Тема для «FM»

(по следам одного концерта)

Почти забытый сюжет

«FM» стал первой группой, вышедшей с большим сольным концертом на сцену пару недель назад «запущенного на орбиту» «Чердака». Традиция, когда группа собирает зрителей, предлагая покупать билеты, в городе практически потеряна. Уже устоявшийся клубный формат предполагает, что заплатив за вход в заведение, мы, таким образом, покупаем возможность не только увидеть  каких-то артистов, но пообщаться, принять что-то из напитков, потанцевать. Музыканты соответствующим образом вынуждены выстраивать сет-лист, понимая, что в шуме и весёлом гаме, никто особо вслушиваться и не будет. Нужны драйв, завод, энергетика. Выходя на сольник, для занявшей свои места публикой, пришедшей специально, чтобы тебя услышать, расклады иные, Тут точно есть смысл, показать, что ты имеешь за душой, какой материал тебе близок на данном этапе, куда ты двигаешься, как автор, да и, вообще, есть ли оно, это движение.

Знаю, в силу перечисленных причин, концерт «FM» просто не мог быть очередным, дежурным выходом из трёх блоков. Музыканты готовили, выстраивая его таким образом, чтобы представить нынешнее своё состояние достаточно объёмно. Это важно. Особенно для продвинутой публики, внимательно отслеживающей каждый твой шаг.

Сыграть на «козырях»

 Весьма логичным в такой ситуации выглядит желание сыграть на «козырях» – то есть, показать, в первую очередь, свои сильные стороны. К таким, вне сомнения, относятся: «слетанность» (позади сотни, сыгранных вместе концертов), умение чувствовать настроение зала (аудитория никогда не бывает одинаковой), энергия («FM» любит и умеет «раскачивать» площадки, причём не за счёт банальных «прихватов», а используя свои навыки и умения), появившаяся в последние годы, пусть и дозированная  эклектичность, идущая на мой вкус, только в плюс.

Все понимают, что восприятие любого концерта – вещь глубоко личностная. Это зависит от многих факторов – настроения, в данный конкретный момент, состояния, элементарного погружения в материал. Приходя на концерт группы, которую ты хорошо знаешь, но давно не видел, разумеется, ждёшь что-то новенькое для себя. И дело не в премьерах-премьерах – часто вещь, которую ты даже слышал раньше (и даже не раз, может быть), спустя время, начинает звучать совершенно иначе. Признаюсь, вот и я на этом концерте, в первую очередь, ждал то, что знал в меньшей степени. К примеру, было любопытно услышать в концертном звучании «Февраль», который мы с лидером «FM» Сергеем Шмелёвым в недавнем интервью, практически «разобрали на составляющие». Она прозвучала в первом блоке песен и «зацепила», в первую очередь именно надрывом, подачей, болью, которая «плещется» внутри и пробивается сквозь строчки. Впрочем, времени на переосмысление мощная программа просто не давала, ибо вскоре прозвучал «Бродский», где случилось, возможно, главное, что может в таком случае быть – Шмелёву удалось передать то щемящее чувство расставания со всем, что так любишь. Очень настроенчески верной получилась песня. Сделанное обретает смысл, если годы спустя более молодые люди находят что-то своё в твоих строчках. Написанных в другую эпоху. Ведь неслучайно, к поэзии Бродского сегодня тянутся лидеры тольяттинских групп. Все знают, как ценит поэта тот же Ренат Натфуллин («Четыре Квартала»). И это хорошая тенденция.

Уже сказал о ярче проявляющейся в последние годы у «FM» эклектике. Заключается она в стремлении играть совершенно разные по стилистке вещи. Как пример «Арбузы и мухи». Это практически речитатив, стилистически, как мне показалось, близкий по подаче к Васе Обломову. Понятно, что музыкантам такое «разнотравье» только в радость. Утомительно раз за разом ходить по одним и тем же «тропинкам», даже самым удобным. Ещё одним удачным примером «разбавления» привычной стилистики – распевной, разворачивающейся, может служить одна из самых печальных песен программы «Лучший друг мой уехал», решённая в ритме танго. И, так, во всяком случае, услышалось, именно танго соответствует теме прощания. Прощания навсегда.

