Ярослав Сапожинский: «Пришло осознание, что жить можно иначе!»

Ярослав Сапожинский, собрав после Нового Года боевой состав из своих добрых приятелей, в чьих способностях был уверен, полным ходом движется к намеченной отсечке – концерту и записи альбома. Нынешний состав, названный «JEO band», вносит последние штрихи в абсолютно новую программу, которая 16 марта будет представлена тольяттинской публике. Накануне предстоящего события мы пообщались с Ярославом, постаравшись выяснить степень готовности проекта и обозначить смыслы предстоящего действа.

 

– До концерта остаётся совсем немного времени, поэтому давай начнём с главного. Для тебя этот концерт так важен потому что…?

–  Честнее всего, пожалуй, будет ответить так. В истории моего развития, именно как композитора, ключевыми выдались минувший и нынешний годы. За этот период, по сути, за год с небольшим, было написано много музыки. Причём абсолютно разной. Чтобы было понятно, речь вовсе не идёт о той программе, что будет показана тольяттинцам. Это те композиции, что вошли в альбомы «Парадокс» и включены в альбом «Music da insta». Нынешний концерт – продолжение истории. Он важен для меня, потому что здесь, как человек, создающий музыку, я поставил перед собой задачу и её реализовал. Я посчитал, что смогу создать ещё один продукт, исходя из возможностей нахождения здесь, в Тольятти. Мне важно, что удалось сочинить, аранжировать большую программу и собрать состав, способный эту музыку сыграть.

– Насколько знаю, на концерте будет сыграно порядка четырнадцати пьес. А поскольку все они написаны в рекордно короткие сроки – с января до начала марта, то возникает вопрос, неужели ты нашёл какую-то волшебную пилюлю? (Общий смех – А.)

На самом деле меня вдохновили мои жизненные перемены. Новый этап жизни. Любовь. Да целый комплекс всего. Главное, я начал жить по-другому, начал иначе себя ощущать в этом мире. То есть, пилюля – это жизнь! А я понял, что очень большой жизнелюб. И ещё, достаточно оптимистичен.

– А другого варианта и нет. В нашей стране просто нельзя быть пессимистом. Иначе просто не выжить.

– Мы с тобой имеем пред глазами массу других примеров. К сожалению. А поскольку речь идёт о моей скромной персоне, то у меня был период, когда на первый план выходило желание как-то обеспечить семью. А это оставляло всё меньше времени для того, чтобы заглядывать в самого себя. Казалось, что, к примеру, сейчас мы поиграем с  теми же «Горлодёрами», и заработаем денег, но этого, увы, не происходило. А время уходит.

– То время, что можно было потратить на собственную музыку, на то, что по-настоящему интересно.  

–  Именно сейчас я понял – у меня есть такая возможность: сочинять, занимать тем, что люблю. Получается, я как будто открыл глаза. Для себя. Понял, что можно жить и быть по-другому. Ни в коем случае, не жалею о том, что было. Но сейчас – время жить иначе.

– Исходя из того, что мне довелось послушать на первых репетициях, когда в работе было всего лишь три вещи, они были совершенно разными. По стилистике. Хотя, разумеется, всё – вокруг и около джаза. Продолжили в том же духе?

– Да. Будут представлены практически все джазовые стили. Самба, босанова, фанк, джаз-вальс, шатл-свинг, блюзы – такой набор точно не даст зрителям заскучать! Нужно подчеркнуть, что я вовсе не претендую на то, что я стилистически соблюдаю все законы и нормы. Скорее, как ты правильно заметил, это где-то около… Я хотел в этом альбоме сделать именно так.

– Прозвучало слово альбом. Это значит, ты не отказался этот материал записать?

– Однозначно! Совершенно в этом не сомневаюсь.

– В живом варианте?

– Здесь пока у меня нет готового решения. Некоторые вещи, на мой взгляд, очень достойны того, чтобы быть выпущенными. Понятно, если бы речь шла только об одной композиции, то можно было выпустить сингл. При наличии целого ряда интересных номеров, здесь нужен именно альбом.

– Если программа, а затем, как мы выяснили и альбом, получаются столь разнообразными стилистически, то можно ли обозначить, если не концепт, то хотя бы его основную идею?

