает «АКУСТИКУ», рвал струны и связки, стремясь поделиться тем, что он чувствует, как понимает мир вокруг. Ренат на сцене полностью погружается в материал, самозаводясь с каждым следующим номером.
Встретимся на «Акустике»
Каждый фестиваль – это совершенно отдельная история. В каждой – свои сюжеты. Нынешняя «АКУСТИКА» показала, что все соскучились: по живой музыке, сыгранной для тех, кто целенаправленно пришёл послушать, по общению (оно продолжалось и после фестиваля, в зале, в холле стоял народ и не хотел расходиться), по возможности услышать от других (не только от экспертов) оценку того, что делаешь. А ещё она была ознаменована поступками, показывающими, что всё больше музыкантов начали включаться в процесс подготовки «АКУСТИКИ», помогая, как в раскрутке события, так и в других моментах. И это важный штрих. Может и потому тоже, сразу несколько человек, подходя после феста, подчеркнули, что было атмосферно. А ещё, среди музыкантов просто паролем в последние перед фестивалем дни стало: «Встретимся на «АКУСТИКЕ». Пусть так будет и дальше!
Алексей «Алекс» Орлин
Официальные итоги «АКУСТИКИ-21»:
Экспертный совет (Владимир Коритич, Ярослав Сапожинский, Алексей Пономарёв) решил отметить следующих участников:
Дмитрия Длясина – «За музыкальную эстетику»
Эйнара Аглетдинова – «За гитарное мастерство»
Евгению Воинову и Антона Волкова – «За оригинальный дуэт»
Елену Хорошевскую и друзей – «За сохранение музыкальных традиций»
«VovSRocK» – «За песни»
Луизу Шустову – «За артистизм»
Отдельное спасибо:
Владимиру Агафонову и Елене Красновой – за материальную поддержку фестиваля
Алексею Лукьянову – за предоставленный аппарат
Юрию Андрюшину – за техническую поддержку
Олегу Татьянину – за дизайн фестиваля
Сергею Шмелёву – за ведение программы
Александру Никифорову – за работу по обеспечению звука
Детской музыкальной школе №4 и лично Борису Цирульникову – за предоставленную площадку
P. S. Спасибо всем, кто был с нами!