Самарская «Контора Кука» выпустила очередной альбом. Выпустила вместе с сайд-проектом лидера и идеолога «Конторы» Владимира «Кука» Елизарова «Хаку». Логика в такой совместной работе вполне себе просматривается. Главный и единственный партнёр Кука по «играм конторским» Виктор Гуров, покинул губернский город, осев в столице, бывая в Самаре лишь наездами. Зато братья Исаевы – Андрей (бас) и Алексей (гитара) – вот они, рядом. В общем, сложившийся коллективчик приступил к записи год назад, и вот, готовый продукт, получивший название «Black Russian Woman». Включает он девять треков, а выпущен на лейбле «Выргород», разместившем его, что стало сегодня обычной практикой, на всех цифровых платформах.
Кстати, если вы подумали, что альбом переводится, как «чернокожая русская женщина», то вы ошибаетесь. По словам Кука, правильно читать «свинцовые перцы и другие…». Собственно, в этом весь Кук. Лобовой подход – вовсе не его тема. Всё построено на нюансах, на отсылах, на множестве деталей, не всегда заметных даже на первый взгляд. У альбома два ярко выраженных вектора: музыка и женщины. Когда ты начинаешь вслушиваться, то возникает впечатление, будто перед тобой новый сборник рассказов автора. Вроде бы герои знакомы не первый год (и где-то, конечно, притаился Сван), вполне себе обыденны и ситуации, в которых они оказываются, более того, с большой долей вероятности, можно даже обозначить форму подачи, но всякий раз, ты берёшь в руку эту «книгу», и, увлекаясь, начинаешь с удивлением обнаруживать, что листаешь страницу за страницей. В этом по-большому счёту, видимо и заключается привлекательность Кука, как человека, который всё это придумал: вовлечение слушателей в некую игру. В рамках которой, каждый продвинется в силу своей погруженности в предмет. Минус «Конторы» в том, что она никогда не будет собирать стадионы, плюс в том, что она всегда имеет союзниками тех, кто способен видеть дальше трёх аккордов и притопов с прихлопами.
Каждый раз, включая новый альбом «Конторы», пытаюсь сформулировать для себя как бы всё это безобразие обозначить. И всякий раз даётся это с трудом. Сам Кук, посматривая на мои робкие потуги, со своего авторского высока, улыбаясь, обозначил нынешний «заход», как «вечера на хуторе близ Самары», а после моих настойчивых пожеланий подойти к делу предметно, чуточку конкретизировал, выдав ещё одну версию: «несколько историй из жизни провинциальной группы». Тут же уточнив, что речь идёт не о «Конторе», а исключительно о героях, действующих в песнях. И попробуй, поспорь, когда первый блок, состоящий из «Слепого и Фукса» и «Репетиции» заставит от души повеселиться всех, кто имел дело с созданием-сбором собственного музыкального состава. Настолько всё узнаваемо, весело и в то же самое время жёстко. Причём «Репетицию», по конторским меркам можно назвать медлячком. Здесь даже гитарный переборчик присутствует. А ещё очень интересная кода от Гурова, подобравшего крайне любопытные, цепляющие, запоминающиеся звучки. «Морнинг Стар» – не только в части «шоу» при визите к родственникам жены, но и в части последующих событий – история вполне в духе далёких девяностых. Когда запросто можно было вот так «без звонка» забрести в гости с бутылкой «Рояля», и встретить не отчуждение, но понимание…
С моей точки зрения, заглавная вещь альбома является таковой и по смыслу. Что встречается нечасто. И уж совсем «пробил» Кук, когда начал мурлыкать в припеве «О, Black Russian Woman». И этот мотивчик, не только скрашивает сам сюжет, в котором описаны взаимодействия случайного трио из бара, но и добавляет тепла и надежды. Поскольку, столь же привязан к «картинке», насколько и отдалён от неё. И в этой «нестыковке» есть изюминка. Идущая следом «Фанни», порадовала блюзовым заходом, заставив сразу вспомнить классическое: «О, мами-мами, о мами-мами блю». Не думаю, что подобное случайно. Хитрый Кук просто раскидывает «фишечки» и смотрит на реакцию.
Крайне порадовали и где-то даже удивили не только гитарные придумки (а их много, причём и акустические – от Кука и электрические – от Исаева), но крайне интересные клавишные ходы: от какого-то атонального фортепианного кусочка первом номере, до последующих «вставочек» в духе «ионики», органа, и чистого пианино. И всё это, правильно, тоже находки Кука. Более того, он ещё и массу всего с живыми барабанами сделал. А ещё воспроизвёл умопомрачительный выход из альбома, где звучит, как мы выяснили не бочка, а…пульт от телевизора, которым он фигачит по дивану.
– Хороший звук, – усмехается в своей привычной манере Кук. – Я его давно приметил!
Добавляя, что ещё и клавишная тема в последней песенке позаимствована из «Морнинг Стар»: «Люблю такие стыковки. Пришлось тональность менять, темп, ритм».
В ответ на мою реплику, мол, танцевальным, как это было в случае с «Рио» новый альбом не назовёшь, Кук парирует: «Сержант» (имеется в виду битловский «Сержант Пеппер» – А.) тоже не был танцевальным». И продолжает, уже про свою нынешнюю работу, становясь серьёзным: «Это настоящий альбом, с настоящими текстами, музыкой и чувствами… не имитация».
В процессе разговора выясняем, что Кук никому не мог доверить сведение своего детища. И интересуется, обратил ли я внимание на то, что на седьмом треке («Урок музыки») совмещены студийная запись и запись репетиции, сделанная на телефон. Признаваясь, что считает новшество революционным.
И это желание – экспериментировать, пробовать, искать, ошибаться и находиться в непрерывном процессе – очень хорошо характеризуют и самого Кука, и его проекты.
Ведь всё не так очевидно, если смотреть внимательно. Как, к примеру, продвинутый малый с задней парты во время встречи на «Уроке музыки». Впрочем, вы и сами убедитесь в этом, если «полистаете» новый сборник «конторских» историй.
Алексей «Алекс» Орлин
Фото: Екатерина Елизарова
Рисунок на обложке: Полина Елизарова
Оформление: Сергей Рутинов