– Главная идея (задумывается – А.)… Пожалуй, её можно сформулировать таким образом. Вот инструмент (кладёт руку на клавиши – А.), именно он, «Hammond», оказался здесь главным действующим лицом. На нём вообще всё можно сыграть! Даже соул-баллады будут. Чего уже давно не случалось в моих программах. Словом, так получилось, что именно «Hammond» выступает объединяющим инструментом. Этот орган, созданный давно, отлично звучит и в джазе, и в роке. Я взял на себя смелость чуточку расширить палитру (для себя, разумеется) и поиграть латиноамериканские стили, нью-орлеанский джаз (у нас есть рифы, присущие именно этому направлению).

– Сейчас, спустя два месяца работы, есть понимание, что не ошибся с выбором, собрав именно такой состав: Ильдар Есаков (саксофон), Денис Кузнецов (скрипка), Владимир Гришанин (барабаны)?

– Если помнишь, изначально я думал, что это будет два произведения, на которые мы сделаем видео.

Каждый из нас разместит его на своих страницах, используя в своих целях. И всё на этом. А дальше случилось следующее: я увидел и услышал потенциал. Сначала в себе, а это очень важно, поскольку понял, что смогу повести за собой команду и предложить мелодии, способные найти у них отклик. Вот так из двух треков мы вышли на программу, безусловно, ставшую для музыкантов интересной. Мы же понимаем, что находясь в достаточно взрослом возрасте, у каждого из них есть, чем заниматься. Но, между тем, эта идея сумела объединить таких совершенно разных музыкантов. Скажем, у Дениса – классическое образование, но он очень хорошо играет блюз, импровизирует. Гришанин – чисто джазовый барабанщик, и ему некоторые битовые вещи даются нелегко, поскольку он обладает именно джазовым мышлением. Ильдара можно назвать фанко-соуловым саксофонистом. Нынешняя программа позволила объединить их в одно целое.

– Я был на репетициях, видя, как поначалу всё получалось совсем не так гладко, как хотелось бы. При этом была видна заинтересованность каждого в конечном продукте. Абсолютно не было безразличия. Мне это уже тогда показалось важным, поскольку никаких других мотивов просто не было.

– Ты прав. Самый главный мотив для музыканта – это музыка. Которая ему, либо нравится, либо не нравится. Вот и всё. И, когда речь идёт о творческом проекте (а у нас нет ни расписанных гастролей, ничего такого, мы понимаем, что это может быть и не монетизируется никогда) на первое место выходит именно интерес.

– Название «JEO» на афише – ход, требующий пояснения.

«JAZZ EXPRESS ORCHESTRA» – это большой проект, где есть разная музыка. Это уже некий знак качества, бренд. Плодить какие-то новые проекты – я, честно говоря, не вижу в этом смысла. Не могу назвать нынешний состав полноценным «JEO», поскольку «ORCHESTRA» другой. Там шире состав, там несколько другая музыка. Поэтому название «JEO band» в афише, выглядит, на мой взгляд, совершенно уместно. Я бы не хотел писать «Квартет Ярослава Сапожинского». Хочется сохранять брендовую историю. Тем более, что «JEO» объединяет совершенно разные стилистические истории. Если вспомним один из последних филармонических концертов, то увидим, там тоже концептуально музыка разная. Есть элементы рока, да много чего… Главная объединяющая идея «JEO» – это композиторство: авторские мелодии, аранжировки.

– Что для тебя лично будет главным «послевкусием» после концерта? То, что вы сумеете сыграть близко к тому, что было придумано, это отклик зрителей, как во время концерта, так и после него, что-то ещё?

– Я просто хотел бы эти мелодии подарить людям. Больше ничего.

– Возможно, в случае удачного «захода», что программа будет показана ещё несколько раз?

– Уже можно говорить, что она будет показана в Самаре 2 апреля. Вообще хочу сыграть два-три концерта для разной аудитории и посмотреть на реакцию. А дальше будет понятно. Единственное могу сказать совершенно точно: эта программа будет играться только с этими музыкантами. Не будет никаких замен, подмен и так далее. Я считаю, что если она родилась здесь и сейчас, и все воспринимают её, как часть своего творчества, своей личной реализации, то быть только такому составу. Тут все на месте!

 

Премьера новой программы Ярослава Сапожинского и «JEO band» – во вторник, 16 марта, в бар-клубе «ШТАНЫ», начало в 20-00.

 

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *