Факт: нет двух похожих историй, музыкальных, в том числе. Многие группы успешно забывают ровно в тот момент, когда они перестают выходить на сцену, более того, даже и не вспоминают никогда. Примеров – сотни. Тольяттинской группе «Хуго-Уго» в этом смысле повезло. Нашлись люди, которые уже много лет, по крупицам, собирают всё, что было связано с командой, прекратившей существование в 2007 году, после ухода из жизни гитариста и вокалиста Максима Котомцева. Причём с каждым годом работа по сохранению того, что удалось сделать музыкантам «Хуго-Уго» выходит на новый уровень.
Так, год назад была выпущена книга Макса Котомцева «Голос твой издалека», а в предпоследний день нынешнего лета вышел альбом группы «Дельтаплан». Вошло в него 12 треков, плюс три бонуса: «Подвальный Пьеро», «Телеграмма добру», «Солнца больше нет», записанных во время грандиозного самарского фестиваля «Самый Плохой» (кардинально изменившего многое из подходов к организации фестов у нас в области).
Диск станет настоящим подарком для ценителей и знатоков. И дело не только в том, что его тираж пронумерован, то есть каждый обладатель диска понимает, какой по счёту (из 100 экземпляров) ему достался, но ещё и с учётом истории, которая считывается уже тогда, когда начинаешь изучать буклет. Ну, в частности, я никогда не знал, что нынешний специалист по медиалогистике Григорий Кузин, отыгравший, кстати говоря, все треки на барабанах, проделал это в стенах собственного дома. То есть весь материал был записан именно у него. А все партии баса прописал нынешний басист «Мельницы» Алексей Кожанов. Хотя, разумеется, прекрасно знаю, с каким теплом и уважением Лёша относится к тому, что делали «Хуго-Уго». Считая группу одной из самых значимых в Тольятти.
Михаил Лёзин, известный в Тольятти по участию в таких проектах как «Учитель Ботаники», «Клад Яда» так и вообще убеждён, что «Хуго-Уго» группа отнюдь не городского и даже не российского, а международного масштаба. И все последние годы старается сделать так, чтобы как можно больше людей познакомились с песнями «Хуго-Уго», сумели оценить их, составили собственное мнение.
– С моей точки зрения, – рассказывает Миша, – в истории останутся далеко не все. «Хуго-Уго» – точно будут помнить. Для того, чтобы понять, кто из тольяттинских групп востребован, можно, например, посмотреть статистку скачиваний в том же «вконтакте». Люди разного возраста находят в песнях группы что-то именно их цепляющее.
Тут стоит сказать, что любой подвижник (а к ним Лёзина точно стоит отнести), может годами биться, не получая результатов, если рядом не окажется тех, кто поддержит. В этой связи просто нельзя не упомянуть экс-тольяттинца, а ныне питерца Александра «Стэда» Мухина, сумевшего систематизировать, собрать и оцифровать все записи, сделанные в ранний период деятельности группы. Без этого шага, просто было не с чем двигаться дальше. Как рассказывает Михаил Лезин, они уже, устав от ожидания, планировали с Александром Верёвкиным (“Плато Тольятти”) выпустить тот же “Дельтаплан” собственными силами, но их отговорил известный тольяттинский коллекционер и большой знаток российского андеграунда Андрей Романов. Отговорил, получается, не зря. Став официальным представителем компании «Выргород» (независимое московское издание, известное выпуском альбомов представителей андеграунда, а теперь ещё и книг по теме – А.П.) Романов активно посодействовал появлению официально изданного CD продукта, изготовленного фабричным способом, с четырёхстраничным буклетом.
– Я считаю, как настоящая большая группа «Хуго-Уго» заслужила издания всех своих записей, – подчёркивает Лёзин. – Да, сначала таким, пусть больше коллекционным способом. Но сегодня мы уже говорим с Романовым и о том, чтобы в дальнейшем официально выложить альбомы группы на всех главных цифровых площадках.
А то, что интерес к сделанному музыкантами «Хуго-Уго» есть, и большой, подтверждают ещё и кавер-версии, которых всё больше появляется в сети. Эстонцы из «Tugusung» записали свой вариант «Мне так страшно», ростовчане из «Утра» спели «Кто-то ходит в чёрном небе».
То есть песни тольяттинских музыкантов живут, приходят к новым слушателям. И, возможно, это и есть то, чего хочет каждый творчески человек. Поскольку в таком случае появляется ощущение – всё было сделано не зря.
Алексей «Алекс» Орлин