Яркая «матрёшка» в дождливом городе

(впечатления от большого блюзового концерта)

Втянуть в игру 

Это всегда приятно – вдруг, из мрачного, заваленного кучами грязного снега городского пространства, форсируя дороги по щиколотку в воде, ты вдруг попадаешь в место, «где свет». Где, с учётом нынешних требований, аншлаг. Где люди понимают, зачем пришли и отлично знают, как всё будет происходить, и им предстоящее очень нравится, по определению. Где артисты, ещё до выхода на сцену, знают, их пригласили, потому что любят и ждут.

Леван Ломидзе со своим «Blues Cousins» в Тольятти далеко не в первый раз. В том числе и потому что прекрасно понимает – даже играя исключительно блюз в его практически классическом, исконном виде, артист должен постоянно что-то придумывать, удивлять, заставлять сопереживать. Ведь основа любого концерта – эмоции, которыми обмениваются музыканты и зрители. Способы могут быть разными: от необычного сценария действа, до приглашения интересных гостей. В нынешнем феврале Леван пошёл по второму варианту. И понятно почему. После того, как концертная жизнь останавливалась, музыканты страшно соскучились по работе, по той энергетике, которую можно получить лишь во время живого общения. Разумеется, имеет значение и финансовая сторона. Нет концертов – нет заработков. Словом, решение приехать в Тольятти большим составом, в который, помимо слётанной блюзовой троицы «Blues Cousins» были включены ещё несколько больших мастеров, понятно со всех точек зрения. Как и то, что такому шоу особенно нужен «разгон».

Создать настроение

Понятно, когда твоё имя первым на афише, то и первый выход – твой. От него зависит, как всё пойдёт дальше. Да, Ломидзе – боец искушённый. Его трудно смутить. Но, что ещё очень симпатично, Леван создаёт настроение, включается в игру сразу, без долгих заунывных разговоров, которыми грешат многие музыканты. Ему совершенно не хочется тратить время на то, что отлично делают артисты других жанров. Стилистика Ломидзе – блюз. Причём преимущественно «горячий», а отнюдь не блюзовые баллады. Мастерски управляясь с длинным гитарным шнуром, Ломидзе с первого аккорда своего инструмента, с первых тактов начальной композиции создаёт то состояние, в котором ты находишься практически всё время, пока Леван и компания на сцене – всё остальное как-то разом перестаёт иметь значение, отодвигается. И чтобы добиваться такого совместного включения, многим приходится тратить достаточно времени. Почему так получается? За счёт каких козырей?

Ну, во-первых, Ломидзе очень хорошо оснащён технически. Странно, если бы было иначе, с учётом того, что в блюзовом трио – на гитаристе основная нагрузка, остальные инструменты следуют за его гитарой. Но сама по себе техника в отрыве от набора других качеств, может быть отменно скучной. В случае с Ломидзе, она находится в связке с такими «атрибутами», как харизма, артистизм и умение органично двигаться. Последнее чрезвычайно важно именно для того формата подачи, в котором действует Леван – язык тела, постоянные пританцовывания, выдвижения на авансцену, служат дополнительной иллюстрацией той композиции, что воспроизводится в этот момент. И, что важно, у Ломидзе, в комплексе, его манера игры, подача и движение – не выглядят ни заигрыванием с публикой, ни вычурно. Видно, что он именно так чувствует себя, ему именно так комфортно.

В общем, первый блок шоу, где безраздельно властвовали Леван и его партнёры – барабанщик Слава Игнатов и басист Михаил Грацинский, пролетел на одном дыхании. Хотя в этот промежуток каждый из инструменталистов успел продемонстрировать свои возможности. Без перегрузки. Дозировано. Ни Игнатову, ни Грацинскому давно уже не надо доказывать свой уровень. Их давно признали, и в стране, и в мире. Другое дело порадовать зрителей – показать, что в форме, поделиться классными «прихватами».  И, конечно, побаловал своими гитарными  партиями Ломидзе. Его умение легко, без видимых усилий забираться на «верхотуру» и там отрываться, заслуживает самых высоких оценок.

Если кто вдруг не знает, то Ломидзе не только сам сочиняет пьесы, но ещё и поёт. И здесь важно уметь быть именно в блюзе. Органика достигается не только правильно подобранным, обустроенным пространством для голоса, но ещё и точным ощущением уместности того или иного вокального захода. На мой взгляд, у Левана это получается убедительно.

Извлекая фигуры

«Матрёшка» упомянута в заголовке неслучайно. Помните принцип: ты открываешь её, а там следующая фигурка, которая, в свою очередь, затем тоже открывается. Вот и на большом блюзовом концерте происходило, примерно, то же самое – постепенно в действо вовлекались другие участники. При этом, они вовсе не были попутчиками. Каждый показал мини-сет из четырёх вещей.

Первым на сцену был приглашён Дмитрий Малолетов. Маэстро известен всем, кто хотя бы немного интересовался гитарой. Гитарист, обладающий уникальной техникой двуручного независимого теппинга, позволяющей добиваться совершенно необычного звучания, композитор, продюсер, популяризатор гитары. Его выступление – такой мини мастер-класс. Мне более всего «зашла» версия нетленного битловского хита «Любовь нельзя купить». Хотя и вещь из репертуара Пресли была сделана интересно. Кстати, одну из композиций  Малолетов исполнил вместе  музыкантами «Blues Cousins». Для них это не в новинку, поскольку дружат и сотрудничают они давно.

Продолжил «гостевую линию» не менее известный человек. Дмитрий Четвергов, пожалуй, более склонен не только к блюзовой, но и к рок-н-ролльной тематике. Дружба и сотрудничество с Арутюновым, работа в «Круизе», где Четвергов был аранжировщиком, саунд-продюсером, и, гитаристом – это лишь малая толика того, что музыкант успел сделать к этому моменту.

Фактурный, чем-то смахивающий на Арамиса, Четвергов успел показать песню из своего последнего альбома «Повороты судьбы», пару интересных инструменталов, а также композицию, гармонически напомнившую о его «круизном» периоде. Сразу замечу, использование Четверговым собственной «подложки» мне совершено не мешало и не смущало. Особенно учитывая обстоятельства, в которых все мы оказались в этом (берём не календарный, а фактический период) году.

Разумеется, не обошлось без Чака Регистера. Американец постоянно участвует в программах Ломидзе. Из всей большой компании, Чак (когда в форме), возможно, самый яркий иллюстратор того, как белый человек представляет себе пение блюза.

На проектную

Леван, давая слово гостям, явно соскучился по залу. Как любому лидеру – ему всегда хочется большего. Поэтому, после вынужденной паузы, он постарался выжать максимум возможного из последнего блока. В том числе порадовав любителей «Битлов», превратив «Come Together» в ярчайший блюзовый, мощнейший по духу и подаче номер. Номер, который с ним уже вовсю распевал зал. И не только потому, что Леван со зрителем в контакте постоянно. А и от того ещё, что люди соскучились по выплеску энергии, и именно филармония остаётся местом, где ты можешь демонстрировать свои эмоции независимо от возраста. Чего практически не случается в других залах. Где более взрослая аудитория часто чувствует себя не в своей тарелке. Тут же дамы в элегантном возрасте позволяют себе прыгать и кричать, как девчонки. И это здорово!

Уверен, вы сами догадываетесь, чем должен был закончиться такой концерт? Конечно, джемом! Когда все участники вместе спели и сыграли. Повторив «финалочку» на бис. Заведённые зрители танцевали вместе с ними. Красивая кода красивого сюжета.

 

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *