Накануне Нового Года один из главных тольяттинских авторов Юрий Ковшов выпустил мини-альбом «Банзай!». Возможно, кому-то выбор времени покажется неочевидным: в предпраздничной суматохе трудно бывает выкроить полчаса и спокойно, сосредоточенно послушать даже EP, голова занята другим. Однако для Ковшова было важно завершить работу именно в 2021: «Я записал эти песни. Они пошли в жизнь. Можно взять паузу или двигаться дальше». Тут важно пояснить, что Юра много раз подчёркивал в своих интервью, что он не пишет песни, они приходят сами, причём приходят совсем не как стихи, а уже готовыми, вместе с мелодией, остаётся только их «шлифовать». Поэтому не дают покоя, требуют самостоятельной жизни, просятся наружу.
Честно говоря, меня удивило даже не время выпуска, а скорее подход к подаче. То есть сначала последовательно автор выкладывал песню за песней, причём делая это подробно, с текстами, давая возможность с материалом познакомиться, а уже потом выпустил EP целиком. Таким образом, элемент новизны восприятия исключался полностью. Жаль, потому как «Банзай» – один из самых сильных тольяттинских релизов года. При этом позиция Юры предельно проста: меньше всего его заботила какая-то коммерческая составляющая, он прекрасно понимал, что её нет, в большей степени ориентировался на собственные ощущения. А ещё, Ковшову, как всегда, хотелось, чтобы его слушатель не только послушал альбом, но ещё и постарался погрузиться в него. Благо, здесь, начиная от названия заглавной вещи, есть, на что обратить внимание.
Начинается EP c красивой баллады «День без лица». Для себя (с чем Юра не согласился) я обозначил её как «большую обманку», поскольку за мажорными, «сладкими» аккордами, как всегда у Ковшова, спрятана целая жизнь: со взлётами, падениями, ошибками, страстями. То есть изящно «упаковывая», придавая красивую форму подаче, Юра ни на шаг не отступает от своих принципов – говорить о том, что волнует сейчас, когда многое в судьбе уже случилось.
Разбирая «День без лица» просто невозможно не сказать о том, насколько органично в неё вошёл Сергей «Гоголь» Радаев со своим саксом. С первых нот слышно, что ему очень глянулся материал, и он не просто стремится «сделать красиво», а по-настоящему «въехал» в него. Ковшов подтверждает, что так всё и было: «Сергей, как большой профи, буквально с первого прослушивания, прекрасно понял, чего я от него жду, и сделал всё мастерски!». Тут важно подчеркнуть вот что. Гоголь приглашается нашими командами на запись часто, но, как правило, его зовут сделать красивую «проходку». Здесь (говорим об альбоме в целом) он играет много и чрезвычайно разнообразно. И это роль не «вишенки на торте», а полноценного участника, ему очень нравится.
Вторая вещь альбома «Не ссучиться» придумана, по обозначению Ковшова, как «хитрый вальсок». Кого-то может резануть название, как ни крути, но связанное с совершенно определённой средой. Юра отреагировал так: «Я же не придумывал строчку. Она как пришла, так и встала на место. Вполне ясно обозначая смысл того, о чём идёт речь». С последним спорить трудно, поскольку проблема изменений, которые происходят в людях со временем – одна из тех, что трудно воспринимать с холодным сердцем. Примеров, думаю, у каждого достаточно.
Кстати, в этой вещи, Юра, как удалось выяснить, сознательно раскидывал некоторые свои, в том числе, фирменные «фишечки», в виде, допустим столь характерной строчки «сердце моё шалое». Почему бы, собственно, и нет?!
«Банзай!» – вещь, о многозначимости названия которой мы уже говорили, получилась самой рок-н-ролльной на мини-альбоме. Местами тут Юра обращался к русской частушечной традиции (в куплете), местами, в первую очередь за счёт дуэта гитары и саксофона, всё уходило даже в психоделик.
– Честно говоря, я в специально этого не делал, – усмехается Юра, – но уж если так звучит, то скорее это заслуга Димы (Дмитрий Русанов – постоянный партнёр Ковшова по студийной работе) и Сергея. По всей видимости, они так почувствовали материал.
Совершенно логично завершает EP песня «Последняя любовь». И тут тоже расчёт на слушателя, который не просто слушает что-то фоном, а на того, кто пытается разобраться в сути. А она в том, что песня-то не про любовь к женщине, а про творчество. Ночь здесь символизирует время, когда ты волен делать то, что можешь и должен: «Ты, ночь, опять на мне играешь»…
Весь материал записан Юрой на домашней студии. Сводить тоже пришлось самому, и не всем он доволен. Впрочем, вы встречали автора, который бы считал сделанное идеальным? Сам же Ковшов «колдовал» над обложкой, выросшей из, во многом случайной, фотосессии в «Дилижансе».
Однако, это уже детали. Главное – получился альбом, который хочется слушать. Настоящий подарок для того, кто способен оценить.
Алексей «Алекс» Орлин
Обложка: Юрий Ковшов