Безусловно, в этом же ряду и «Север», сделанный в диско. Сыгранный уже под занавес, когда уместно было дать что-то из старенького, любимого.

Просто не могли парни не сыграть одну из своих самых стильных вещей: «Диджеям грустно». Вроде бы всё просто по тексту – он реалистичен, понятен, осязаем. Но найденный ритмический ход сделал песню! Яркий пример, когда правильно расставленные акценты в аранжировке, способны кардинально изменить «картину мира».

Из зацепившего отмечу ещё «Тень», написанную на стихи Семёна Кирсанова, на припеве превращающуюся практически в жёсткий хардёшник, а также «Эй, ветер», странным образом, настроенчески переплетающуюся с книгой Патрика Ротфусса «Имя ветра», находящуюся на моём столе. В ней, кстати, было, где развернуться Саше Никифорову, отвечающему в группе за гитару.

И совершенно не ожидал услышать столь необычное «прочтение» известнейшей советской песни «Нам не жить друг без друга». И, отмечу, не был разочарован. Зачётный номер!

Понятные моменты

Приятным «бонусом» можно рассматривать  исполнение двух песен, вместе с Ярославом Сапожинским. Ход правильный. Большое действо обязательно стоит разнообразить такими «фишечками». Здесь же ценность ещё и в том, что песни заиграли совершенно новыми красками. Поскольку Ярослав просто не мог «сесть и подыгарть» он предложил сделать «Волшебство сентября» и «Сказку» (на стихи Давида Самойлова) несколько иначе. Результат – обе получили как-будто новое звучание, появились «детальки», которые могут дать исключительно клавиши. Реально – это не просто хороший опыт взаимодействия, но и возможность для переосмысления каких-то моментов. При работе в студии, к примеру. Как вариант.

Стоит отметить работу музыкантов: ровного и мастеровитого барабанщика Васю Пирогова, артистичного Людвига Анохина, играющего на басу, техничного и изобретательного Сашу Никифорова, чья гитара не просто «заполняет ниши», на ней большая нагрузка по «обвесу» всей конструкции – от пронзительных соло до вкусных «вкраплений».

Местами очень любопытными выглядели бэки. За них отвечают Людвиг и Вася.

Были ли технические огрехи? Да, были. Не критичные, вполне объяснимые. Камерная, незнакомая сцена. Очень внимательная публика, сосредоточенно наблюдающая за процессом. Повторюсь, постепенно исчезает привычка играть именно в таких условиях у наших команд. Тут видна любая неточность.

Не идеальным был звук. Во всяком случае, в моменты пиковой, перегруженной гитары, трудновато было разбирать текст. Пара песен в начале программы (это имеет смысл подчеркнуть), таким образом, прозвучала только вполовину (по смыслу), ибо слова вокалиста «не читались». Практически уверен, что отладка таких настроек процесс времени. Залу и технарям нужно привыкнуть друг к другу. Такое редко получается «по щелчку». Много нюансов.

Закладываясь на будущее

После первого «номерного» концерта на площадке «Чердак продакшн», можно предположить, что формат заработает. Но требуется время. Чтобы ломать стереотипы и привычки. Это касается и взаимоотношений публики и музыкантов (насколько первые готовы идти на встречу с теми, кто их интересует, а вторые способны дать им смыслы и зрелище), и ценовой политики. Тут история может рассматриваться именно в комплексе.  Какой-то один, вырванный из контекста «фрагмент» не будет является основной причиной, достаточным объяснением.

Публика, пришедшая на концерт «FM» получила, судя по эмоциям (зал был очень тёплым!), то, что искала. И это один из «сигналов», влияющих на выбор вектора движения.

Алексей «Алекс» Орлин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *