(интервью с лидером группы «Четыре Квартала»)
Мы не виделись «живьём» давно, хотя, разумеется, постоянно на связи. И от этого ещё возникает странное ощущение, вроде бы все новости известны, а чего-то главного во всём этом нет. А, главное заключается, пожалуй, в том, что лидер группы «Четыре Квартала» Ренат Натфуллин меняется, взрослеет, раскрывается совсем иначе, нежели это было несколько лет назад. В том числе, с его точки зрения, это происходит под влиянием постоянных гастрольных поездок, дающих возможность увидеть не только мир вокруг, но и понять что-то важное про себя самого. Собственно, и на сей раз поводом стало событие – тур группы по девяти российским городам в рамках фестиваля «Рок на колёсах». Который запланирован был на весну, но состоялся только осенью. По всем понятным причинам.
– Самое удивительное, с моей точки зрения, заключается в том, что фестивальный тур, пусть и перенесённый, вообще состоялся. Особенно с учётом того, что задействовано было сразу несколько групп, а, значит, приходилось решать больше организационных вопросов.
– Согласен. А произошло это, в том числе, потому что группы, которые принимали участие в фестивале, совсем не любительского уровня. Все они хотят двигаться, показывать свой материал. Никого не приходилось уговаривать.
– Кому принадлежала идея проведения такого, достаточно необычного феста?
– Идея принадлежала нам. Родилась она из опыта, из того, что удалось подсмотреть во время поездок на самые разные фестивали. Не открою ничего нового, если скажу, что в каждом городе – свои герои. И цель любого феста, в первую очередь, продвигать именно своих. Мы же постоянно оказываемся где-то там… на акустической сцене, где минимум народу. В общем, нам хотелось сделать историю, в которой всё было бы несколько иначе. Действовать решили вместе с «Чемоданом Гризли», с которым познакомились на «Ариэль-фесте». Когда начали продумывать маршрут, то выяснилось, что в Ижевске, к примеру, все даты практически забиты. Вот тут мы, как раз и решили обратиться к известным местным командам, таким как «Сны африканца», «Трали-Вали», понимая – вместе нам будет гораздо легче вписаться. Так и поступили. Почти в каждом городе тура мы приглашали к участию известную местную группу. Понимая, что нужно привлечь публику. А на своих – точно пойдут!
– Получается, промоушен-ход в чистом виде.
– Мы этого и не скрываем.
– Хотя, думаю, везде всё происходило по-разному, и всё же, как принимали?
– Ты прав. В той же Москве зрителей было немного. И это вполне объяснимо. Слишком большой выбор. Слишком много событий. Плюс нынешняя ситуация. Люди напуганы происходящим. Заходишь в клуб и первое что слышишь от охранника: «Наденьте маску». Это, конечно, напрягает.
– По-моему, это вполне объяснимо сегодня.
– Разумеется. Я и не спорю. Просто говорю об эмоциях. Что касается других площадок, то, скажем, в Ярославль я просто влюбился! Во-первых, народу было…
– Большой клуб?
– В том то и дело, что нет – пельменная! Когда ехали, я думал: «О, круто, мы докатились наконец-то до пельменных!» Оказалось, что там пельменная находится рядом с баром, в одном помещении. В восемь часов столы раздвигаются, выкатывается аппарат и начинается рок-н-ролл! В чём кайф? Это – центр Ярославля, окна, люди идут мимо, тусуются, видят происходящее, заглядывают «на огонёк». Плюс, хороший звук, отличный директор Паша Зарослов. Тёплое, душевное отношение к музыкантам. Во Владимире, кстати, тоже было здорово. Но выделяю именно Ярославль, потому что была возможность ещё и погулять по городу. Мы сходили на стрелку, на Волгу. Очень классно! Я себя комфортно чувствую в таких городах, где история на каждом шагу.
– Между тем, турами тебя не удивишь…
– Это уже стало традицией. Начиная с 15-го года, мы действуем по такой схеме: сначала едем в поддержку альбома, потом с презентацией альбома, затем переключаемся на акустику.
– В таком случае, есть смысл рассказать об отличиях нынешнего фестивального тура, от поездок ваших только своей группой.
– Ну, во-первых, были города, в которых мы ни разу до этого не выступали. Если Стерлитамак, Москва, Уфа – маршруты привычные, как и стартовый выход в родном городе, то в Ижевске, Ярославле, Владимире, Глазове мы ещё не играли. То есть постепенно расширяем географию поездок. Это очень важно.
– Помню, на тебя сильное впечатление произвёл тот факт, что уже во время первых вылазок публика знала твои песни.
– Так инет. Сегодня всё доступно.
– Но ведь и выбор огромный! А знали они именно ваши песни!
–Всё приходит с опытом, начинаешь понимать важность маркетинга (смеется – А.) Приходится готовить каждую поездку. Для начала находишь наиболее популярные паблики в городе, где предстоит выступать, и размещаешь там информацию, рассказывающую о предстоящем концерте. Приходится тратиться, но, что делать?! Сегодня люди хотят чётко знать, что им предстоит увидеть. В зависимости от того, что близко конкретному человеку. Зачем ему, допустим, панки, если он любит хард-рок?! Любопытно наблюдать, как меняется публика. Если первый раз, например, в Арзамасе была исключительно своя (для конкретного клуба) публика, то сейчас было много совершенно другого народа. И меня это очень порадовало!
– Мерчем вашим не интерсовались? Те же парни из «Волги-Волги» рассказывают, что у них его требуют всегда. Вроде бы всё сегодня есть в сети, но люди хотят диски, футболки, кружки…
– Вот у нас, как раз всего этого нет. Дисков было штук десять. И то половину просто подарили. Удивительно, но есть люди, которые коллекционируют диски. Мне, например, в Тольятти один человек показывал залежи дисков, среди которых нашлось абсолютно всё, что мы когда-то выпускали, начиная с первого альбома «Созидального исхода». Кстати, просил его поделиться одним альбомом. Не дал! Это же коллекция!
– К финансам тур не имеет никакого отношения?
– А вот и нет. Мы уже играли не на процентах. В некоторых случаях был гонорар. И, если честно, то мы практически на пол-альбома заработали.
– Удивил.
– Смотри, какая штука. Мы не предлагали на этот раз просто концерт группы «Четыре Квартала». Да, «Сны Африканца», «Трали-Вали» не играли во всех городах. Но весь тур мы проехали вместе с «Чемоданом Гризли». Шамиль (Шамиль Юмадилов – лидер «Чемодана Гризли» – А.) нас поддерживал во всём! Тут есть смысл снова сказать о маркетинге. Когда ты предлагаешь концерт малоизвестной группы «Четыре Квартала» – одна история, и совсем другое, когда речь идёт о фестивале.
С Шамилем вместе – было здорово! Он играет такой стендап-панк. Выходит такой, в костюмчике (пиджачок на голое тело) и начинает представление. Своими диалогами, разгоняя действо. А потом выходим мы и «дожимаем».
Людям это нравится. Они пришли на концерт и увидели два совершенно разных стиля. И, конечно, при таком раскладе, гораздо легче на контакт идут арт-директора: «О, фестиваль, совсем другое дело». То есть надо учиться делать события.
– Ты успел покататься с разными составами: с Максом, с Димой. Второй год вы уже выезжаете втроём: ты, Сергей Щербинин, Андрей Викторов. Как проявляют себя парни? Насколько ты ими доволен?
– У нас не было проблем во взаимоотношениях. Если ты это имел в виду. Это важный момент. Поскольку каждый тур я готовлю примерно полгода. Это разговоры с арт-директорами, встречи, контакты, афиши, логистика (город за городом). Если начнёшь подготовку за три месяца, то многие, удобные, нужные тебе даты оказываются забитыми. Нам же нужен не просто день, а именно выходные. Иначе нет никакого смысла. Плюс, нужно продумывать, чтобы «плечо» было удобным: если Пермь, то, значит, логично «прицепить» Ижевск, и так далее. И, конечно, если вдруг что-то происходит с кем-то из участников, то это может серьёзно осложнить выполнение задуманного. Тем более такая опасность была в этом, таком «нестандартном» году. Но всё обошлось.
А, вообще, многое завязано на человеческих отношениях. Которые уже выстроились. К примеру, в Стерлитамаке есть клуб «Артель» – с кайфным звуком, всё просто очень круто звучит. Играют там, в основном, кавер-группы. Но, поскольку директор к нам очень тепло относится, зная – мы дадим качество, то для нас всегда находится время в плотной афише. Как я могу подвести людей, которые мне доверяют?!
– Совсем недавно один очень известный тольяттинский музыкант сказал мне буквально следующее: «Если бы я хотел стать рок-звездой, я бы ей стал! Но меня совершенно не устраивают все эти туровые истории: постоянное движение, перемещения из города в город. Я не хочу такой кочевой жизни!»
– Думаю, так не надо говорить. Это такое везение…
– Не дал мне закончить вопрос. У вас, помимо музыки, есть работа, которая приносит деньги. То есть не было внутренней готовности с головой уйти в рок-н-ролл? Или это совершенно осознанный выбор: есть жизнь, есть музыка, и они идут вместе, но при этом развиваясь как-то параллельно?
– Давай так. Про смыслы. Про то, что такое музыка, и чем люди жертвуют. Музыка в наше время – это продукт. Как вот этот, лежащий передо мной, сотовый телефон. Его продажи зависят от того, насколько он круче предыдущих моделей, какой у него функционал, насколько он внешне стал привлекательней. По тем же законам работает шоу-бизнес, где надо постоянно подстраиваться, чутко реагировать, смотреть за тем, что популярно, чтобы сделанное тобой активно продавалось. Расчёт на 18-19-летних. А есть ещё, назовём их так, песни для души. Их то мы, как раз, и играем. Прекрасно понимая, что они вряд ли соберут стадионы и большие залы. При этом они обязательно будут нравиться каким-то определённым людям. Из разных поколений. И тут тебе предстоит решить – будешь ли ты прыгать во всё это с головой: уволившись с работы, отказавшись от налаженного быта. Вполне возможно, скоро ты будешь потреблять доширак, и кусать локти. Я не хочу разочарований! Поэтому я работаю на заводе, получаю зарплату, покупаю себе хорошие гитары, примочки, записываю альбомы. Потому как запись альбома и издание его на приличном лейбле – это сотка. Даже с учётом того, что ты его будешь записывать в Тольятти. Про столичные цены даже говорить не буду. Ясно, что всё гораздо дороже.
– Я сам не знаю, как правильно. Но не мог об этом не спросить. И уверен, каждый в этом случае выбирает сам.
– Я, кстати, знаю музыкантов из очень известных российских команд, которые играют на «Нашествии», но своих работ вовсе не бросают.
– По-большому счёту, всё идёт нормально. Когда за 10-15 лет из города выходит на более высокую орбиту пара-тройка команд, то это вполне нормально! Поясню. Массе тех, кто начинает дёргать струны в определённом возрасте, просто не надо становится «звёздами» и «кумирами». Им просто нечего сказать.
– Это другие правила игры.
– Не только правила игры. Часто им нечего предъявить миру. Поскольку для того, чтобы что-нибудь сказать, надо что-то иметь за душой. По правде говоря, даже у ведущих наших команд, есть проблема с материалом.
– Я бы давно с этим делом завязал, или спустил на совсем-совсем низкий уровень, чтобы тешить своё самолюбие, играя в двух-трёх клубах в год, в Тольятти. Если бы я не был уверен в материале! Я смотрю на реакцию людей, смотрю на то, о чём говорят со мной после концерта. И понимаю, это востребовано! Речь не идёт о каких-то супер гонорарах. Я о своей нише. Как всё это взять и бросить?! И потом, признаюсь, я настолько привык к этим туровым историям, что без них меня ломает.
– То есть всё приходит вовремя?
– Фишка в том, что с возрастом ты понимаешь, что не можешь и не должен делать плохо. И ещё ты осознаёшь, зачем ты всё это делаешь. Что такое рок-н-ролл в наших условиях? Для меня это – клуб, сцена, и возможность 40 минут жить на ней. То, что мы тут у себя на репетициях… это просто музицирование. Рок-н-ролл – это, когда чужая публика. Потому что если ты ломаешься, тебе говорят, что всё как-то не так, то это означает – время работать! А, вообще, всегда время работать над собой. Мне в своё время Раф Салахутдинов (лидер «Формулы 10/20 – А.) сказал золотые слова: «Не надо никого удивлять. Удиви себя!» То есть, сядь на диван, сыграй песню, и пусть она тебя заведёт! Поэтому ты выходишь на сцену, ты вырубаешься, ты 40 минут дышишь!
– Мэтр Гурьев в одном из интервью как-то заметил, что рок-н-ролл – никакая не стилистика, а месседж.
– Это состояние духа! А посыл – твоё выступление. И если ты горишь, то всё равно кого-то зацепишь! А если вышел отбыть номер – всё мимо. Главная задача концерта – сделать публику твоей. И насколько ты «заберёшь» её, настолько это и случится. В последние годы пришло понимание, что мы ездим для того, чтобы, как говорил Балабанов, найти своих!
– Сменим тему. Когда мы договаривались об интервью, ты говорил о том, что «по горячим следам» хотите что-то записать.
– Мы писали барабаны. Хотелось сохранить настроение.
– Это уже материал для нового альбома?
– Да, прописали шесть вещей. Днями Сергей будет записывать бас. Подчеркну, что после «Дуэли» мы понимаем, что планка поднята. И хотим продолжать движение в этом направлении. Новые вещи должны по уровню быть сильнее сделанного раньше. Иначе, зачем?! Совершенно нет желания из года в год показывать старый материал.
– Класс. Тур закончен, но жизнь продолжается!
– Да нет! Тур не заканчивается: он, как начался в 2015 году, так меня до сих пор и несёт. Я сижу дома, пишу, играю, готовлюсь к очередному «прыжку». Потому что если его не делать, теряется смысл. Никакая выкладка в сети ничего не даст, пока ты не покажешь на сцене, что умеешь. Только потом тобой станут интересоваться, следить за тем, что ты делаешь, искать клипы. Всё связано.
Алексей «Алекс» Орлин