Лидер тольяттинской группы «Воздух!» Юрий Ковшов выпустил новый альбом. Весной мы говорили с ним о предстоящем релизе, представляя вещь «С Рожденьем», и, вот, спустя полгода, новая работа одного из самых интересных тольяттинских авторов увидела свет.
Собственно, в альбоме из девяти песен, новыми можно считать только три: «Броды и мосты», «Стук в дверь» и «С Рожденьем». Ещё одна «Пока ещё живы» исполнялась на концертах, но никогда не выпускалась. Ничего странного в таком подходе нет, поскольку собирал его Юра постепенно, в течение трёх лет. И в процессе записи, постепенно материализовывались истории, казалось бы давно забытые. Так «Стук в дверь» была найдена в старых записях, датируемых аж 1988 годом. И так легла на душу, будто была написана вчера. Более того, как рассказал Юра, эту песню он сознательно делал с точки зрения подачи, как некий отсыл к Цою. А ещё в ней он сам сыграл на живом басу. Сыграл так, как именно тут было нужно.
Такой подход вполне объясним. Ковшов уже давно предпочитает сам записывать свои альбомы, добиваясь требуемого звучания. Того же старается добиться и от музыкантов, привлекаемых к процессу. В частности, в альбоме достаточно много гитарных партий, сыгранных Димой Русановым. Хотя, безусловно, возможности извлечения сэмплированных звуков, сегодня могут запутать кого угодно. В частности, я просто был поражён пронзительно красивой трубой в одной из вещей…
Отвечая на вопрос, насколько он доволен получившимся, Ковшов, честно признаётся, что процентов на девяносто. А когда речь заходит о главных смыслах, то более всего выделяет освобождение.
– Пока ты не освободишься от старых песен, ты просто не можешь двигаться дальше, – подчёркивает Юра. – И именно этим я доволен более всего. Потому как песни новые пишутся, и если будет отпущено, мы ещё чем-то сумеем удивить.
Я бы назвал этот альбом вообще не слишком типичным для Ковшова. Нет, всё на месте – отличное звучание, тексты, в которых всегда есть не просто смысл, в них есть история и философия. При этом, удивительным образом, слушая даже такой, леденящий душу (по смыслу) номер, как тот же «Стук в дверь», ты, погружаясь в гармонические построения, на выходе оказываешься не с безнадёгой, но с надеждой. Сам Юра усмехается: «Всё дело в том, что я убрал жёсткость из подачи, поэтому и песни приобрели несколько иное звучание. Взрослеем, видимо». Мне же, однако, представляется, что дело не только в подаче. Само восприятие, заложено в аранжировке, когда мастерски состыковываются мажорные ходы и глубокие, бьющие по нервам стихи.
Сам Ковшов, вовсе не считает альбом концептуальным. Трудно ждать подобного, когда все песни написаны и вышли в свет, в разное время. Мы с Юрой сошлись во мнении, что, правильнее всего обозначить «Броды и мосты» – как подведение черты под определённым периодом жизни.
Но при этом вполне концептуальным можно назвать сам подход.
– Мне хотелось, чтобы песни зазвучали именно так, как они когда-то мной были придуманы – полноценно, в электричестве (до этого они звучали в акустике), делится мыслями Юра. – Ту же «Если сердце» мне вообще хотелось сделать вместе с оркестром. Жаль возможности такой не было.
Если мне была совершенно понятна жесткая гитарная подача в «Пока ещё живы», в которой Ковшов, как он признался, постарался сделать так, чтобы было узнаваемо время, когда все играли именно так, используя «грязноватый» звук, то выбор для названия альбома последней и самой новой (по времени появления) композиции «Броды и мосты», несколько удивил.
– В этом есть смысл, – смеётся Юра. – Получилось быстро пролетающее кантри. Вроде только началось, а вот уже и закончилось. А никто ничего не понял, всё как-то размыто. Значит, надо вернуться и послушать ещё раз. А лучше прочитать стихи.
Такие «штучки» связаны практически с каждой песней альбома. Каждый, как обычно, сумеет увидеть и услышать исключительно своё. Главное преимущество любого материала Ковшова в том, что есть в чём разбираться, что улавливать, с чем спорить.
По мне – получился зрелый, мастерский альбом. Обязательно буду его слушать, а несколько треков возьму себе в плейлист.
Алексей «Алекс» Орлин