(впечатления от концерта гитарной музыки)
Обживая новое место
В Тольятти не так много мест, где, находясь в комфортных условиях, можно получать удовольствие от музыки. Где-то полная архаика, не имеющая ничего общего с уютом, где-то слишком много пафоса, где-то отвратный аппарат, из-за которого порой половину концерта ты вынужден догадываться, о чём тебе пытаются рассказать со сцены. Но ситуация постепенно начинает меняться. В Поволжском Православном институте появился новый концертный зал. Достаточно вместительный (на 450 мест, из которых сотня – это балкон), оборудованный в соответствии с тем, какие требования сегодня предъявляются к месту, где зритель должен не просто увидеть человека с микрофоном на сцене, но ещё и быть вовлечённым в настоящее шоу, включающие всевозможные световые эффекты. Добавим сюда отличные гримёрки, костюмерные, продуманную организацию сценического пространства и подходы для артистов, и получим место, которые готово принимать музыкантов любого уровня. А ведь в институте ещё имеется и Атриум, который, в силу своих параметров, просто создан для концертов, требующих объёмного звучания.
Стоит упомянуть о шикарном бонусе для зрителей. Приходя на концерт, здесь каждый имеет возможность в перерыве познакомиться с работами художников. Для этого достаточно сделать всего лишь несколько шагов. И оказаться в выставочном зале. Экспозиция меняется. На сей раз, была представлена художественная роспись по ткани.
В общем, место располагает. И совсем неслучайно «Резонанс» решил сыграть здесь концерт, двигаясь к своему юбилею. Который (по факту) случился в прошлом году, однако большой, широко анонсированный юбилейный концерт в филармонии, где намечались многочисленные гости, переносился из-за пандемии. И сейчас запланирован на апрель. То есть самое время обкатать на зрителе какие-то новые придумки и восстановить старые композиции. А это требует времени.
На пути к себе
Когда мы говорим о «Резонансе», то должны отчётливо понимать: это не тот проект, где люди ходят на работу каждый день, репетируя с утра до ночи. Музыканты не собираются каждый день, даже каждую неделю. У каждого из участников масса собственных проектов, участвуя в которых они зарабатывают. Никакого другого варианта нет. Да – есть славное имя, есть сорокалетняя история, есть яркие странички, есть чем гордиться. Но современные реалии диктуют свои условия. Поэтому, собирается вся компания тогда, когда намечается какое-то событие. В таком раскладе нет нынче ничего особенного, а тем более предрассудительного. Музыканты в «Резонансе» собраны классные. Для них «Резонанс» – не пустой звук. А что ещё более важно – Иванов, Лысяков, Солодянкин, Клюковский и Караблин чувствуют друг друга на сцене. Такое складывается нечасто. Соответственно, поиграть такой компанией им в удовольствие. А для того, чтобы отшлифовать какие-то нюансы, да даже элементарно понять, кто на данном этапе находится в какой форме, им требуется время. Концерт, прошедший в ППИ в один из последних зимних дней, таким образом, решал сразу несколько задач.
Помогал в раскрутке нового места, давал возможность музыкантам «Резонанса» повзаимодейтвовать в «боевых» условиях, а также позволял в какой-то мере смоделировать всё сценическое действо. Ведь какие-то номера непременно будут включены в юбилейную программу.
Радость от встречи
Программа концерта, получившего название «С верой в музыку», строилась таким образом, что в первом отделении на сцене главным действующим лицом был «Резонанс». Гости и друзья выходили на сцену – во втором. Исключение было сделано лишь для Дениса Кузнецова, успевшего сыграть и в первой и во второй части шоу. И в очередной раз продемонстрировавшего сколь потрясающе звучит его скрипка.
«Резонанс» начал с «Lazeez». Расположившись на одной линии, устроившись на сценических стульях, гитаристы и Клюковский со своим басом постарались с первых аккордов включить зрителей, показать, как они рады встрече и постараться сделать всё по возможности с присущим ансамблю шиком. Потому как, когда звучат интересно разложенные три гитары и бас – это просто не может не брать за живое.
Большая нагрузка выпала на Гошу Иванова. Кроме того, что он музыкальный руководитель «Резонанса», а значит, отвечает за общее звучание, так он ещё и вёл весь концерт. И, судя по некоторым нюансам, даже слегка волновался. Кроме того, обаятельный, энергичный и пластичный Иванов был очень плотно задействован в общей канве практически каждой композиции. Именно они с Женей Солодянкиным по большей части обыгрывали партии, обозначающие мелодический рисунок. И делали это на хорошем уровне. Более того, именно Иванов постоянно «менял план» – то брал в руки кавакинью (маленькую португальскую четырёхструнку), то включался с харпом. Такая активность требует большой сосредоточенности и внимания. Безусловно, спасает громадный сценический опыт, и, тем не менее, далеко не каждому удаётся при таком «загрузе» выглядеть весёлым и лёгким.
Под стать своему партнёру зажигал и Евгений Солодянкин. Все знают, что его пристрастие – латино. Именно в этой стилистике он чувствует себя наиболее органично. Но и в композициях иного плана рука и манера Евгения вполне осязаемы. Как это было, скажем в «Братане» Ивана Смирнова.
Артём Лысяков – обладающий очень мягкой, интеллигентной манерой звукоизвлечения, не особенно стремится выдвинуться на первый план. Но его роль в создании общей палитры звучания очень важна.
Роман Клюковский (бас) и Алексей Караблин (барабаны) отвечают за устойчивость «каркаса». Что позволяет остальным участникам свободно двигаться внутри инструментального пространства, демонстрируя выдумку и изобретательность.
Из композиций в первом отделении выделил для себя «Фугату» Пьяцоллы. В первую очередь, потому что в классическом прочтении здесь просятся несколько другие инструменты. И было очень неожиданно увидеть гитарный вариант. Точно заслуживает внимания! Это было стильно.
Если брать постановочную часть, то любопытным получился стык «Славянской истории» (мне почему-то показавшейся не столько славянской, сколько восточной) с ирландским номером Дениса Кузнецова.
В целом, это было хорошее отделение. Дающее достаточно полное представление о том, что из себя «Резонанс» представляет сегодня. За происходящим было любопытно наблюдать.
Были ли шероховатости? Были. Но невопиющие, не выпирающие. Однозначно, «Резонанс» может звучать с большим блеском. Для этого нужно чуть больше времени, нежели было у парней перед подготовкой к нынешнему концерту.
Разогнав второе отделение «Flomoco loko» «Резонанс» включился в режим аккомпанирующей группы, дав возможность продемонстрировать свои таланты друзьям. С точки зрения «обкатки» и подготовки к юбилейному выходу, это выглядит вполне разумным. Ведь нет ничего нуднее, нежели скучные праздники. Наполнить действо каким-то смыслом – правильно. Вопрос только в том, чтобы приглашенные каким-то образом совпадали с главными героями вечера.
Впечатлил юный гитарист Максим Рожков. Он очень убедительно и уверенно отыграл свой номер «Собор», в сопровождении потрясающей проекции, создававшей полное ощущение, что ты находишься внутри храма.
Впервые я видел ансамбль духовной и этнической музыки «АконостЪ». Мужское хоровое пение вообще способно пробить до мурашек, а тут ещё и очень грамотно были расписаны роли между вокалистами и музыкантами. Сложилось впечатление, будто они далеко не в первый раз так взаимодействуют. Появилась даже мысль, может быть им попробовать сделать совместную программу? Может очень интересно, необычно получится.
Денис Кузнецов, игравший не только соло, но и во многих других номерах, во втором отделении ещё и спел. Известный номер из репертуара дуэта «Shannon» «Brian Boru» был в своё время очень популярен. Да и сейчас очень хорош. Тем более, поющего Кузнецова сегодня можно не так часто послушать.
Два номера показал известный баянист Олег Гавриленко. В том числе было сыграно «Libertango» Пьяцоллы. Меня эта версия не вдохновила. Не произошло совпадения.
Трудно представить большой концерт «Резонанса» без давнего друга Иванова, лидера группы «Татьянин День» Олега Татьянина. Он спел «Капли дождя». Где явственно ощущалось волнение. Всё-таки достаточно давно Олег уже не выходил на сцену. Что касается одного из главных татьянинских хитов «Вниз по реке», то он уже прозвучал ровнее и мощнее. Хотя у меня всё же сложилось впечатление, что Олегу было не слишком удобно петь в варианте аранжировки, предложенном Ивановым. С учётом того, что Татьянин заявлен в большой программе юбилейного концерта, есть время доработать эти номера.
Продолжая движение
Кодой большого шоу стала песня Юры Панюшкина «С нами ничего не случится», на исполнение которой вышли все участники.
Важные слова. Актуальные сегодня, как, может быть, никогда ранее.
Таким образом, получился концерт-движение, концерт – развитие. И это очень символично. Во всех смыслах.
Алексей «Алекс» Орлин