(впечатления от презентации новой программы «JEO»)
Настроение? Джем!
Со времени первых джемовых сезонов в «ШТАНАХ» поменялось практически всё. Другим стал зал. Сменился почти весь персонал. Другой стала программная политика. Поэтому для меня выбор Ярославом Сапожинским площадки для премьеры новой, написанной в Тольятти, программы «Чёрный бриллиант» был совершенно неочевидным. Но лишь до того момента пока не очутился в клубном пространстве. Дальше продвижение к столику заняло какое-то время, поскольку на каждом шагу приходилось здороваться. На премьеру подтянулась публика, которая любила джемы, которая ходила на них, была важнейшей частью действа, ставшего по-настоящему ярким, заметным, долгоиграющим событием. И сейчас люди пришли, чтобы увидеть тех, кого успели полюбить, и чьи умения заставляли их не раз испытывать восторг. Володя Гришанин за барабанами, Ильдар Есаков на саксофоне, Денис Кузнецов со своей скрипкой, и, конечно, Ярослав Сапожинский за «Хаммондом» – самый что ни на есть джемовый костяк. Случайных людей практически не было, публика понимала, зачем она пришла. Приятный момент – поддержать коллег подтянулись музыканты, в том числе тоже бывшие неотъемлемой частью первых джемовых сезонов. В частности активно включались в происходящее Гоша Иванов и Влад Нойцман. Вообще же в клубе было много тех, кто имеет отношение к тольяттинской музыкальной площадке – от организаторов до владельцев музыкальных магазинов. Так что эффект дежавю имел место быть. И это создавало настроение ещё до выхода музыкантов на сцену. Поскольку дружеская атмосфера – важная составляющая любого джазового концерта. Кстати, в отличие от джемов, начало практически и не было задержано. Уверен, те, кто в теме, в этом месте улыбнутся.
Смыслы и нюансы
Удивительное дело, казалось бы, такие искушённые музыканты волновались. Да, собственно, они и сами этого не скрывали. И, логично, поэтому, начали выход с вещи, которая была взята в работу первой – «Cappuccino tobacco», лёгкой, игривой, с прямыми отсылами (за что отвечала скрипка) к музыке одесских улиц, и тут же уходящей с такой скользящей канвы в более сложные переплетения. Но, появившийся в ней привкус приморского города и лёгкое ощущение бриза – задали настроение всей программе, названной «Чёрный бриллиант». Созданная за два месяца зимы, эта история оказалась пронизана солнцем, морем и ветром. Неслучайно существует даже два варианта названий песен, один из них – на испанском. А разве мы можем представить Испанию без моря?! Случайностей в этом нет. Как нет случайностей и в том, что работая над новыми вещами, Ярослав совершенно точно понимал, на какой набор живых инструментов он может рассчитывать. Придумывая, как строить работу, добиваясь от музыкантов точного воплощения тех идей, что были заложены изначально.
Признаюсь, для меня самым любопытным было наблюдать, насколько компания, имея на первом плане два столь ярких солирующих инструмента, как скрипка и сакс, сумеет стать единым целым. Нужна была чрезвычайно точная дозировка фраз, где каждый бы органично дополнял друг друга, не сбиваясь исключительно на демонстрацию собственных возможностей. Это очень тонкая работа, требующая, помимо большого желания участников бэнда, ещё и времени. Возможно поэтому для меня своеобразной «точкой отсчёта» стал даже не давший название программе «Чёрный бриллиант», сыгранный, замечу, очень пристойно, а скорее, «Просто уходи», в полной мере продемонстрировавшая возможности «Hammonda» – ключевого инструмента проекта. Влюблённый в него Ярослав, не выпячивая себя, ясно дал понять, на что он опирался гармонически.
Перед Сапожинским стояла достаточно сложная задача: обеспечить звучание солистов как единого бэнда. Думаю, именно отсюда – столь по-разному выстроенные композиции: от, условно говоря, самбы в «Вечернем бризе» до джаз-вальса (тоже нестандартная форма) «Не страдают от любви». Последняя, где в полном боевом раскрасе раскрылся Ильдар Есаков, по моему мнению, не имеющий конкурентов среди саксофонистов Губернии. Единственное, что не давало мне лично бежать за его «дудкой» закрыв глаза – достаточно «холодное», по сравнению с его любимым тенором, звучание. Тенор – манит и обволакивает. Альт – красив, но более выверен и строг. Мне известны причины, почему это произошло, но для меня – зрителя, это никоим образом ничего не меняет. А те, кто слышал Ильдара в первый раз, после концерта приходили признаваться, что влюбились в его инструмент. Мы в тот момент обсуждали концерт, поэтому пришлось стать невольным участником диалога. Собственно, лучшая похвала для артиста.
