(впечатления от концерта Вадима Эйленкрига)
Движение навстречу
Признаюсь, очень хотел услышать Эйленкрига «живьем». Заочно, как, вероятно, и многие другие, я с ним знаком, поскольку стараюсь не пропускать программу «Клуб Шаболовка 37». Но, во-первых, там главная задача ведущего дать возможность показать себя гостям программы, и лишь, во-вторых, а скорее даже и, в-третьих (во-вторых, это всё же поговорить), – сыграть что-то совместное с ними.
Кстати, если смотреть программы последовательно, то вполне можно себе составить какое-то представление и о пристрастиях Эйленкрига-музыканта. Это проявляется в том, как он подходит к нюансам представленных, стилистически абсолютно разных составов.
Спросите, какое отношение сказанное имеет, к прошедшим концертам Эйленкрига и его «EILENKRIG CREW» в Тольятти? Да самое прямое! Ну, представьте, ты едешь на концерт в город, где выступаешь вовсе не часто, и вдруг рискуешь показывать не с ходу беспроигрышную программу, состоящую из главных, проверенных временем хитов, а абсолютно новый материал, который, к тому же, на записи звучит иначе, нежели его можно представить в концертном исполнении. Поскольку возможности студии позволяют приглашать на запись конкретных вещей именно тех исполнителей, какие, по мнению автора, нужны в данной конкретной пьесе (помимо, разумеется, своего «родного» состава). А в новом альбоме ещё и DJ представлены с целым «набором» любопытных придумок. Словом, услышать на концерте можно было несколько иной вариант нового диска. Несколько отличающийся от оригинала, но позволяющий оценить живую версию.
Увидеть козыри
Отмечу, музыканты в группе Эйленкрига собраны отменные. Скажем, саксофонист Константин Сафьянов более десяти лет отработавший в оркестре Игоря Бутмана – одного из ведущих российских джазменов последних десятилетий. Более того, как рассказал на концерте Вадим, именно у Сафьянова в столь мощном джаз-бенде была роль ведущего сакса, а сам Бутман предпочитал роль второго плана (мы, разумеется, говорим об ансамблевом звучании, а не о сольных партиях). И то, что в представлении альбома «Newborn» подчёркнуто – аранжировки «EILENKRIG CREW» – не удивляет нисколько. Понятно, что решать любые задачи проще, когда с тобой рядом такие мастера.
Словно бы отвечая на мои вопросы, Вадим выбрал для «заезда» композицию, которую на телевидении мы не слышим целиком – «Шаболовка 37». Было очень интересно наблюдать за развитием темы. Собственно, уже в ней проявилась одна из главных «фишек» «EILENKRIG СREW». Очень точное тембральное совпадение трубы Эйленкрига и саксофона Сафьянова. Это редкая удача, когда подобное происходит. Да, в «пачке», где сразу несколько духовых в общей канве подобное легко спрятать, здесь же прятаться некуда. И красота не только в том, как они, переплетаясь, выдают «унисон», но и в том, что органично и стильно оба инструмента звучат, расходясь на «два голоса». Если вы постоянно слушаете составы с дудками, то хорошо знаете, с какой тревогой ждёшь их партий. Нет-нет да и проскочит неверная нотка, что сразу портит картину. Здесь парочка работает как часы.
Можно понять удовольствие Эйленкрига, когда он уходит совсем на высокие ноты, где можно «покричать», «поразговаривать» и просто дать эмоцию. Делает это Вадим совершенно не опасаясь за то, что без него конструкция развалится. То есть волен импровизировать, отходить от заданных параметров. Поскольку без импровизации джаза просто нет и быть не может. В ней прелесть и полёт фантазии.
Желание лидера в первом же блоке, включающем «Papaya Dance» и «WTF Samba» дать возможность каждому участнику группы презентовать себя, понятно. Хотя мне, например, уже с первой вещи было интересно следить за тем, с какой выдумкой работает за клавишами (там был полный «фарш»: концертный рояль и синтезатор) Дмитрий Илугдин. Именно его подложки и проходки позволяют поддерживать настроение, задаваемое духовыми. Маститый Артём Мкртычян на своём басу и самый молодой участник бэнда барабанщик Виталий Эпов прекрасно понимают свою задачу – сделать всё, чтобы солирующие инструменты всегда могли легко «вернуться на родину», выходя за пределы основной канвы.
Приятно, что материал альбома, с одной стороны в чём-то можно назвать экспериментальным, особенно в подходе к звуку, а с другой Эйленкриг сотоварищи постоянно подчёркивают свою связь с миром большого джаза. Где, не зная корней, просто невозможно двигаться дальше. Как пример, композиция «Two:Two», посвящённая Майлзу Дэвису, выдающемуся трубачу современности, с прямым отсылом к его пьесам. Эйленкригу, как мне представляется, важно было показать, что история продолжается! Дополняется, переосмысливается, начинает играть новыми красками, но всегда остаётся радостью для тех, кто её исполняет, погружаясь с головой в мир удивительных гармонических построений, свободы и ярких эмоций. На этом строится джаз.
Сегодня про любого артиста известно почти всё. А при желании даже то, чего он бы не хотел, чтобы знали окружающие. И любому публичному человеку важно выбрать именно ту границу, дальше которой он не пускает в свой мир. Во всяком случае, сознательно, публично. Говорю это лишь потому, что на концерте мы узнали – мягкая, чувственная, нежная, почти соул «Колыбельная для Леи», и задиристый, искристый «Илашкин Блюз» – посвящены детям Вадима. И этого вполне достаточно для того, чтобы проникнуться настроением. Больше и не надо. Открытий хочется именно в музыке.
Понятно, что лидер «EILENKRIG CREW» в рамках альбомного варианта концерта постарался показать свои технические умения: была и бипованная труба (хотя вовсе не много) и фрагменты на чистом звуке. Вероятно, если бы был представлен другой материал, то мы увидели бы и несколько иного Эйленкрига. Но здесь всё было концептуально – только материал «Newborn» и ни шагу в сторону. Даже на бис была повторена одна из уже звучавших композиций. И это выглядело вполне обоснованным.
С надеждой на возвращение
Ситуация в мире, стране, городе просто не может не сказываться на любом нынешнем действе. Эмоции на порядок круче, когда зал забит под завязку, когда артист получает цветы, сувениры, когда выходит к своей публике на автограф-сессию. Всего этого сегодня делать нельзя. То есть стороны лишаются чего-то важного, каких-то «штришков», позволяющих получить удовольствие более полно.
С учётом всего, могу сказать – мне вполне хватило в этот вечер именно сыгранной программы. Лаконичность позволила полностью сосредоточиться на концепции. Не отвлекаясь на вещи, призванные «подзавести» публику.
Не глобальность концерта, позволяет надеяться на следующие встречи. Тем более что Эйленкриг хотел бы сыграть с тольяттинским оркестром.
Мне нравится позиция Вадима сказавшего: «Не важно, что вкладывал я, важно, что услышите вы». Это, на мой взгляд, полная правда. Каждый из нас побывал на собственном концерте «EILENKRIG CREW». И погрузился в мир собственных образов.
Алексей «Алекс» Орлин
P.S. А альбом «Newborn» до концерта я слушать не стал. Сознательно. Зато сейчас сделаю это с удовольствием.