А первое отделение завершили «Кенгуру блюз», наполненный очень интересными партиями Ярослава, и ярчайшая «Не грусти, просто улыбнись», со сложнейшими проходками Ильдара, заставившая его поработать практически на максимуме своих нынешних возможностей.
Только о музыке
Это был тот редкий случай, когда в перерыве есть желание не обмениваться светскими новостями, а говорить именно о музыке. Подойдя к столику, за которым расположились коллеги, мы разговорились о том, в том числе, почему так мало, после ухода джемов, возможностей слушать хороший качественный джаз (в широком понимании этого слова), а затем постепенно перешли к программе, где я подробно остановился на том, что сложнее всего пришлось в процессе подготовки Володе Гришанину, не представляя, что одна из собеседниц – его супруга. Так вот и познакомились.
Среди сюрпризов вечера – появление в «ШТАНАХ» Алексея Лукьянова, чью поддержку просто невозможно переоценить. Именно благодаря ему, «JEO» получил возможность работать, откатывая программу в идеальных (по любым меркам) условиях, на оборудованном всем необходимым «Чердаке». Алексей прилетел из Крыма и просто не мог не появиться на презентации, живо реагируя на происходящее. И так было со всеми, кого удалось встретить в перерыве. Поверьте, так бывает далеко не всегда.
Драйв и открытия
Во второе отделение музыканты въехали, словно сорвавшись с цепи. Ибо «Сумасшедший Чиполлино», сделанный в фанке, заставил затаить дыхание, и в полной мере ощутить волну энергии, идущую со сцены. Фанк даёт драйв. Зал принял его, настраиваясь на «продолжение банкета». И, надеюсь, не был обманут в своих ожиданиях. Хотя игра со сменой ритма продолжалась. Что заставляло с любопытством ждать каждый номер. Не понимая, каким будет следующий. И такое вот предвкушение открытия – создавало интригу, держало в тонусе, не давало угаснуть интересу. Неслучайно, уже после окончания программы, услышал: «Жаль, что так мало». А ведь было сыграно 15 композиций… Это тоже показатель. Важный. Хорошего всегда не хватает.
Но это было уже чуточку позже, пока же невозможно было не оценить красивые сдваивания скрипки Дениса и саксофона Ильдара. Они проявлялись «по ходу пьесы» не раз, но наиболее выпуклыми показались именно в вещи «Такие девушки не уходят под утро». Ярослав, в процессе обсуждения подчеркнул, что это глубоко продуманный, специально сделанный ход. Такие «фрагментики» и делают вещи привлекательными.
Открытием стала песня «Время мечты отпускать». Возможно, в таком странноватом написании названия сказалось ориентация на испанский язык, но сама песня выглядит, как минимум, заслуживающей внимания. Очень приличный текст написала Елена Грачёва. А Денис Кузнецов, исполнявший её, постарался сделать так, чтобы все сумели понять нюансы, заложенные в материале. Поскольку песня – это уже про смыслы. На мой вкус, история получилась.
Почти бенефисом Ильдара получилась «Ночью влюбляются зря». Он постарался выжать из инструмента всё, что только возможно. Китайский альт и сам не представлял, что может быть таким обволакивающим и тёплым…
Что касается концовки, в качестве которой был выбран знаменитый «Вольный ветер» в собственном, джазовом прочтении, то я скорее с ней не слишком согласен. Да, почти весь зал пел вместе с Денисом Кузнецовым, но мне всё же такой ход показался несколько выбивающимся из общего концепта. Нет, было душевно, но всё же, более логичным виделось сделать красивой кодой зажигательный номер «Тебе нужен фанк». По всем параметрам вещь очень подходила для «точки».
Когда гаснут софиты
Это был концерт, после которого совершенно не хочется срываться с места, и бежать. Хотелось чуть продлить настроение, поделиться эмоциями с теми, кто настроен с тобой на одну волну. Поэтому тут и там в бар-клубе возникали «кружки по интересам», живо обсуждавшие увиденное. Периодически и мне задавали вопрос: «Ну, как?» Отвечал одинаково: «Мне было интересно!» Интересно наблюдать, интересно слушать, интересно видеть, как на твоих глазах «черновики» становятся красивой, чистовой работой. Надеюсь, новую программу Ярослава и «JEO» сумеют услышать живьём и в записи ещё многие. Она того стоит.
Алексей «Алекс» Орлин